Вот он, плюс от ограничения канала! Сейчас ко мне, прочитав название статьи, хлынуло бы множество новых людей, десятки, а то и сотни, ожидающих прочитать про пиво и водку.
А ПИВА НЕТ!
Дизлайк, дизлайк, дизлайк!!!
Они ведь не ожидали бы, что статьи на канале только про реставрацию, живопись и всё, что с ними связано. Худший понедельник сложно даже представить.
Дорогие мои читатели, всех приветствую!
Вы-то знаете, что я снова приготовила для вас историю про реставрацию, исследования и открытие. Ещё раз поговорим о судьбе картин, у каких-то она вполне счастливая, а у каких-то - не очень. А как ещё назвать исчезновение персонажа? Был - и нет его! А пропажа в корне изменила весь смысл живописной композиции!
Сегодня изучаем и рассматриваем картину очень известного голландского живописца, современника Яна Вермеера и его коллеги по цеху.
Художник Питер де Хох (Роттердам, 1629 - 1684, Амстердам)
Картина называется "Двор с курящим мужчиной и пьющей женщиной". Датируется она 1658-1660 годами, это Золотой век голландской живописи.
Если бы Питер де Хох увидел сейчас её, он бы сильно удивился, а может и вообще не признал бы за свою: мало ли, кому-то захотелось сделать копию - и сделали, приблизительную.
Повседневная, жанровая сцена, происходящая во дворе дома, показывает нам жизнь простых голландцев середины семнадцатого века. Есть в ней что-то от живописи Вермеера, не сам сюжет, а, скорее, атмосфера - такая спокойная, размеренная, домашняя.
Как бы вы трактовали этот сюжет? Наверное, примерно, как и я...
Тёплый, летний вечер... Муж после ужина вышел во дворик выкурить трубочку хорошего табака, следом вышла супруга. Она держит бокал, в котором налито пиво (по крайней мере, что-то похожее по цвету).
Возможно, она сама его сварила и теперь дегустирует, а муж ждёт её вердикта: пить или не пить. К ним вышла и дочка: ещё не поздно и она может поиграть во дворике или на улице, которая видна вдалеке через открытую калитку.
У девочки в руках... я затрудняюсь сказать... Наверное, современникам Питера де Хоха одного взгляда хватило бы, чтобы определить, что это за предмет такой.
А я не смогла. В целом, вот такая умиротворяющая семейная сцена изображена на холсте.
Кстати, картина написана маслом действительно на холсте, а не на дереве. Художники все чаще начинают использовать холст в качестве основы, по заслугам оценив его лёгкость и универсальность.
А теперь нас ждёт детектив! Мы проведём исследование и определим, что не так с картиной и что озадачило бы автора. Будем внимательно рассматривать изображение и находить несоответствия...
Ещё немного увеличиваем изображение и видим кое-что странное и малообъяснимое.
На столе лежит вторая трубка... Чья она? Может, конечно, и жены...
Супруга тоже курила, а потом отложила трубку в сторону и взяла бокал? А трубочки - посмотрите - классические, голландские. Такие трубочки курил Петр и его товарищи по возвращении из Европы.
Маленькое отступление, "перекур" так сказать. Хочу показать, какими интересными были эти трубочки при ближайшем рассмотрении. "Трубки Ионы" в виде портрета бородатого мужчины, портрета пророка Иоанна. И "трубки барокко" с богатым растительным орнаментом.
Продолжаем исследование! Кувшин, который обычно всегда бывал закрыт: напитки было принято закрывать крышечкой, дабы сохранять их аромат.
Он открыт и это нехарактерно для подобной ситуации. Его открывали, взяв в руки, наливали напиток, закрывали и ставили обратно на стол. Загадка, однако!
Муж этой женщины человек служивый, он в черной форме и фетровой шляпе. А плащ он сбросил с плеч и тот спадает на спинку стула, на колени и на землю. Как я и предположила, вечер теплый. Позвольте...
А чей тогда второй плащ, который аккуратно перекинут через забор, позади него? Я догадалась! Плащ его жены! Такая теплая, хорошая погода, что ей стало жарко: она вышла в плаще и сразу его сняла. Или, наоборот, очень холодно и муж вышел сразу в двух плащах?
Мы можем, вот так, выдвигать любые версии, но узнать наверняка можно, лишь проведя комплексные исследования с применением современных средств и оборудования.
А теперь исследование для самых стойких и наблюдательных. Я хочу сотворить с вами форменное безобразие и приглашаю увидеть ЗАПИСЬ на картине без использования ультрафиолета, своими собственными глазами. Призываю сделать то, что обычно делают только опытные реставраторы.
Если кому-то станет скучно и неинтересно, смело проматывайте статью до пунктирной линии и фотографии реставратора, сидящей за мольбертом.
Итак, изучим фрагмент живописи, изображение забора. Сравнивайте детали, отмеченные зелёными и красными стрелками. Сравнение начнем с темных полос - швов между досками забора.
Наверху линии мягкие, не имеющие четкого контура, "живые". Внизу - жёсткие, как будто процарапанные, они выглядят совершенно иначе и сделаны другим цветом в другой манере.
Следующий пример - линии, обозначающие освещенные грани досок забора. Принцип обозначения тот же.
Видите, как отличаются линии наверху и внизу? Внизу - запись. Кстати, реставратор старался и цвет подбирал один к одному. Однако, свойство масляной краски - становиться холоднее оттенком и темнеть со временем. Что и произошло с этими линиями, они стали тоньше и прозрачнее.
А теперь посмотрим, как изображена поверхность досок забора и их фактура.
Обвела в круг самые явные участки.
Мне кажется, разницу в двух кругах можно и не описывать, вы сами её видите. В нижнем круге не видно сеточки кракелюра красочного слоя - он замазан краской сверху.
И последнее, что хотела вам показать - изображение клинкерного кирпича, которым вымощен дворик.
Внизу - автор бережно выписывал каждый ряд кирпичиков, даже изображая их в перспективе, в дальней части дворика он их всё равно проработал в деталях.
Обратите внимание на наличие кракелюра справа и слева от красной прерывистой линии. Слева, в красном овале, кракелюр тоже есть, но он находится под толстым слоем записи.
Ну как, не очень устали? Мне хотелось, чтобы вы побывали в роли сыщиков и нашли ТО САМОЕ МЕСТО преступления!
-------------------------------------------------------------
Теперь вновь соединимся вместе с читателями, которые пропустили часть статьи и хотели изучать картину с применением современных методов исследования.
Продолжаем!
Картина сейчас находится на реставрации. Коллеги удалили грубую запись центральной части картины, и в ультрафиолетовом свете стали видны остатки третьей фигуры, некогда сидящей за столом.
За столом сидит второй служака-солдат, в такой же черной шляпе, а свой плащ он перекинул через перила забора.
Ультрафиолет показывает люминесценцию остатков изображения, частичек пигмента масляных красок, поэтому мы видим этого вояку не очень четко.
Гораздо информативнее в данном случае инфракрасное излучение, которое показывает нижележащий рисунок и позволяет обнаружить мелкие детали изображения.
Когда же с картины исчез "третий лишний"? Коллеги утверждают, что судя по провенансу полотна, в 1822 году оно поступило в коллекцию уже в таком виде, без центральной фигуры.
С какой целью удалили эту фигуру, тоже не ясно. Возможно с той же, с которой был закрашен Купидон на картине Яна Вермеера "Девушка, читающая письмо у раскрытого окна". Борцы за нравственность при помощи смывки и красок убирали с картин пикантные детали или сомнительных персонажей.
Ведь, обнаружив второго солдата за столом, мы видим, что Питер де Хох изначально задумал эту картину не как романтическую историю мужчины и женщины или мирную семейную сцену. Он показал нам разухабистую сценку, изобразив застольную игру с двумя солдатами и женщиной. Она проиграла и должна отпить из высокого бокала алкогольный напиток до следующей метки, белой линии на стекле бокала.
Один солдат держит в руках кувшин - именно поэтому его крышечка открыта. Солдат подпаивает женщину и усмехается, а второй невозмутимо курит и наблюдает за развитием событий. Никакого домашнего уюта, никакой романтики и гораздо меньше очарования теперь производит на меня эта сценка. А на вас?
В настоящее время музей проводит дальнейшие научные исследования. Коллеги используют инфракрасный спектр, макро-XRF (рентгенофлуоресцентную спектрометрию) и 3D. сканирование. Это поможет прояснить, что осталось от солдата и какие пигменты Питер де Хох использовал в живописиписи.
А уже потом будет сделан выбор относительно дальнейшей судьбы солдата на картине: закрасить его снова, восстановить в первоначальном виде или оставить на картине как есть, в виде "призрака".
Друзья, у меня для вас есть ещё одна интересная подробность! Самый "вкусный" кадр я припрятала под конец статьи.
Мы можем увидеть, как выглядела эта сцена изначально. Раннюю версию этой картины, также написанную Питером де Хохом, сегодня можно найти в Национальной галерее искусств в Вашингтоне:
Питер де Хох, "Голландский дворик", около 1658-1660 года. Холст, масло, 69,5 х 60 см, Коллекция: Национальная галерея искусств, Вашингтон
Солдат здесь не стёрт и не закрашен,
эта троица персонажей увлечена игрой,
а девчушка издали наблюдает за ними. Похоже, она несёт что-то съестное на стол.
Я уже максимально увеличила этот таинственный предмет, по сути это уже макросъемка, но понять, что это, так и не смогла. Моя версия - это горшочек, почему-то квадратный сверху, и в нём какая-то еда.
Что примечательно, картина называется просто "Голландский дворик". Как изящно, полупрозрачно, при помощи крошечных мазочков и точек, напоминающих вышивку, Питер де Хох пишет черепицу крыш и зелень деревьев, посмотрите!
Взгляните, какой "масляный" взгляд у этого солдата, неудивительно, что его поспешили закрасить подобру- поздорову!
Обе картины были представлены рядом на выставке в Делфте.
Разница налицо. И не удивительно, что Маурицхейс теперь стремится восстановить собственную версию картины.
До скорой встречи, друзья!
Всем добра!