В 2018 году, начав увлекаться заброшенными местами, я узнал, что в Ленинском районе Новосибирска есть заброшенный дисциплинарный батальон. Судя по количеству упоминаний в различных статьях, место это было достаточно известное. Вдохновлённый старыми фотоснимками, прохладным осенним днём я отправился туда. Гнать велосипед пришлось очень долго, но любопытство и тяга к неизвестному были сильнее усталости, холода и разбитых дорог...
Как говорится, дорогу осилит идущий. Вот я и стою возле поваленной ограды, за которой скрываются полуразрушенные здания, утопающие в зелени. Атмосфера здесь царила какая-то угнетающая. На момент поездки я особо не интересовался историей этого места, и не знал, о его мрачной славе, но что-то неприятное ощущалось здесь и без того. Совсем неподалёку находилось кладбище, и несколько жилых домов, от которых не доносилось ни звука…
Взяв велосипед за «рога», я направился вглубь территории. На старых фото это место выглядело куда менее разрушенным, но тогда я ещё не привык к прописной истине, гласившей о том, что за пару лет или даже месяцев заброшенный объект может измениться до неузнаваемости. Когда-то здесь была мебель и множество других предметов военного быта, однако теперь искателя приключений встречали лишь голые стены. Сразу бросается в глаза, что разрушенные здания выглядят относительно новыми. И почему всё это было брошено?
Думаю, даже если мой читатель так же, как и я, далёк от военной сферы, он всё равно отлично представляет, что такое дисциплинарный батальон. Для несведущего человека своим внешним видом он напоминает обыкновенную воинскую часть, хотя знающие люди наверняка укажут на множество отличий.
Земля под ногами усыпана битым стеклом и мусором, скрывающимся в траве. Приходилось всё время смотреть под ноги, и вот я внезапно увидел два самодельных факела, лежавших на дорожке. Пожалуй, это была одна из самых странных находок с начала моих походов. Лишь перед написанием этой статьи я узнал, что как раз летом того года здесь снимали какой-то клип, и, вероятно, эти факелы могли использоваться при съёмках.
Плац давно зарос травой. В очередной раз оглядевшись по сторонам, я решил попытаться добраться до одной из казарм, хотя вряд ли там ждало что-то интересное.
В 2008 году здесь произошла страшная трагедия: находившийся в состоянии алкогольного опьянения рядовой расстрелял из автомата начальника караула. Перепечатывать другие страшилки про это место из СМИ я не буду. Скажу лишь то, что пишут разное, а истина, наверное, где-то посередине.
Как видно по фотографиям, в казармах меня ожидаемо встретила полная разруха. Всё военное имущество давно вывезли, а что осталось – сломали. Бродя среди этих стен в полной тишине, я вновь поймал себя на мысли, что испытываю какое-то неприятное чувство. Что же, отчасти это вполне объяснимо: учитывая назначение этого места, невольно начинаешь задумываться о судьбах людей, побывавших здесь.
С крыши открывается довольно печальная картина. Несмотря на то, что многое вокруг ещё не осмотрено, полуразрушенные строения не манят к себе.
Напоследок надо заглянуть и в подвал. Он здесь весьма необычный, представляющий из себя огромную пустую комнату. На полу жидкая грязь, а приятная прохлада соседствует с неприятным затхлым запахом.
Побродив по территории, я наткнулся на здание, где раньше было нечто вроде актового зала. "Демократия — это исполнение законов!" – гласит надпись над сценой. Из курса Теории государства и права в моей памяти осталось несколько иное определение этого слова, но подискутировать на этот счёт в пустом зале заброшенного дисциплинарного батальона уж точно не с кем.
Постояв перед пустой сценой, я подумал, что пора возвращаться назад. Впереди была долгая дорога домой…
В настоящее время этого места больше не существует: территория бывшего ОДБ-40 продана в частную собственность.