🤗 «Долго ли, коротко ли...» крутилось моё бренное тело на диване бескультурья, со времён моего обращения в секту «музеелюбцев», науке доподлинно неизвестно.
😑 Известно другое, что как раз, когда мой левый бок уже начал покрываться лёгким мхом «дремучести» с пугающей порослью «бытовой деградации» - жена ворвалась в мою зашторенную комнату и топнув красным сапожком громогласно воззвала к моей совести:
💬 «Хватит, бухать в подвале! Пора Русь-Матушку уважить, да лучину её искусства в сердце своём зажечь! Одевайся бестолочь, путь неблизкий, грачи прилетели и ты лети аки тройка удалая…а то скалка, сковородка и двойка ударная, прямо на твоей физиономии окаянной распишутся! Шевелись, лёд тронулся!»
🕺 …и, должен сказать, такая гибкость во всём моём теле окаянном сразу обнаружилась, кто бы мог подумать!...
🌪 Так вот полетели мы в Кремль быстрее ветра южного, да в Нижегородский художественный музей ко сроку прибыли.
😇 Ладно-ладно, не буду вас больше томить слогом старинным (хотя он хорош правда?) – и дальше опишу наш культпросвет в привычном формате.
🤩 В начале посещения – было помещение!
🏰 Выставка без малого заняла три этажа:
Первый этаж: картины художницы Натальи Нестеровой (её стиль мне не понравился, поэтому писать о них не стану – пусть лучше это сделает тот, кому её работы по душе, так будет справедливо) и выставка икон (об этом тоже писать не вижу смысла, так как такие удивительные работы лучше прийти и посмотреть самому, чтобы понять, чувствуешь ты что-то или ещё нет)
Второй этаж: собственно сама экспозиция русского искусства рубежа XIX – ХХ веков (вот о её 3х самых запомнившихся картинах я и напишу ниже)
Третий этаж: продолжение экспозиции русского искусства.
🖼 Прежде чем перейти к картинам замечу, что само их содержание в музее вызывает у меня уважение – климат-контроль буквально повсюду! Подставки, рамки, пояснительные тексты, свет, скамейки, кушетки, смотрители, экскурсоводы – всё (и все) на своих местах!
🎃 Ладно, пора уже перейти к соскабливанию дремучести со своих налёжанных поэтически-музыкальных боков. И помогать мне в этом будут следующие 3 шедевра…
🐂 1. «Осенняя Пахота В Малороссии» (1876г) (Автор: Михаил Константинович Клодт)
👉 Именно эта картина встречает посетителей на втором этаже. И знаете что? Можно дальше не идти. Почему? Потому что это лучшая картина на всей выставке, по моему скромному (и со всех сторон субъективному) мнению!
💁♂ И казалось бы, простой у неё сюжет – пахота. Мужик (обычный, не Киркоров «зашедший не в ту дверь»), плуг (не с Вайлдбериз заказанный), волы (не «волыны» даже, не «быки» и не «братки»…хотя и животные). Всё…
🤔 Или не всё? Конечно, не всё… А что ещё?
💡 Свет! Этот свет! Да ёлы-палы! Как он нарисовал такой СВЕТ?!
☀ Эта картина – фрактал какой-то, не иначе! Ты встаешь перед ней – и по тебе льётся солнечный свет. Тебе тепло. Ощущаешь телом. Тебе безмятежно. Тебе хорошо. Как никогда в жизни не было хорошо. И стоять так можно бесконечно. Мы с женой стояли. Потом возвращались и ещё стояли, чтобы поскорее вернуться и ещё постоять, приговаривая «ну ещё разочек, ну одним глазком»!
⛵ 2. «Берег Далмации» (1848г) (Автор: Иван Константинович Айвазовский)
🧐 Давайте, сразу с загадки начнём, которую все задают по поводу этой картины – как вы считаете, что на ней изобразил Айвазовский: рассвет или закат? Ответ знал только сам мастер. Но он нам его так и не рассказал. Поэтому все гадают до сих пор.
☺ Хотя бы раз в жизни нужно увидеть мастерство Айвазовского.
🤢 Потом правда от современного «искусства» тошнить будет неделю, но ничего, через месяц другой всё вернётся на круги своя… И снова придёт нечестивая тройка: Инстасамка, Моргенштерн и Даня Милохин, вновь наводнят телефон, а реклама под чутким руководством нейросети услужливо предложит купить билеты на выставку-инсталляцию гнилого банана приклеенного соплями светлоликих иноагентов скотчем к стене… Одним словом, нормально всё будет…но не сразу…
🖼 3. «В Кочках» (1889г) (Автор: Мещерский Арсений Иванович)
🔦 И снова они это делают, эти художники русские… Что делают? Да свет же! СВЕТ!
🧛♂ Я уже чувствую себя вампиром на передержке с этими их световыми эффектами! Сколько можно! Я оторваться не могу от картины – имейте совесть!
😍 Детализация невероятная, пейзаж удивительный, а ощущения…
🤫 Тут секрет такой – подходишь к центру картины вплотную, да так чтобы боковым зрением перестать замечать обрамление. Сделать это несложно, благо картина большая. И всё – ты там. Серьёзно. Чувство такое будто у картины есть некая граница, пересекая которую ты буквально телепортируешься в этот пейзаж. Вокруг лес, болото, утки, вон, уже смотрят на тебя осуждающе…
🧿 Т.е.л.е.п.о.р.т. – век-воли-не-видать!
🧿 Т.е.л.е.п.о.р.т. – чтоб мне всю жизнь сдохшего Тамагочи кормить!
🧿 Т.е.л.е.п.о.р.т. - чтоб у меня всю жизнь Элджей (светильник разума) на повторе в плеере играл!
🏞 Смесь тревоги и покоя. Какое-то смешанное ощущение полного погружения в картину из её центра, откуда рисовал художник. Ты не просто видишь всё глазами автора – ты теряешь связь с реальностью и проваливаешься в неё как в Нарнию. Раз – и ты на болотах! Блестяще. Это магия! Не разбавленная, бескомпромиссная, твоя!
🚪 P.S.:
🦇 Конечно, я не успел тут написать ни про романтику мрачных картин, которые я обожаю, будучи поклонником тёмной поэзии (их было не так много, но «они были в тельняшках»), ни про портреты (а там без малого сам Илья Ефимович Репин был представлен), ни про скульптуры (одно только «Прощание казака с казачкой» Лансере Евгения Александровича чего стоит!), ни про другие шедевры («Последние минуты Дмитрия Самозванца» нам ещё в школе показывали), да, но все они там есть и ждут своих зрителей, почитателей.
✨ Скажу так, выходя из музея в тот день, я думал не о том, какое место наша русская культура занимает в современном мире, а о том, насколько удивительно мал стал этот современный мир в сравнении со вселенной Русской Культуры…