Найти в Дзене
Про кино и вокруг кино

Фильм о паровозной гонке времен Гражданской войны в США

12 апреля 1862 года произошел необычный эпизод Гражданской войны в США - Великая паровозная гонка. Группа добровольцев Союза под предводительством шпиона Джеймса Эндрюса захватила в штате Джорджия пассажирский поезд Конфедерации. Целью этого рейда было разрушение на пути следования поезда участков путей, мостов, телеграфных проводов. Таким образом союзники намеревались посеять хаос и обеспечить задержку в снабжении армии Конфедерации, пока отдельный полк Союза будет атаковать Чаттанугу. Значение этого небольшого населенного пункта было очень велико , так как если бы он перешел под контроль США, то силы южан на западе и востоке были бы разделены, а находящаяся в Виргинии армия лишилась бы возможности получать боеприпасы, войска и пропитание из Алабамы и Джорджии. Захватив поезд, люди Эндрюса отцепили большую часть состава, оставив лишь локомотив, именовавшийся "Генералом" и одни вагон. Кондуктор поезда Уильям Фуллер бросился в погоню за составом, сначала пешком, затем на дрезине, дал

12 апреля 1862 года произошел необычный эпизод Гражданской войны в США - Великая паровозная гонка.

Группа добровольцев Союза под предводительством шпиона Джеймса Эндрюса захватила в штате Джорджия пассажирский поезд Конфедерации. Целью этого рейда было разрушение на пути следования поезда участков путей, мостов, телеграфных проводов. Таким образом союзники намеревались посеять хаос и обеспечить задержку в снабжении армии Конфедерации, пока отдельный полк Союза будет атаковать Чаттанугу. Значение этого небольшого населенного пункта было очень велико , так как если бы он перешел под контроль США, то силы южан на западе и востоке были бы разделены, а находящаяся в Виргинии армия лишилась бы возможности получать боеприпасы, войска и пропитание из Алабамы и Джорджии.

"Крутой маршрут"
"Крутой маршрут"

Захватив поезд, люди Эндрюса отцепили большую часть состава, оставив лишь локомотив, именовавшийся "Генералом" и одни вагон. Кондуктор поезда Уильям Фуллер бросился в погоню за составом, сначала пешком, затем на дрезине, далее на другом локомотиве. Генералу не удалось уйти далеко, так как приходилось останавливаться на каждой станции, чтобы не вызвать подозрения. В погоне Фуллер сменил несколько локомотивов, последним из которых был "Техас", двигавшийся задним ходом. В 30 км от Чаттануги у состава Эндрюса закончилось топливо. Его группе пришлось разбежаться по полям, но вскоре они были пойманы. Несколько членов рейда, включая Эндрюса, были повешены, часть группы заключена в тюрьму ( некоторые из них потом бежали, других обменяли на пленных конфедератов). Несмотря на то, что этот рейд не оказал никакого влияния на ход Гражданской войны, его участника получили первые в истории Медали Почета Конгресса за свои действия.

Рейд Эндрюса вдохновил Бастера Китона на создание комедийного фильма "Генерал" (1926). Спустя 30 лет фильм по той же истории решает снимать Уолт Дисней. Картина получит название "Крутой маршрут"(1956). Дисней с детства обожал паровозы, а уже в сознательном возрасте построил у себя на заднем дворе небольшую железную дорогу. И, конечно, он не смог пройти мимо сюжета, главную роль в котором играли поезда.

"Крутой маршрут"
"Крутой маршрут"

На роль Джеймса Эндрюса был выбран актер Фесс Паркер. Это было то время, когда актеры принадлежали студиям, которые могли распоряжаться ими по своему усмотрению. Паркером интересовались другие кинокомпании, предлагали ему роли, которые могли стать поворотными в его карьере. Но Дисней не отдавал своего актера другим студиям. Может быть из-за обиды после окончания съемок Паркер назвал "Крутой маршрут" "скучным" и сказал, что "в нем было больше нежной любящей заботы о локомотивах, чем об их живом активе". Дисней, и правда, уделил много внимания исторической достоверности. К сожалению, реальные локомотивы, находящиеся на тот момент в музее, уже невозможно было привести в рабочее состояние. Зато Диснею удалось найти 2 других локомотива времен Гражданской войны. В 1955 году Уолт (режиссером фильма был не он) посетил съемочную площадку и не смог отказать себе в удовольствии самому поуправлять поездами.

Уолт Дисней
Уолт Дисней

После просмотра "Унесенных ветром" в любом фильме о Гражданской войне я всегда на стороне южан. Но стоит отдать должное американцам (хотя судить я могу только по тем немногим фильмам, что смотрела сама), в их кино о том периоде нет такого, что южане, например, плохие, а северяне хорошие. И даже в "Крутом маршруте" зритель изначально должен быть на стороне союзников, но, тот же образ проводника Уильяма Фуллера вызывает большую симпатию, а в финале вообще показано, что уважительные отношения между людьми стоят на первом месте, несмотря на все войны и противостояния.

"Крутой маршрут"
"Крутой маршрут"

С современными технологиями, мне кажется, можно было снять более зрелищный фильм - "Крутой маршрут" смотрелся, и правда, скучновато. Еще осталось ощущение ненужности всего происходящего на экране. Ведь союзники ничего не добились своим рейдом, просто нанесли небольшой урон инфраструктуре конфедератов. Да и само событие, несмотря на свое громкое название, заняло пару дней и впечатляющим не выглядело. Но тут все зависит от того, как снять - добавить пару масштабных, ярких сцен, сделать сюжет поувлекательнее, и история заиграет другими красками. А фильм Диснея все же можно посмотреть ради того, чтобы иметь представление об этом неординарном событии гражданской войны в США.