Продолжаю повествование про Черноморскую железную дорогу.
Построенная в 1940-х магистраль, когда-то была мощной транспортной артерией, являвшейся образцом в своём роде. Десятки поездов везли пассажиров и грузы, перемещая тысячи вагонов по сложной однопутной линии через Кавказский хребет.
После 1993 транзитная дорога превратилась в две тупиковые ветки, идущие соответственно из России и Грузии и обрывающиеся по состоянию на 2024 год на станциях Очамчира и Ингури.
На территории Абхазии линия конкретно захирела, была деэлектрифицирована. Все станции разграблены, большинство закрыты, средства связи и сигнализации неисправны, а 40-километровый участок вообще разобран, так как заклятые враги ни в какую не хотят восстанавливать сообщение. Теперь невозможно попасть из России в Грузию или Армению по железной дороге.
Бывшая магистраль сейчас больше напоминает заштатный подъездной путь, и местами выглядит непригодной для движения. Тем не менее, и поныне ветка является жемчужиной полигона 1520, т.к. проходит по исключительно живописной предгорной местности и представляет собой единый архитектурный ансамбль, выполненный в приятном стиле Сталинский Ампир, приправленный абхазским "соусом" - странным государственным образованием, позволяющим на всё что угодно взглянуть под иным углом.
Автор прошёл пешком вдоль данной "железки", чтобы познакомиться со станциями и остановочными пунктами, а также с жизнью вокруг них. Делюсь увиденным в длинной серии публикаций.
О.п Кудры (Кодор)
1. Один из множества абхазских полустанков. Сложно представить где-то ещё столь капитальные павильоны с претензией на архитектурную ценность.
А ведь это обычная платформа в небольшом сельце, даже до войны не отличавшемся численностью населения.
2. Стандартное для ААССР трехъязычие. Выбоины от пуль. И сбитые в грузофобском угаре буквы древнего алфавита. Русские сбивать стало уже лень.
Обращает на себя внимание первая буква "Ҟ" (К со штрихом). Обозначает согласный звук [qʼ]. Современный алфавит абхазского языка состоит из 64 букв, обычная "К" там тоже есть.
3. Остановочный пункт Кудры. Дата открытия 1940. Прежние названия: Лесозавод, Кадори, Кодор.
Столь длительная череда переименований характерна для Абхазии. Некоторые название переименовывались 5 раз и идёт дискуссия, чтобы делать это и дальше дабы сделать топонимику более "абхазской".
4.
5. Мандарины за окном павильона. Рви, ешь сколько хочешь, но они здесь и бесплатно никому не нужны, также как и хурма и остальное.
6. Опора контактной сети превратилась в дерево. КС снята в нулевые годы, по официальным данным для пресечения воровства, но с местными перебоями электричества и низким объёмом движения она как бы и не то чтобы нужна. Тогда же прошла и последняя пассажирская электричка.
7. Вид на главный хребет. Кодорское ущелье. До 2008 там располагалась альтернативная Абхазия. В 1994 году власть в Кодорском районе захватил полевой командир Квициани. В 2006 контроль утвердил Тбилиси, а в 2008 в ходе совместной с ВС РФ операции "Принуждение к миру" территории окончательно отошли к Сухуму. 99% населения бежало в Грузию, теперь в глубине хребта ненаселённые пустоши, легально попасть в которые можно только получив разрешение от органов.
Из ущелья вытекает крупная река Кодор, по которой и назван остановочный пункт.
Рубеж укреплён, как и другие ключевые объекты ближе к грузинской границе.
8. Типичный для Абхазии дом в окрестностях о.п. Кодор. Кучеряво жили аборигены, если судить по жилому фонду в сельской местности.
9. Самой платформы уже и не видать за слоем мха и выщипанной коровами травы.
10. Иду дальше через лесной тоннель.
Станция Дранда.
11. На удивление, никогда не переименовывалась! Редчайший для Абхазии случай.
12. Дранда знаковая для Абхазии локация. Здесь расположена всереспубликанская тюрьма. Очень скандальное место, про которое можно писать целый роман или хайпить на Дзене. Заключенные, ходят слухи, выращивают траву (не газонную).
