Виктор Алексеевич Бобров (1842-1918) родился 18 апреля 1842 года в селе Готобужи, недалеко от Петергофа. Его отец, богатый купец, выходец из крестьян, стремился дать своим сыновьям хорошее воспитание и образование.
В 1850 году мальчик был помещён в один из частных пансионов Петербурга, где проучился пять лет. Затем он учился в петербургской Ларинской гимназии. Уже тогда проявились незаурядные художественные способности Боброва. Любовь к искусству была так велика, что после окончания гимназии юноша, вопреки воле отца, поступает в 1860 году в Академию художеств.
Трудолюбие обеспечило ему благосклонность профессоров. Уже в 1861—1862 годы им были получены две серебряные медали за этюды с натуры. В. М. Максимов, учившийся вместе с Бобровым, писал о нем:
"Образцовый этюдист, принесший огромную пользу товарищам по Академии как своими живописными работами, так и своими советами".
Ранние работы Боброва свидетельствуют о полученном им в Академии художеств высоком профессиональном мастерстве живописца. В собрании Русского музея имеется несколько его рисунков.
На одном запечатлен брат художника, А.А.Бобров. Художнику удалось в этом рисунке углем и карандашами передать характерные черты живого, выразительного лица. Бобров много работает в карандаше.
Лучшим среди рисунков Боброва 60-х годов является портрет В.М.Максимова. Он выполнен углем, с использованием мела и белил. Боброву удалось раскрыть одухотворенность и привлекательность юношеского образа, он полон внутренней красоты, юной чистоты.
В 1863 году Бобров был удостоен серебряной медали за "Автопортрет". Этюды и эскизы художника предписано было, по постановлению Академии, "оставить в классах и выдать Боброву в поощрение его успехов - 9 червонцев".
С 1864 года Бобров состоит в Артели художников, объединившихся вокруг Максимова, с которым он особенно близок. Сохранилось несколько портретов, выполненных одновременно, когда художники позировали друг другу.
В Артели Бобров выполнил портрет "Старуха, вяжущая чулок". Образ старушки в очках, спустившихся на нос, очень выразителен. Плотно сжаты её тонкие губы, глубокими морщинами изрезано её лицо.
Круг интересов художника был разнообразен. Он увлекался литературой, посещал концерты, музеи. Дружба с историком Н.И.Костомаровым обогатили его знаниями.
Образ видного учёного художник запечатлел в картине "Вечерняя сцена".
У открытой топящейся печи, в уютной гостиной, освещенной светом настольной зелёной лампы, в мягком удобном кресле сидит Костомаров за чтением книги. Перед печью, закутавшись в плед, расположилась молодая женщина, сестра художника. На её красивом, задумчивом лице и светлой кофточке лежат розовые отблески огня. Настроение тихого уюта, покоя, доброты и сердечности наполняют картину.
В 1867 году Бобров оканчивает Академию.
В 1868 году он предпринимает поездку на Украину. Художника сопровождает его альбом, он постоянно делает зарисовки с натуры. Здесь он создаёт ряд пейзажных работ. По большей части это рисунки.
В конце 60-х - начале 70-х талант Боброва достигает своего расцвета. Искусство поглощает все время художника. Работает он много и упорно, ежегодно на академических выставках появлялись его произведения.
В 1873 году за картину "Антонио Страдивари" Бобров был удостоен звания академика.
Художник работал во многих жанрах. Он создавал портреты, пейзажи, жанровые композиции. Однако достижения Боброва 70-х лежат в основном в области портрета.
В 1875 году Бобров овладевает техникой офорта и с тех пор увлеченно работает в этой области. В результате он стал одним из выдающихся русских офортистов. В те годы в России к офорту пробудился большой интерес. В Петербурге возникло Общество офортистов, издавались альбомы офорта. Бобров очень скоро достиг в этой технике виртуозной тонкости и непринужденности, овладел свободной манерой исполнения.
Заказных работ становилось все больше, популярность художника росла. Художественная критика писала в 1875 году:
"Самыми смелыми и симпатичными оказались офортные опыты Боброва, ряд портретов, из которых маленькие, как Флавицкого, Делароша, - особенно хороши. Судя поначалу, Боброву можно предсказать блестящую будущность в качестве гравера-офортиста. Он владеет вполне формами, понимает и умеет воспроизводить живописный тон предмета" (журнал "Нива", 1875).
Высокое профессиональное мастерство отличает офорты Боброва. Он часто работает в старой классической манере, тонко моделируя лица, используя пунктирный штрих для выражения объёмности, прокладывает густые тени, добиваясь блестящих эффектов в передаче светлых и затененных частей.
Когда он приступил к воспроизведению в офорте работ известных русских художников, то ему удавалось не только сохранить верность оригиналу, но и даже передать фактуру холста. Офорты Боброва, исполненные с картины И.Е.Репина "Бурлаки на Волге" и другие, точно воспроизводят подлинную картину. Офорты Боброва, размноженные в тысячах экземпляров, способствовали популяризации произведений русского искусства.
В 1878 году офорты Боброва были представлены на всемирной выставке в Париже и в 1882 году на Всемирной выставке в Москве.
В 80-х годах Бобров создал целую серию гравюр-портретов выдающихся деятелей русской литературы и искусства - Ф.М.Достоевского, А.Г.Рубинштейна, И.И.Шишкина, В.В.Верещагина и других. Э.В.Кузнецова считает, что по своим художественным достоинствам эти портреты неравнозначны. Одни отличаются высоким профессиональным мастерством, другие, выполненные по фотографиям, — некоторой сухостью.
В конце 80-90-х годов творчество Боброва начинает клониться к упадку. Теперь основное место в его творчестве для периодических изданий занимают рисунки и акварели девушек, акварели русских красавиц в национальных костюмах, а также рисунки с обнаженной натурщицы. Бобров начинает во всех видах варьировать одну и ту же натурщицу, давая ей различные названия: "Мечта", "Женщина у ручейка", "Купальщица ", "Одалиска" и другие.
Сам по себе этот неполный перечень работ свидетельствовал о творческом однообразии Боброва, об отсутствии мысли. Не случайно даже "Художественный журнал" (1886), всегда восторженно отзывавшийся о работе Боброва, теперь писал:
"Бобров — самый неутомимый из академиков, он работает на все руки, пером, карандашом, резцом, акварелью, соусом, маслом и чем хотите — и работает дюжинами с одной и той же натуры, с одним и тем же усердием".
В.М.Максимов в эти годы писал А.А.Кисилеву:
"Бобров всё тот же, что был два-три года назад, успехов мало и вряд ли попадёт на ту дорогу, на которой стоял в пору нашего с ним знакомства и с которого, благодаря любви к грошу, свихнулся".
Среди множества однообразных акварелей редко, но встречаются работы, имеющие художественный интерес. Это беглые альбомные зарисовки, путевые наброски, акварельные пейзажи (живописные уголки парка в Павловске), ряд портретов, заслуживающих внимания (портрет профессора И.Г.Редькина).
Не сохранилось почти никаких биографических сведений о жизни художника в последние годы. В 1916 году, в возрасте 74 лет, Бобров написал автопортрет, а 1918 годом помечена его последняя работа. В том же году он скончался.
Источник: масло ГТГ, ГРМ, Викисклад, биографический очерк о творчестве В. А. Боброва автора Э. В. Кузнецовой, изд.Искусство, 1964
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.