Добрый день, дорогие читатели!
Добираться до дачного поселка Кратово из Москвы не более часа на электричке. На авто доехать можно по Новорязанскому шоссе.
Строительство началось в 1899 году, а поселок вначале назывался Прозоровский. В 1910 году собственник Московско-Рязанской железной дороги Николай фон Мекк решил воплотить в жизнь уникальный проект: построить город-сад. Посмотрим удалось ему это!
История уютного посёлка
В начале ХХ века в России пользовалась популярностью теория британского социалиста-утописта Эбенизера Говарда, считавшего, что за мегаполисами нет будущего, а человечество будет жить в маленьких городах-коммунах.
Фон Мекк, стал возводить дома на больших участках (до 30 соток). Над проектами домов работали лучшие архитекторы того времени: А. В. Щусев, А. О. Таманян, В. Н. Семёнов и многие другие.
Для создания города-сада существовали реальные условия, в этом регионе много хвойных деревьев, свой особый микроклимат, нет промышленных объектов. В 20-30-х годах прошлого века населенный пункт все больше разрастался, а популярность сего места среди московской интеллигенции, театральных артистов, музыкантов увеличивалась.
На территории Кратово протекают две небольшие речушки Хрипанка и Куниловка. Рядом с ж/д платформой «Отдых» есть большой водоем: Кратовский пруд. Сюда часто приезжали и подолгу отдыхали: Сергей Эйзенштейн, Михаил Зощенко, Прокофьев и Булат Окуджава, Марк Донской, Григорий Чухрай, Александр Галич, Юрий Визбор и многие другие.
Для детей здесь настоящее раздолье, особенно малышей привлекает миниатюрная железная дорога (длина 5 км), она была построена пионерами еще в 1937 году. Школьники младших классов даже имеют возможность попробовать поработать машинистами, стрелочниками, проводниками. Преподавание по азам различных профессий ведется с конца апреля до сентября. В начале нулевых годов дорогу отреставрировали, поменяв поезд и некоторые вагоны.
До революции начали строить церковь, которая должна была вмещать 500 прихожан. Но проект потом был заморожен, успели возвести только цокольные этажи, так что новый храм был воздвигнут только в 2003 году, он же стал своеобразным объединяющим культурным центром. Вторым ключевым местом, одним из главных символов Кратова, является «Мраморный мост» (присутствует даже на гербе поселка).
Старинные деревянные дачи
В любом дачном поселке встречаются милые сердцу названия улиц: Мира, Маяковского, Дачная, Заречная, Почтовая, Рабочая, Школьная. В самих названиях ощущается размеренная и немного сонная жизнь. Много домов в Кратово выглядят как новые игрушки, недавно покрашены, виден заботливый уход. Встречаются также развалюхи, по фасаду становится понятно: хозяева сюда давно не приезжали.
В поселке проведен газ, что автоматически повышает цену домов, однако городской канализации, как в том же Переделкино нет. Особенности строений заключается в том, что базовая структура типовая: коробка сложена из бревен, по бокам пристраиваются веранды. Внешнее оформление, интерьер - всё придумывают сами хозяева. Пойдёмте посмотрим на несколько таких дач!
Дом основателя гомеопатии в России!
Дача врача-гомеопата Жоржа Жаке, построена в классическом русском стиле, аля терем. Молодого врача-гомеопата из Марселя пригласил в Россию император Николай II. В 1914, молодой человек только закончил Сорбонну, начал работать по специальности. Ушел в 1915 году на фронт военврачом.
В начале 20-х годов много работал в сфере гомеопатии, новом тогда направлении. Француз занимался исключительно частной практикой, не вступал ни в какие союзы или партии. Недалеко располагалась дача Сергея Эйзенштейна, одного из патриархов мирового кинематографа.
Врач-гомеопат и великий режиссер часто встречались, «гоняли чаи» на веранде, обсуждали множество проблем в самых разных областях. Дом волей-неволей отражает характер владельца, передает его душевный настрой. Видно, что Жорж Жаке был неординарным и интересным человеком.
Дачи и их обитатели
Чтобы понять дачную атмосферу Кратово, приведем рассказ Лики Кремер (директор студии подкастов «Либо/либо»). По словам девушки, дачу подарили прадедушке в 1928 году, который был ответственным работником в ВЦСПС.
