Найти тему
Люблю Псков

Важно лишь то, что существовал Рублев и что икона Святой Троицы была написана

Оглавление

Когда Андрей Тарковский предложил Савве Ямщикову

стать научным консультантом фильма, он подчеркнул: "Мне нужен единомышленник".

"Я понимал, на какую Голгофу я поднимаюсь, начиная работать над этим фильмом, но я согласился" – Савва Васильевич. Прижизненных упоминаний о Рублеве осталось только два. Отдельные подробности по большей части додумывались при анализе их и обычаев того времени.

Тарковский сумел подобрать

удивительно точный и талантливый состав актеров. Его выбор иногда был совершенно неожиданным, результат – поразительным.

Ю. Никулин и М. Кононов
Ю. Никулин и М. Кононов
А. Тарковский
А. Тарковский

"Вообще актерская школа наша, она же была блистательная. Вот когда сейчас отснимется в двух сериалах, и пишут "звезда"... Не для камеры бы, так другое слово хочется произнести. Назвали бы так Лапикова или Солоницына, они послали бы вас куда подальше. Профессионалы." – Савва Васильевич.

На главную роль пробовались

десятки актеров. Задача стояла ответственная. Как выглядел легендарный художник, живший 600 лет назад? Три года потом с Савелием не разговаривал Высоцкий.

В. Высоцкий
В. Высоцкий

Он очень хотел сыграть Рублева. Выбор Тарковского, однако, пал на Анатолия Солоницына.

А. Солоницын
А. Солоницын

Фильм, задуманный Тарковским, отвечал необычайно возросшему интересу интеллигенции к фигуре великого художника.

Рублева искали. Рублева ждали

Множество работ Рублева, как считалось, хранилось у староверов. Но ни одной подлинной среди них не оказалось.

-6
-7

1960 год международная организация ЮНЕСКО объявляет годом Андрея Рублева. В том же году Тарковский начинает снимать фильм с рабочим названием "Страсти по Андрею". В прокате – "Андрей Рублев".

Первое документальное свидетельство об Андрее Рублеве

связано с Благовещенским собором Московского Кремля. Летопись сообщает:

"Весной 1405 года на дворе Великого Князя начали расписывать каменную Благовещенскую церковь мастера Феофан Грек иконник, Прохор старец с Городца и чернец Андрей Рублев. В том же году работу и закончили."

В начале 80-х историки обнаружили летопись, где сказано о том, что в 1547 году во время грандиозного пожара в Кремле Благовещенский собор полностью выгорел. При этом погиб и Деисус письма Андрея Рублева.

Савва Васильевич признается:

"Дело в том, что я до сих пор не могу сказать точно ни об одной иконе Рублева, приписываемой Рублеву, что он автор этой иконы. И прошу не удивляться. Я четко знаю, например, что вот Дионисий вместе с сыновьями расписал Ферапонтов собор.

Автор фрески – Дионисий
Автор фрески – Дионисий

Про Феофана Грека мы четко знаем, что Спас на Ильине улице писал Феофан Грек.

Автор фрески – Феофан Грек
Автор фрески – Феофан Грек

Что меня всегда настораживало: летопись в общем-то довольно-таки четкий документ, а он всегда стоит на последнем месте. Вот пишут: Даниил Черный, Прохор с Городца, иконник Рублев. Или там: Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев. То есть, он нигде не стоит на первом месте". (Иногда в конце перечня ставят младшего.)

А существует ли бесспорный памятник,

где можно увидеть руку Андрея Рублева? Успенский собор города Владимир. Троицкая летопись за 1408 год сообщает:

"...мая 25-го начато подписывать и церковь каменную великую соборную Святая Богородица иже во Владимире повелением Князя Великого. А мастеры Данила иконник да Андрей Рублев".

Вот они, эти фрески:

-10
-11

Эти фрески действительно бесценны. Благодаря им возможно обнаружить в безвестных произведениях XV века авторство Андрея Рублева.

-12

Эти фрески – своеобразный эталон его письма. А впрочем, только ли его?

-13

Один человек никогда не писал все. Всегда у него была своя команда.

Икона Троица Рублева находится в Третьяковской галерее

Копия ее – в Троице-Сергиевской лавре. А два ряда иконостаса осторожно квалифицируются специалистами, как написанные художниками круга Рублева.

-14

Прижизненные источники говорят, что Рублев со своими товарищами расписывали храмы. То есть украшали стены фресками. Нигде нет указания на то, что они создавали иконы для иконостаса. К тому же в летописи не называли Рублева иконником.

