Просматривая новости ко Дню космонавтики, я нашла очень интересную книгу Юрия Гагарина и Владимира Лебедева «Психология и космос». И мне, конечно, стало интересно, причем тут психология и кто такой этот Владимир Лебедев. Бегло пролистав книгу я буквально, залипла на увлекательных данных. И полезла искать, в Википедии было сухо написаны биографические сведения, что известный советский и российский психолог, один из создателей космической психологии. Исследовал проблемы экстремальной психоневрологии, а также психические состояния в особых измененных условиях и все. Но в интервью знающих его людей, Владимир Лебедев известен как знаменитый гипнотизер, со школьных лет поражающих своими способностями. То свастику нанесет обидчику на спину в воздухе, и она проявится волдырями, то заставит поверить, что веник – это балалайка, на которой можно играть. Даже над учителями издевался, отвечая по географии стихами Лермонтова или обидевшего его учителя, заставив раздеться и танцевать танец папуасов.
Как же дело дошло до космоса?
За проделки одаренного парня, изучившего гипноз по медицинским учебникам, выгнали из школы. Но после вернули к тому моменту кочегара Владимира, сказав не дурить, попросили расписку, что гипноз в школе применять не будет, и отправили учиться в медики. Вот так, после применяя гипноз во время учебы и работы врачом, в конечном итоге, назначили Владимира Лебедева руководить психологической подготовкой первого отряда космонавтов.
В общей книге с Юрием Гагариным, Лебедев описывал космические иллюзии и объяснял их, давал научную трактовку гипнотических представлений. Эти знания позволяли космонавтам во время полета бороться с «обманами чувств»,не пугаясь их проявления. Так и была дана установка при потере реальности, связываться по радио и проверять свои ощущения, чтобы отделить подлинное от предположительного и неясного. Кто бы мог подумать, что гипнотические феномены изучались на космонавтах в сурдокамере. «Записи биотоков мозга показали, что в условиях одиночества в коре полушарий мозга развиваются гипнотические фазы (промежуточные состояния между бодрствованием и сном») — пишет психолог. Кроме того, он отмечает, что в условиях длительной изоляции создаются благоприятные условия для стирания границы между сновидениями и реальности. В условиях одиночества и отсутствия связи с внешним миром «распадалась не только связь с внешним миром», но и образовывался «сенсорный голод», который космонавтов учили устранять за счет эмоционально-волевых навыков и тренировали интересно проводить свободного время, противостоять скуке и, следовательно, обманам чувств.
Примечательные сведения даны про взрослый эйдетизм (особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления). И при способности отличить иллюзии от реальности, трактовал эйдетизм как путь к созданию художественных произведений, приводя примеры Алексея Толстого, Ивана Гончарова, Гюстава Флобера, которые буквально жили жизнью своих персонажей, и чувствовали тоже, что и герои их произведений.
В «Психология и космос» приведены исследования как воспринимали испытуемые (мужчины и женщины) любимые музыкальные произведения в условиях сенсорного голода. В космической психологии под этим понятием понимают недостаток раздражителей, идущих в мозг от внешней среды. Владимир Лебедев подробно описывает трансовые состояния, в которые впадали кандидаты в космонавты в сурдокамере, как они видели героев, исполняющих арии, у них текли слезы или отмечалась яркая эмоциональная реакция.
Достойные внимания данные и о том, как тренировали навыки подавить извращенную информацию от отолитового прибора (вестибулярного аппарата). А если нервная система человека не справлялась, то ложные пространственные представления могут существовать долго. И не только у космонавтов, но и пилотов самолетов. Для которых иллюзии кренов и другие различные пространственные галлюцинации не так редки. Приведен пример пилота, который после полета в сложных метеорологических условиях, чудом посадил самолет, когда ему казалась, что делает это он в перевернутом виде. Бедолаге, конечно, после этого летную карьеру пришлось оставить. Интересные исследования и про человека, оказавшегося на краю бездны и его ощущениях, и взаимосвязи с боязнью высоты, которая у человека врожденная. Приведены подробные описания как во время прыжков с парашюта космонавты учатся ее преодолевать, поскольку и у обычного студента, когда он поднимается на трибуну на экзамене, могут исчезнуть знания предмета. Подробно описаны чувства и переживания Юрия Гагарина, Валентины Терешковой, Алексея Леонова и многих других.