В те времена дома строили, скооперировавшись с соседями, материалы стоили очень дорого. Поставлен был сруб на две семьи 50/50, проект был самый простой. Со временем была пристроена веранда и кухня.
Сруб остался, его очертания едва проглядывают среди различного декора и надстроек. Чтобы облагородить участок, бабушка Лики разбивал клумбы, сажала цветы. Растения до сих пор растут, хотя прошло много лет. Бабушка была профессором консерватории, читала лекции в различных странах. Накопив деньги, она выкупила вторую половину у соседей.
В семье был настоящий праздник, дом полностью им принадлежал, жизненно пространство увеличилось ровно в два раза. Соседом был известный журналист, у которого отец заведовал крупным строительным трестом.
В начале восьмидесятых годов в период Олимпиады провели на дачу персональный телефон. По тем временам это было феноменальной сенсацией. В лесу на даче вдруг звонит телефон – многие воспринимали подобные звуки как слуховую галлюцинацию.
Соседка постоянно названивала своему мужу, который проводил много времени в дальнем зарубежье в командировках. Семья Лики Кремер пианисты, в доме стоит до сих пор три рояля, приезжают из Москвы ученики, звуки рояля разносятся по окрестностям на протяжении светового дня. Вот типичная история владельца дачи в Кратово.
Лика единственный член семьи, кто не стал музыкантом. Родители пытались приобщить ребенка к музыке, но из этого ничего путного не получилось. Девушка нашла друзей, с которыми гоняла на велосипеде, затем на мопеде по поселку. Компания состояла в основном из пацанов, играли в карты, устраивали соревнования – заезды между станциями Кратово и Отдыхом.
Барышня была знакома с детьми сотрудников шоколадной фабрики «Красный Октябрь», дачи у них были поскромнее, больше походили на бараки. В одной комнате размещалась ровно одна семья, жилой фонд не был в частной собственности. Дружба, внимательное отношение друг к другу ценились, всегда были в приоритете.
Заброшенные дома в те времена тоже существовали, когда были детьми, залезали на подобные объекты. Однажды Лика нашла учебник английского языка 1937 года издания. Книге была посвящена целая симфония, друг дома композитор Леня Десятников написал ее в течение нескольких дней.
Что с посёлком происходит в наши дни
Гуляя по улицам, разговорились на улице с местной жительницей, сидевшей возле дома на скамейке. Валентине Ивановне на вид около 70 лет, умное лицо, острый взгляд, типаж классного руководителя старших классов. Разговор касался различных тем, связанных с поселком. «Сейчас в этих местах романтика куда-то подевалась», - посетовала она.
Строят дома с четырёхметровыми заборами, сверху закрепляют колючую проволоку, пускают по ней ток. Похоже на концлагерь отдаленно, по участку ночью бегают овчарки, своим гавканьем спать мешают всей округе. Кратово славилось своей домашней доверительной атмосферой, вечерними посиделками на верандах за самоваром.
Идея Николая фон Мекка о строительстве города-сада была воплощена во многом в жизнь. К сожалению, времена меняются и не всегда в лучшую сторону. Еще важная деталь, которая характеризует подобное отношение: заборы свыше трех метров высотой, которые по периметру утыканы множеством видеокамер.
При этом множество потомков владельцев сами берут и перестраивают дома предков по своему разумению, портя таким образом архитектурный облик уникальных дач.
Цены на недвижимость в Кратово немаленькие, близость столицы, наличие газа в домах, обжитое пространство, харизматичная история – вот драйверы роста. Круглый год хозяева живут в редких случаях, но отдыхать летом – милое дело.
Участки большие, до 62 соток, площадь домов разнится от 350 до 900 м2. Есть объекты откровенно бесхозные, жизнь продолжается, люди болеют, уезжают, теряют интерес к дачному отдыху, причин может быть много.
Итоги
Фон Мекк реализовал свою идею, действительно построив небольшой населенный пункт, где люди относились друг к другу как братья. В течение почти ста лет атмосфера единения, дружбы и творчества царила в Кратово.
После всех перипетий последних тридцати лет страна встала на поступательный путь развития. Лично у меня остается надежда, что в ближайшие сто лет идеи и настроения, заложенные в проект, опять возродятся и будут развиваться в конструктивном ключе.
Как вам посёлок?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, А ТАКЖЕ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ!
📍И конечно же читайте другие наши увлекательные статьи: