Найти тему
МЕЧТАТЕЛЬ

Что там по Алтайским дорогам? Полезно.

Введение

Алтай не ограничивается живописным Чуйским трактом, есть еще дороги о которых мало где упоминается и не менее достойны внимания.

Если заинтересовались поездкой на Алтай на авто, то эта статья поможет лучше понять что поджидает на всех доступных дорогах горного Алтая для неподготовленных для бездорожья машин. Опишу дорогу от столицы республики до пути на гору Белуха, Телецкого озера и до границы с Монголией.

Это все доступные дороги по которым можно передвигаться на обычной машине
Это все доступные дороги по которым можно передвигаться на обычной машине

Для понимания расстояний и времени в пути я составляю таблицы, благодаря которым могу прорабатывать маршрут более рационально, а также расчитывать запас топлива. Ниже приведены расстояния и время между распростаненными населенными пунктами (Кату-Ярык в данном случае не населенный пункт, а точка на карте). Очень выручает, когда едешь впервые.

Таблица расстояний по времни
Таблица расстояний по времни
Таблица расстояний в километрах
Таблица расстояний в километрах

Повествование начинается от Горно-Алтайска, а точнее с с. Майма, т.к. большое количество людей берет в аэропорту авто на прокат и едут покорять Республику. Такой способ казалось бы довольно удобный и в меру безопасный, т.к. арендованная машина как минимум не старая и обслуживается. В целом хорошее решение, если вы из далёких городов прилетели скажем на пару недель и не собираетесь забираться в глубокое бездорожье. Не ехать же своей машиной из своего города за тысячи километров и тратить драгоценное время отпуска на лишний путь. Конечно же нужен полный привод! Иначе это дополнительное приключение.

Поехали!

Итак прилетели, в аэропорту взяли машину (бронировать надо заранее), из аэропорта выезжаем на Чуйский тракт. Первым делом надо подкрепиться, это лучше сделать в столовой рядом с аэропортом тут 51.978780, 85.852959, еда вкусная и хороший ассортимент. Теперь в путь!

После с. Рыбалка с лева будет заправка Лукойл. Тут и бензин хороший и провизия есть, и дополнительное снаряжение можно докупить.

На Чуйском тракте асфальт прекрасный, дорожная разметка есть, ямы отсутствуют. В целом такая дорога идет вплоть до с. Иня, да что уж там, до самой Монголии.

Камеры и скоростной режим. Камеры есть, их много до с. Иня. Особенно в с. Манжерок, там скоростной режим 40км/ч. Лучше не гнать на всем протяжении, т.к. помимо камер есть еще закрытые повороты, животные на дороге, туристы - зеваки на встречке, последние любят выезжать на встречку, отвлекаясь на красивые пейзажи.

Мобильная связь. Сильно рассчитывать на постоянную мобильную связь не стоит. Она есть при проезде крупных сел, в остальных местах или очень слабая или отсутствует.

Заправки. Они есть. Качество бензина обычное, местные же ездят как-то. Есть конечно места где заправок нет, но остаться с пустым баком надо постараться.

Еда. Вдоль Чуйского тракта полно кафешек. Туго только с этим вопросом от перевала Чике-Таман и до Акташа, а также от с. Нефтебаза и до Усть-Коксы, правда в Усть-Кане есть все. На остальных дорогах кафешек нет, т.к. там туристов почти нет. Про дорогу на Кату Ярык, там по пути есть где перекусить.

Жилье. Сейчас этот вопрос активно развивается практически во всех сёлах, стоит только обратить внимание на сезонность, т.к. много домиков для летнего сезона, а с отоплением есть не везде.

До Барангола (51.682265, 85.779616) дорога скучновата и на въезде можно сделать первую стоящую вылазку, которая придаст эмоций. Сходить на Камышлинский водопад. Нужно перейти широкую реку по подвесному мосту!

-4

Остановиться нужно сразу на въезде в село или в любом месте, не противоречащим правилам дорожного движения. Справа будет мост - он платный, но оно того стоит!

-5

После Барангола будет круговое движение, налево в Чемал, на право в сторону Кош-Агача и Усть-Коксы. После поворота на чемал будет 2 заправки. На первой обычно очень большая очередь, т.к. есть магазин и базовый перекус, дальше через километров 10 будет еще одна, там как правило машин очень мало, но и магазина нет.

Едем в сторону Чемала.

За с. Усть-Сема внимание, будет поворот на право - это дорога через узкий мост (в одну машину) обратно на Чуйский тракт в сторону Кош-Агача и Усть-Коксы. А нам прямо в сторону Чемала.

В целом до с. Чепош дорога хорошая, но с сюрпризом. После с. Чепош будет аэропорт, там в основном вертолёты. После аэропорта лучше не разгоняться, т.к. через 2 км узкий проезд и крутой закрытый поворот на обрыве в реку. Поворот конечно имеет бетонный борт, но к сожалению туда есть возможность уехать, были случаи, к сожалению неутешительные. Далее до самого Чемала все ровно и относительно гладко. В Чемале 2 заправки и дальше их не будет.

За Чемалом дорога условно заканчивается, т.к. начинаются ямы, а еще дальше грунтовка. Так будет до с. Куюс., до него 57км. Все, дальше дороги нет.

По дороге стоит свернуть в с. Аскат и остановиться за мостом, фотографии получаются с этого места красивые.

-6

-7

-8

В сторону Монголии и Белухи

Возвращаемся к пути от Барангола в сторону Кош-Агача и Усть-Коксы. После кольцевого движения выезжаем на длинный мост через реку Катунь. Останавливаться на нем нельзя, иначе познакомитесь с людьми в форме. После моста можно начинать готовиться к горной дороге, будут крутые повороты с небольшими подъёмами и спусками. Далее выезжаем в с. Камлак. Дорога не слишком щедрая на повороты, но не подготовленному человеку может создать небольшой дискомфорт, поэтому лучше подготовиться заранее на автодроме и потренировать упражнения змейка и восьмёрка, не пожалеете. 

Доезжаем до с. Черга, тут можно свернуть на другую дорогу в сторону Усть-Кана , о ней писал в другой статье. На легковой машине там лучше не ехать.

Это идеальный участок этой дороги
Это идеальный участок этой дороги

Подъем на Семинский перевал начинается за селом Топучая. Тут как правило тянучка. Где-то к концу подъема дорога резко виляет, причем эта змейка заметна когда едешь не быстро, т.е. до 80 км/ч. Не очень-то удобно на подъёме, но более опасна она при спуске. Мест для обгона нет, да и смысла быстро ехать тоже нет, т.к. все равно на перевале останавливаться для разминки.

Спуск прекрасен, повороты плавные, дорога просматривается. До с. Онгудай дорога начинает открывать горные пейзажи и открываются уже совсем другие виды.

В сторону Белухи.

Не доезжая Онгудая на дороге будет больная стойка с тонаром, тут же заправка и кафе. За кафе поворот на с. Нефтебаза это дорога в с. Усть-Кокса, через с. Усть-Кан. Эта дорога еще в стадии реконструкции, но не такая ужасная как от Черги до Усть-Кана, хотя часть пути от Ябогана до Усть-Кана это горки и ямки. Дорога не сложная и, лично мне кажется, более живописная чем другие в республике.

В сторону Усть-Кана
В сторону Усть-Кана

-11

-12

По дороге в Усть-Кан
По дороге в Усть-Кан

Доехали до Усть-Кана и на въезде нас встречает шиномонтаж. Просто отметил, что он тут есть, ведь следующий находится в с. Сугаш, но до него еще надо доехать. От Усть-Кана до с. Кырлык дорога очень волнистая, как и на подъезде к Усть-Кану, но потом она меняется на идеальный асфальт, но только до перевала. Дальше грунт, камни, сомнительная подсыпка скальником о который я не раз портил покрышки. Поэтому не просто так упомянул про шиномонтаж.

В с. Сугаш вроде и асфальт начинается, но ямы и геометрия поверхности дороги, как бы, намекают не гнать.

Не доезжая с. Сугаш
Не доезжая с. Сугаш

Такая дорога до самого Тюнгура. Опять же дорога в стадии реконструкции и местами попадаются хорошие участки, но плавность съездов пробъет подвеску на легковушке. Так что тут внимательно.

Опасный момент обозначу и это перевал Громотуха. Съезд сейчас реконструируют, но пока спуск грунтовый, очень крутой и все это в закрытом повороте. Далее до Тюнгура дорога меняется с асфальта на грунтовку с камнями.

Заправки. Есть возле поворота на с. Талда, далее в Усть-Коксе, следующая на трассе перед поворотом на с. Чендек., в Тюнгуре не видел заправок. За Кучерлой дорог нет, по крайней мере для обычных машин.