Авторство Троицы Андрея Рублева

подтверждает очень авторитетный свидетель – царь Иван Васильевич Грозный. Он, как сказано в летописи, приказал изготовить для иконы Троицы золотой оклад. Грозный при всей своей дурной репутации в искусстве разбирался прекрасно. Считается, что по его воле в 1551 году на Стоглавом соборе был задан вопрос: как писать икону Троицы. На что Собор ответил так:
"а писать образ святой Троицы как писали древнегреческие иконописцы. И как писал Андрей Рублев".

-15

В начале XX века рублевское письмо специалисты объяснили термином "дымное". И действительно, такими, заглушенными от времени, представали его иконы.

"Для меня Троица Рублева это икона в высшей мере загадочная. Вот эти анемичные, суховатые лики никак не вяжутся с этой мощнейшей, звучащей краской, которой у него написаны одежды. И тут есть причина. В 1904 году после настоятельных просьб исследователей древнерусского искусства было получено разрешение Синода русской церкви на расчистку Троицы Рублева.

Сложностей много было, потому что надо было снять оклад. А оклад это было два бюджета русского государства. Там за века навешано было столько драгоценностей! Сняли. И потомственному иконописцу Гурьянову доверили раскрытие этой иконы. И когда раскрыл он эту икону, и собралась вокруг церковная верхушка, они сказали: такой иконы в русской живописи быть не может. И было принято решение записать. И он записал её" – Савва Васильевич.

Записанная Троица
Записанная Троица

После революции

икону реставрировали еще трижды. В 1918-ом, 1926-ом и 1931-ом годах. Несколько раз проводились работы по укреплению красочного слоя. Троица, которой мы теперь можем любоваться в стенах Третьяковки, безусловно, гениальное произведение.

-17

Но исследования показали, что во время первой реставрации у ликов ангелов была изменена форма губ, изменилась форма носов. Они стали крупнее и лишились небольшой горбинки, характерной для греческой иконописи.

Шесть столетий не прошли для Троицы бесследно. Специалистов постоянно гложет вопрос: что же в ней, собственно, принадлежит кисти Рублева?

Почему сложно было работать в этом фильме консультантом?

Савва Васильевич Ямщиков
Савва Васильевич Ямщиков

"Я понимал, что мы снимаем фильм не документальный. Художественный. Атмосфера, тонкости должны были быть. ...Но я не мог давить на Андрея."

Если., например, нельзя было прикрыть бочку с капустой иконной доской, значит нельзя! Как-то так))

"И Бог присутствовал на съемках этого фильма. Иначе бы этот фильм не получился."

В 90-х годах прошлого века при раскопках

в алтарной части Спасского собора были найдены останки двух монахов.

Спасский собор Андроникова монастыря
Спасский собор Андроникова монастыря
-20

Некоторые специалисты предположили, что это останки иконописцев Даниила и Андрея. Но большинство ученых считают преждевременным эти останки квалифицировать захоронением Андрея и Даниила. Крупные археологи не исключают, что это затронутая при строительстве собора часть монастырского кладбища. Википедия вообще предлагает другую версию.

Последнее земное деяние Рублева

– Спасский собор Андрониковой обители. Сюда возвращают его сюжет фильма Тарковского и древние летописи.

Рублев и по возрасту, и по духовной иерархии уже старец. В документах сообщается, что он вместе с другими соборными старцами хорошо управлял монастырскими делами.

В сказании о святых иконописцах начала XVII века рассказывается о последних годах жизни Андрея и Даниила. Оба до самой кончины не оставляли своего главного дела – иконописания. И даже в праздничные дни, когда нельзя было заниматься живописью, они, сидя часами, созерцали иконы. От этого сердца их наполнялись божественной радостью и светлостью. А мыслями своими Андрей и Даниил возносились к горнему.

Возможно, что чересчур широк круг работ,

отнесенных к авторству Рублева. Но и те, которые мы знаем, скоро могут исчезнуть.

-21

Состояние сохранности многих таких произведений вызывает тревогу. Это скорее относится к фресковым ансамблям. Фрески собора Успения на Городке в Звенигороде практически уже утрачены.

Они представляют собой бледные тени по сравнению с тем, что имелось в 18-ом году, что мы видим на фотографиях. Фрески Успенского собора во Владимире подвергались неоднократным реставрациям. В настоящем времени они испорчены несколькими тонировками и записями предыдущих реставраций. А самое главное, они покрываются загрязнением копотью, и каждые 20 лет нуждаются в промывке. А каждая промывка влияет на красочный слой. Ситуация иногда вопиющая.

-22
-23
-24

Много десятилетий назад искусствовед Николай Пунин так сказал о Рублеве и Троице:

"Наше благоговение и наша любовь побуждают нас искать связь между этим великим именем и этим великим памятником. Но не все ли равно, кто написал икону Святой Троицы? Не все ли равно, что написал Андрей Рублев? Важно лишь то, что существовал Рублев и что икона Святой Троицы была написана".

Источник