Найти тему
Daily Storm

Академик Игорь Маринин: США даже на Луне хотят продвигать повесточку, но их ракеты Falcon пока господствуют на мировом рынке

   Коллаж: Daily Storm
Коллаж: Daily Storm

День космонавтики в 2024 году ознаменовался успешным запуском тяжелой ракеты «Ангара-А5» и указами президента о разработке передовых ядерных двигателей для путешествий к Марсу. Академик Российской академии космонавтики имени К.Э. Циолковского Игорь Маринин рассказал Daily Storm о достижениях России в освоении космоса и конкуренции с миллиардером Илоном Маском и США.

— Недавно была успешно запущена ракета «Ангара-А5». Насколько это большой шаг в развитии российской космонавтики?

— Значение этого запуска достаточно серьезное. Дело в том, что серию ракет «Ангара» разной грузоподъемности разработали достаточно давно. С основной целью заменить «Протон-М», использующий гептил — очень токсичное топливо, которое Казахстан запрещает использовать для запуска ракет со своего космодрома Байконур.

Поэтому мы вынуждены были разработать новую ракету и создать для нее стартовый комплекс, но, естественно, не на чужой территории, а на своей. В 2014 году она впервые полетела с космодрома Плесецк и с тех пор она летала уже шесть раз в легких модификациях и один раз в тяжелой.

При этом сейчас впервые старт «Ангары» произошел с космодрома Восточный, который работает с 2014 года, но использовался только для запуска ракет среднего класса «Союз». Теперь же можно будет запускать тяжелый класс и легкий класс.

   Запуск первой летной ракеты космического назначения "Ангара-А5" с разгонным блоком "Орион" с космодрома Восточный / Фото: РИА Новости / Сергей Бобылев
Запуск первой летной ракеты космического назначения "Ангара-А5" с разгонным блоком "Орион" с космодрома Восточный / Фото: РИА Новости / Сергей Бобылев

Что касается самой ракеты, то она не только экологически чистая, но еще в перспективе будет очень экономичной. Дело в том, что все модификации этой ракеты широкого спектра грузоподъемности формируются из универсальных ракетных модулей УРМ-1 и УРМ-2.

УРМ-1 для первых ступеней тяжелых и легких ракет, УРМ-2 — для третьей ступени тяжелой ракеты и для второй ступени легкой ракеты. Разные комбинации этих универсальных модулей позволят запускать ракеты разной грузоподъемности. В результате УРМ станут выпускаться серийно, а это значит, что они будут дешевле и надежнее.

Также этот пуск открыл возможность использования «Ангары» не только с северного космодрома (Плесецк) и выведения на приполярную орбиту, но и с нашего космодрома Восточный, вместо Байконура, для запуска на геостационарную орбиту. Вот такая у нас перспектива. Соответственно, и к Луне, и к Марсу и оттуда куда угодно эта ракета будет летать. Я думаю, лет 40 еще вперед.

— Есть ли у нее конкуренты в других странах?

— Ракеты такой грузоподъемности наиболее востребованы. Например, ракету H-II японцы никак не могут наладить. Было несколько пусков, и половина из них аварийные, то есть у них никак не получается сделать ее надежной. H-I они сняли с производства — это такая же ракета, но она была страшно дорогая. Каждый пуск стоил порядка 500 миллионов долларов — это невероятная стоимость.

Примерно такая же ситуация была у европейской Ariane-5, которую тоже сняли с производства. Вместо нее пытаются создать более дешевую ракету Ariane-6 — тоже не получается. Сейчас Европа осталась практически без ракет: без легкой, без среднего «Союза», который они у нас закупали, и без тяжелой ракеты, которую у них не получается запустить.

Наиболее используемой в мире сейчас является ракета такого же класса Falcon 9 частной компании Space X Илона Маска. Но конкурентом ее назвать практически невозможно, потому что из-за санкций, которые наложены на нашу страну, мы никак не можем конкурировать за запуск зарубежных спутников. От нас отрезаны практически все возможности запуска спутников, на которых хоть каким-то образом использована радиоаппаратура Соединенных Штатов, Европы или Японии.

У них там свой рынок, у нас будет свой рынок. Поэтому у нас сейчас задача организовать и профинансировать полезную нагрузку для этой ракеты внутри России, по задачам РФ, и искать заказчиков на запуски, прежде всего среди участников БРИКС.

— Falcon 9 дешевле нашей «Ангары»?

— У нас «Ангара» совершила всего семь запусков, а «Фальконы» сделали уже больше сотни. Falcon 9, конечно, дешевле, потому что он крупносерийный, а мы к серийности только идем. И придем, только если будет нагрузка.

Но все равно благодаря вот этим вот политическим санкциям практически 3/4 всех коммерческих запусков перехватил Маск. Поэтому пока политических решений не будет отменено, у нас конкуренция с ними никак не получится. И на такую частоту, а, соответственно, на такие цены, мы выйти вряд ли сможем.

— Space X использует многоразовые носители, которые возвращаются на землю. А у нас почему такие не делают?

— Это серьезный плюс их ракет. Маск разработал и уже отработал многоразовость, только не всей ракеты, а первых ее ступеней. Вторая ступень разрушается, но первая ступень некоторых ракет слетала уже 10 раз.

У нас проблема в том, что мы не можем сажать на воду. А посадка на твердую почву — в России очень пересеченная местность, поэтому проекты многоразовых первых ступеней для нашей «Ангары» пока отложили на достаточно долгое время. Но сейчас у нас разрабатываются Центром имени М.В. Хруничева полностью многоразовая легкая ракета, на которой была бы крылатая ступень. Она не вертикальная, как у Маска, а предполагается, что она будет садиться с помощью крыльев на посадочную полосу в виде управляемого планера.

   Ракета Falcon 9 стартует из Космического центра Кеннеди во Флориде / Фото: Global Look Press / Defense Ministry
Ракета Falcon 9 стартует из Космического центра Кеннеди во Флориде / Фото: Global Look Press / Defense Ministry

Посадочную полосу для нее на Восточном построили — он будет использоваться и в качестве аэродрома. Сейчас там заканчивается строительство коммуникаций, сооружений, а сама взлетная полоса уже испытана самолетами.

Также разрабатывается ракета средней грузоподъемности «Амур СПГ», которая заменит в конце этого десятилетия «Союзы», она примерно такой же грузоподъемности, но будет использовать в качестве топлива даже не керосин, а просто сжиженный газ. У нее тоже будет первая ступень многоразовая. Эти работы ведутся они уже на хорошей стадии, и я думаю, что в 2027-2028 году начнутся летно-конструкторские испытания этой многоразовой ракеты.

— Сегодня была новость о том, что Владимир Путин издал указ о выделении средств на проект по развитию космической ядерной энергетики. Что это за технология?

— Что касается ядерной энергоустановки, то она разрабатывается у нас сейчас в Москве, ее мощность около 500 мегаватт. Это очень сложная система для дальних полетов, которая позволит разогнать космический аппарат до очень большой скорости, чтобы исследовать дальние планеты. Она нужна для быстрых перелетов к Марсу и дальше. Для полетов к околоземной орбите или к Луне этот двигатель использовать нерационально, потому что и тормозиться надо будет медленно, и разгоняться.

Это очень перспективная технология, и здесь мы впереди планеты всей. Американцы и остальные отстают от нас лет на 10 в разработке. Сейчас все занимаются продвижением этой технологии, а у нас она продвинута лучше всех, но эту разработку задержали санкции, которые нам не позволяют покупать даже испытательное оборудование.

Поэтому Путин издал указ с подачи, естественно, «Роскосмоса», с подачи правительства об усилении финансирования этого направления. Так что, я думаю, до 2030 года этот ядерный буксир тоже начнет летно-конструкторские испытания.

— Опасна ли эта установка для обитателей Земли и для экипажа космического аппарата?

— Небольшая опасность есть при выведении этой установки на околоземную орбиту, потому что если произойдет авария, то обломки упадут и произойдет радиоактивное заражение, хотя и небольшое, потому что это все радиоактивные элементы сохраняются в специальном контейнере. У нас уже был опыт использования ядерной энергетической установки в 1970-х годах, правда, менее мощной, и один из спутников с этой установкой упал на территорию Канады. Мы выплатили там кое-какие компенсации, хотя тогда никто не пострадал.

Тем не менее у нас есть опыт работы с такими установками. И сейчас у нас технологии совсем другие, аварийность значительно ниже, чем в те годы, поэтому вероятность какого-то вреда меньше. Опасность для людей на земле, для животных просто минимальная.

Что касается экипажа, то здесь разрабатываются специальные средства защиты, но в то же время экипаж — это дело очень далекого будущего. Прежде всего эта установка будет использоваться для разгона межпланетных автоматических станций. Там людей нет, поэтому защищать их не надо.

— Как вы считаете, в будущем возобновится сотрудничество между странами в космической сфере? Или будет соперничество, как во время холодной войны?

— Во время холодной войны не было соперничества как такового. Каждая страна успехами в космосе пыталась доказать превосходство своей экономической и политической системы. Советский Союз доказывал, что его строй наиболее оптимален, а американцы, соответственно, успешность своей системы. Просто кажется, что была какая-то гонка, хотя на самом деле это чисто политические решения.

Сейчас же все очень прагматично, потому что условия прежде всего диктует экономика. Единственный момент — и меня (и вообще, наверное, всех смешит) — что американцы в первый с 1972 года лунный полет включат первую женщину и первого цветного, которые ступят на Луну. Я думаю, что там до трансвестита недалеко. То есть у них шапкозакидательство еще осталось. На самом деле мы, Россия, от этого уже давно отказались и идем своим путем в меру своих финансовых возможностей и необходимости.