Сидельцы, кроме прочих - грузинские шпионы, военные преступники, попавшиеся россияне.
О наличие исправительного учреждения на станции говорит клетка на платформе.
13. Со стороны Очамчиры прополз тепловоз. Редкость, эх жаль не застал в лесном тоннеле.
14. Полузаброшенный посёлок Дранда. Зрители удивлены и даже раздражены разрухой в Абхазии. Но если учесть тот факт, что современное население Абхазии не превышает 40% от довоенного, то всё встаёт на свои места.
15. И если "курортная Абхазия", т.е. участок Гагра - Сухум ещё куда ни шло, то весь восток - это вот такие полузаброшенные городки и сёла. Здесь падение населения может быть и более 90%, так как население формировалось в 20 веке, в основном грузинское и русское и было вынужденно покинуть самопровозглашённую республику.
16. Учитываем, что населённые пункты востока, в основном, не у моря - получаем такие апокалиптичные картины.
Все фото в публикации - Гулрыпшский район.
17. С 2022 по ветке на Очамчиру возобновилось регулярное грузовое движение. Смысл - вывоз угля и чего-то по-мелочи в Турцию в обход санкций. В порту содержимое вагонов перегружают на суда.
По этой причине идёт ремонт участка и даже восстановили станцию Дранда.
Ну как восстановили - в качестве разъезда. А так - на вид Дранда вторая по величине станция Абхазии на уровне Сухума. Есть подозрение, что использовалась при СССР в качестве пункта смены бригад или оборота локомотивов. Иначе зачем здесь электрифицированный парк и с десяток путей?
18. Вокзал Дранда, напротив, маленький и не самый красивый в Абхазии. Одно из помещений закрыто и подведено электричество. Может быть там располагается нелегальная крипто ферма а может сделали помещение для железнодорожников?
19. Рядом со станцией - стоянка разбитых автомобилей. Аварии на дорогах Абхазии закономерность. Если ты абхаз, то не обязательно иметь права и вообще любые документы, связанные с вождением.
20. Также неподалёку располагается аэропорт Сухум (Бабушера) имени В. Ардзинбы. С огромным заброшенным пассажирским комплексом и стоянкой самолётов.
Среди которых ЯК-40 президента Грузии. В сентябре 1993 Шеварднадзе прилетел в осаждённый Сухуми, чтобы подбодрить защитников и уверить их в счастливом исходе битвы. "Мы никогда не сдадим Сухуми!"
По иронии судьбы, именно в этот день абхазские силы замкнули кольцо и начали генеральный штурм. Как Шеварднадзе удалось выбраться никто достоверно не знает. По основной версии, президент спасся на присланном из РФ вертолёте по приказу Ельцина. Остальных руководителей грузинской стороны ждала физическая расправа.
Самолёт же остался в Абхазии навсегда. Как там внутри, интересно?
Аэропорт вот уже 20 лет планируют восстановить, но как и многие полезные инициативы всё упирается в абхазскую действительность.
21. Красивый вид на горы из Бабушеры.
22. Рядом с тюрьмой в дранде располагается монастырь с древнейшим храмом 6 века.
23. Абхазская религиозность, в частности абхазское православие - интересная тема, но не буду ничего писать, чтобы не дискредитировать христианство.
24. Вот ещё нашёлся артефакт из прошлой эпохи. Это ведь Прометей? По эллинской легенде, за похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале где-то на территории Абхазии.
25. На станции меня заметили абхазы и, приняв за шпиона, думали что делать. В итоге, позвали в гости.
Остался на две ночи из-за того, что весь следующий день лил дождь, хорошо осмотрел окрестности, погрузившись в местную действительность.
Подобное случалось в Абхазии ещё несколько раз, именно поэтому я так много знаю про Абхазию. Спасибо. Всех благословляю и здравствую.
Жизнь в Абхазии в одном фото, максимальное погружение. Чача, мамалыга, нарды, мандарины, шашлык.
Подробности в фильме про Абхазию будут, если дойдёт руки.
26. Соседи были грузинами.
27. Удалось поймать тот самый состав с углём.
Ещё несколько повторяющихся фото с участка:
Декабрь 2022. Продолжение предполагается.
Публикация из серии Абхазия навсегда.
Связанные записи: