Вскрылась очередная зависимость США и Запада от России, и на этот раз речь идет о титане — металле, который активно используется в авиапромышленности. Вопреки санкциям, зарубежные компании продолжают закупать этот материал у российской компании «ВСМПО-Ависма», причем даже в повышенных количествах. Как России удалось надеть титановый ошейник на американскую Boeing и почему альтернативы нет?
Нужно больше титана
Неожиданную весточку принесла газета The Washington Post, сообщив, что в условиях жесточайших санкций западные производители не только не прекратили закупать российский титан, но и увеличили объемы закупок. По данным WP, с февраля 2022 года было куплено продукции на «сотни миллионов долларов», и остановить эти поставки не представляется возможным.
«Россия может перекрыть поток этих... материалов и оставить компании, имеющие решающее значение для национальной обороны и гражданской авиации, в затруднительном положении», — заявил директор по исследованиям ImportGenius Уильям Джордж.
Газета указывает, что в 2022-м «ВСМПО-Ависма» продала 15 тысяч тонн титана на сумму $370 млн, в 2023-м — на $345 млн. При этом в 2022-м Airbus, судя по всему, решил напоследок закупиться и приобрел металла на $24 млн, что на 940% больше, чем годом ранее. Этот объем стал рекордным среди всех западных компаний.
Один из частных покупателей сказал WP, что заменить продукцию «ВСМПО-Ависма» даже сейчас практически нечем:
«У них есть масштаб, который позволяет значительно снизить себестоимость производства».
Но это — лишь одна из причин. Значительную роль здесь играют технологии обработки металла.
Чем уникален российский титан
Критическую важность для качества итоговой продукции имеют именно метод превращения титановой губки в сам металл и изделия из него. Так, при несоблюдении или недостаточном соблюдении технологий титан может стать слишком хрупким, и использовать его в таких отраслях, как авиастроение и двигателестроение, будет невозможно.
За примером тут далеко ходить не нужно. В 2023 году компания Apple при производстве своего флагмана вместо российского титана взяла китайский, из-за чего владельцы массово начали жаловаться на повышенную хрупкость металлической рамы смартфона и образование на выступающих частях различных оксидных плёнок, чего на правильно обработанном титане быть не должно.
А теперь представьте, что некачественная титановая деталь находится внутри двигателя при температуре 1000 °С и перегрузке в десятки G. При таких условиях конструкция, где имеются минимальные допуски по зазорам, просто разлетится, круша всё на своём пути. А если это произойдет в полете, где-нибудь на высоте 12 км?
Потому и требования к титану и титановым изделиям очень строгие, а технологиями по работе с этим металлом владеют немногие. Но оно и неудивительно. Только вообразите, насколько сложно обрабатывать титан: например, варить его можно только в полном вакууме и никак иначе. Вот и получается, что нужные компетенции есть у очень малого числа стран, и Китай к ним не относится. А лучший по механическим свойствам металл предлагает только Россия, и ничего с этим Запад поделать не может.
❗Участившиеся случаи ограничения каналов вынудили нас заняться поиском альтернативных площадок. Канал про Космос мы уже перенесли в приложение SFERA. А скоро в SFERA появится и сервис для статей. Скачать мобильное приложение SFERA:
Без России рухнет всё
Главными потребителями российского титана WP называет Германию, Францию, США и Великобританию. При этом в критическую зависимость, очевидно, попадают авиакомпании, которым Россия поставляла не только сам металл, но и готовые детали.
«В свое время наша «Ависма» и корпорация Boeing создали совместное предприятие по производству металлоконструкций для самолетов. Оно расположено в России. Теперь американские авиастроители из него вроде бы вышли, но другого предприятия по изготовлению этих деталей просто не существует», — сказал «Свободной прессе» независимый экономический обозреватель Константин Смирнов.
По словам эксперта, без российских титановых изделий не полетит «Боинг мечты» — Boeing 787 Dreamliner, который считается лучшим дальнемагистральным пассажирским самолетом.
«Несущая балка, вокруг которой собирается фюзеляж “лайнера мечты” — российского производства. Это высокотехнологичное титаново-композитное изделие, замены которому не существует. <…> В “лайнере мечты” много и других изделий из России. Американские инвесторы вложили большие деньги в наше производство».
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Экстренные новости будут в закреплённых сообщениях.
🚫Мы много сил вкладываем в качество статей. Поддержите нас лайком и подпиской, если вам это нравится
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA