Не все страны сумели преодолеть последствия колониального вторжения, часть из них до настоящего времени в экономическом и социальном кризисе, их потери не компенсированы. Изношенная модель захватчиков: официальная позиция не должна соотносится с реальностью, например, если ты занимаешься ограблением аборигенов, то убеждай всех в том, что ты осчастливил их своей уникальной цивилизацией и культурой. Но какую культуру могли привнести пираты, они ее могли только забрать и разместить в своих музеях.
Национальные сокровища колоний, организованных, как правило, насильственным путем присвоили музеи Европы и США. Особенно безнравственную позицию заняла Англия, единственная страна, которая приняла закон, разрешающий музеям Британии хранить незаконно вывезенные из других стран артефакты. Директор Британского музея Хартвиг Фишер прямо заявил, что в музее «коллекции должны быть сохранены как единое целое» и добивал какие- то еще какие- то туманные слова без логичной составляющей. Фактически, согласно Закону о Британском музее 1963 года, музею запрещено возвращать экспонаты, за исключением тех, которые уже «непригодны для хранения в коллекциях», то есть утиль отдать можно желающим. Представитель Британского музея решительно подтвердил, что артефакты, действительно, Англия присвоила, так как в ее музеях им будет лучше.
В СМИ утверждают, что не известно точное количество присвоенных Англией в ходе колониальных войн артефактов, так как не все из них выставляются для всеобщего обозрения. Однако, общеизвестно следующее:
Из Австралии у местного населения был украден щит Гвегал, артефакт не возвращен. Так, согласно официальной версии, путешественник Джеймс Кук высадился в Ботани-Бей 29 апреля 1770 года, его отряду противостояли всего два воина-аборигена из клана Гвеагал. Кук и его десантный отряд были крайне щедры и любезны, предложив воинам-аборигенам подарки в виде гвоздей и бус.Но два воина были не так глупы, как полагал мореплаватель Кук, и запустили камнями и копьями в его отряд, который был вооружен и выстрелил в невооруженных владельцев территории. В итоге один из воинов был ранен, и оба воина отступили, оставив агрессорам копья и щит. Ученые Англии, изучившие щит усомнились в том, что именно этот щит является щитом Гвегала. Однако, в любом случае, щит из Австралии крайне ценный артефакт. Представитель племени гвеагал из Бермагуи, начал кампанию за возвращение щита в Австралию вместе с несколькими копьями аборигенов, хранящимися в Кембридже. Британский музей отклонил просьбу о репатриации, поскольку Британия узаконила присвоение насильно вывезенных артефактов .Куратор Британского музея считает, что щит должен остаться в музее, поскольку только так мир способен понять, что воровство тоже может быть благородным, именно воровство расскажет всему миру «трогательную» историю встречи британцев с двумя аборигенами Австралии, защищающих свою территорию, и всем сразу станет понятна благородная миссия стреляющих в аборигенов агрессоров. А может быть в Англии есть еще один щит аборигенов, так как некоторые исследователи считают, что не все коллекции были полностью каталогизированы, из чего следует, что в Англии столько артефактов, что нет времени их систематизировать, не то что возвратить владельцам. Есть еще один щит ,но его почему- то нет в музее Боуза, предполагают, что его просто не могут найти, так как , возможно, он попал в другой музей, где может храниться среди коллекций, которые не были полностью каталогизированы
Из Нигерии, после вторжения британский войск в конце девятнадцатого века в Англию вывезены примерно 4000 скульптур из бронзы и не возвращены.
Из Египта вывезены Розеттский камень (фрагмент древнеегипетской стелы из магматических пород), который присвоил завоеватель Наполеон, а после его поражения в 1815 году, его присвоила Британия. Ценность камня в том, что греческий текст на камне дал возможность учетным понять значение иероглифов, до этого древнеегипетская письменность считалась не поддающейся расшифровке.
Из Греции в Англию вывезены мраморные скульптуры Парфенона, которые пока не возвращены, но есть слабые перспективы на это.
Из Эфиопии в Англию в 1868 году были вывезены более тысячи сакральных религиозных рукописей. Есть сведения о частичном их возврате. Фактически профессиональные пираты Англии присвоили таботы — деревянные и каменные скрижали, хранящиеся в алтаре Эфиопской православной церкви как копии скрижалей Завета. Одиннадцать священных табличек захватили британские солдаты, вторгнувшись на территорию Эфиопии в 1868 году. Реликвии передали в Британский музей, однако с тех пор они никогда не выставлялись публично. Согласно официальным заявлениям, о скрижалях нет информации на сайтах Британских музеев, а сотрудникам музеев запрещен доступ к их местонахождению. Доступ к хранилищу разрешен только эфиопским священнослужителям. Министр культуры Эфиопии обращался к британцам с просьбой вернуть святыни на историческую родину. Информация о возврате отсутствует.
Продолжение следует