По дороге в Тюнгур
По дороге в Тюнгур

Дальше по Чуйскому тракту.

Возвращаемся на Чуйский тракт где поворачивали на Усть-Кан и следуем в с. Онгудай.

По дороге в Онгудай
По дороге в Онгудай

Онгудай - это райцентр и тут есть все, заправки, кафе, гостиницы, супермаркет. Можно отдохнуть.

За Онгудаем начинается опять дорога похожая на горную до с. Хабаровка. После Хабаровки есть две дороги, старая (лучше туда не суваться, опасно, хотя это хорошая тренировка перед перевалом Кату-Ярык) и новая. По новой дороге выйдем на перевал Чике-Таман. Подъем немного сложнее чем на Семинский, опасен падающими камнями прям под колеса. Сейчас склоны скалы укрепляют стальной сеткой, но лучше бдить и не смотреть по сторонам. туристы норовят остановиться в поворотах у обрыва, но остановку лучше сделать, поднявшись на перевал, там есть специальная площадка. Правда в связи с наличием сувенирных лавок и кафе парковка бывает переполнена.

Доехав до с. Иня увидим заправку, бензин и дизель есть. Следующая заправка в с. Чибит, далее в Акташе.

Чуйоозы - Инегень

Немного за Иней будет сакральное для алтайцев Чуйоозы.

Чуйоозы - это самое посещаемое место на Чуйском тракте. Тут происходит слияние рек Чуя и Катунь. Для алтайцев такие места, как и подножья гор, являются сакральными. А еще тут есть поворот на с. Инегень. Дорога не длинная, но стоит внимания, чтоб по ней проехать, хотя бы по мосту через Катунь. Качество дороги - грунт, небольшие камни, пыль, небольшие виражи, спуски и подъемы.

Чуйоозы
Чуйоозы

-18

-19

В сторону Монголии.

От Чике-Тамана до с. Акташ дорога сложна исключительно искушениями смотреть по сторонам, а не на полосу движения. Тут есть дорога на долину Чулышман, но мы вроде в Кош-Агач едем, поэтому едем прямо. В Акташе на сколько понял стоят 2 камеры и вычисляется средняя скорость, тут нужно внимательней следить за скоростью. Далее дорога вплоть до самой границы идеальная. Обязательно стоит проехать до Кош-Агача и по его окресностям хотябы раз в жизни.

В Кош-Агаче
В Кош-Агаче

-21

Стоит помнить, что это приграничная зона (паспорт при себе иметь обязательно), а без оформленного разрешения от ФСБ (оформляется на сайте или через Госуслуги) самостоятельно лучше не ездить.

Поворот на Марс и Луну с с.Чаган-Узун мягко говоря дороги нет, тут только направление с переходом через небольшой брод, на паркетнике можно проехать, но ехать на Луну стоит только на "злой" резине, т.к. дорога сплошные камни и местами острые.

По дороге на Луну
По дороге на Луну

Кусочек Марса
Кусочек Марса

В долину Чулышман.

Вернемся в с. Акташ. Тут как правило туристы совершают привал. Много домиков для отдыха, большая заправка, хорошая кафе-столовая. Далее маршрут до с. Балыктуюль. На момент 2023г.-2024г. дорога еще в стадии реконструкции, соответственно достаточно затруднительных моментов с разъездами и качеством дорожного покрытия. Асфальт есть небольшими участками, в остальном гравий, грунт и камни. Т.к. подъем резкий тут наблюдается смена климата, после Красных ворот (после Акташа) в мае можно попасть в снегопад.

17 мая 2023. Красные ворота. Недалеко от Акташа
17 мая 2023. Красные ворота. Недалеко от Акташа

17 мая. Когда поднялся, увидел, что озеро еще во льду.
17 мая. Когда поднялся, увидел, что озеро еще во льду.

17 мая 2023. Еду с Балыктуюль. Выпал еще снег. При подъёме на перевал на полном приводе немного проскальзывали колеса.
17 мая 2023. Еду с Балыктуюль. Выпал еще снег. При подъёме на перевал на полном приводе немного проскальзывали колеса.

На легковой машине лучше не ехать. Виды по всей дороге изумительные, еще бы едем по горе, а не в низине, как на Чуйском тракте.

В Балыктуюль есть поворот направо на мост, его легко проехать, указателей нет. Это поворот на перевал Кату-Ярык. Если не свернуть, то уедем в с. Паспарта, а от туда на Кату-Ярык не спустишся.

От Балыктуюль до Кату-Ярык про дорогу, как и про мобильную связь можно забыть. Грунтовка в вперемешку с огромным количеством пыли, камней и красивыми видами. Езда может показаться без преувеличения вибромассажером. Сначала едем по полям с холмами, чувствуя как внутри себя просыпается лютый всадник, потом едем по лесу.

На Кату-Ярык нужно остановиться и пройти на смотровую, больше такого вида не будет. Заодно глядя вправо можно оценить спуск, который нужно преодолеть.

-27

А вот и спуск
А вот и спуск

Спуск грунтовый и не легкий, дальше 1 передачи лучше не переключаться. На автомате режим L. На тормоз давить только при активном ускорении машины иначе тормоза перегреются и станут ватными, что снижает уровень безопасности. Разъехаться со встречкой можно только на поворотах, поэтому при движении в повороте лучше заранее держаться крайнего правого положения, как на спуске так и на подъёме. Тут лучше на полном приводе, хотя есть случаи кото и на легковой поднимался, но тут уже больше от мастерства и царя в голове зависит. В сухую погоду может показаться, что дорога не такая уж сложная, но после дождя, стоит потерпеть и повременить со спуском или подъемом. Далее по долине ехать проще, но асфальта по-прежнему не предвидится до самого Телецкого озера. Дальше только на пароме.

Дополнительные трудности на дороге доставляют животные. Особенно на участках от Онгудая до Кош-Агача и от поворота на Усть-Кан до Тюнгура. То и дело под колеса шныряют имуранки (суслики), вальяжно и демонстративно дорогу переходят коровы, лошади также чувствуют себя уверенно на асфальте, овцы вообще полюбили собирать совещания по центру дороги.

Как избежать наездов на животных. В целом животные привыкли к машинам. Но есть некоторые особенности при встрече с ними.

Имуранки. Они же суслики. Обычно появляются внезапно и резкое торможение может только усугубить дорожную обстановку, как бы грустно не звучало. Если соблюдается скоростной режим, то это животное под колесо не попадёт, это уже проверено годами.

Лошади. Прекрасные красивые создания пасутся у дороги. Активным жеребцам связывают передние лапы, чтоб не убежали, остальные ходят свободно, привязи нет ни у кого. Есть у них одна фишка, особенно у недавно родившихся жеребцов. Когда едешь - они стоят и мирно пасутся, когда приближаешся и становишься совсем рядом - начиют выпрыгивать на дорогу. Я когда вижу лошадей у дороги сбрасываю скорость, пока не проеду. Если они перемещаются уже по дороге, то им лучше немного посигналить, иначе будут долго перед машиной бежать. Лошади понимают звуковой сигнал машины, так что при опасности можно им воспользоваться.

-29

-30

-31

Коровы. Их можно встретить гораздо чаще, чем остальных животных. Сигнал они качественно игнорируют, поэтому сигналить им бесполезно. Даже если проехать очень близко к ней, она не шелохнется. Местные говорят так: "Если корова стоит, то едь смело, если она идет, то нужно объезжать сзади нее, иначе она придет в борт авто когда к ней подъедишь". Проверил - работает. Удивительное животное. Наметила себе путь и идет невзирая на опасность. Отличительная особенность. Корова не дает задний ход, если ей надо попятится, то она разворачивается мордой в ту сторону куда хочет идти. Во время гона, если уж попали, то стойте ждите когда коровы освободят путь, сигналить и подъезжать близко не имеет никакого эффекта.

-32

-33

-34

Овцы и козы. Весёлые и милые. Они пугливые и даже во время гона подъезжая к ним, стараются держать дистанцию. Могут внезапно выбежать перед машиной. Понимают звуковой сигнал и шум двигателя. Даже понимают человека, обратившегося с вежливым "беееэ". Правда замирают на мгновение и удивлённо таращятся, потом продолжают свой путь.

-35

Лисы. Встречаются очень редко и только в темное время. Перебегают прям перед машиной и их не видно. Все решает скоростной режим!

Надеюсь, что данная статья поможет новичкам подготовиться к покорению Республики Алтай на авто. 

Если эта статья была интересной, полезной или просто немного увлекательной, поставьте пожалуйста палец вверх, так мне будет более понятно, какие темы более интересны. При желании можно подписаться.

P.S.: все фотографии в статье из личного архива.

Еще материалы по теме Алтай: