Найти тему
Hélène Fourment

"Сообразили на троих" и третий исчез

Вот он, плюс от ограничения канала! Сейчас ко мне, прочитав название статьи, хлынуло бы множество новых людей, десятки, а то и сотни, ожидающих прочитать про пиво и водку.

А ПИВА НЕТ!

Дизлайк, дизлайк, дизлайк!!!

Они ведь не ожидали бы, что статьи на канале только про реставрацию, живопись и всё, что с ними связано. Худший понедельник сложно даже представить.

Дорогие мои читатели, всех приветствую!

Вы-то знаете, что я снова приготовила для вас историю про реставрацию, исследования и открытие. Ещё раз поговорим о судьбе картин, у каких-то она вполне счастливая, а у каких-то - не очень. А как ещё назвать исчезновение персонажа? Был - и нет его! А пропажа в корне изменила весь смысл живописной композиции!

Сегодня изучаем и рассматриваем картину очень известного голландского живописца, современника Яна Вермеера и его коллеги по цеху.

Художник Питер де Хох (Роттердам, 1629 - 1684, Амстердам)

"Курящий мужчина и пьющая женщина во дворе", 1658-1660 годы. Холст, масло, 78 х 65 см.  Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды.
"Курящий мужчина и пьющая женщина во дворе", 1658-1660 годы. Холст, масло, 78 х 65 см. Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды.

Картина называется "Двор с курящим мужчиной и пьющей женщиной". Датируется она 1658-1660 годами, это Золотой век голландской живописи.

Если бы Питер де Хох увидел сейчас её, он бы сильно удивился, а может и вообще не признал бы за свою: мало ли, кому-то захотелось сделать копию - и сделали, приблизительную.

Повседневная, жанровая сцена, происходящая во дворе дома, показывает нам жизнь простых голландцев середины семнадцатого века. Есть в ней что-то от живописи Вермеера, не сам сюжет, а, скорее, атмосфера - такая спокойная, размеренная, домашняя.

Как бы вы трактовали этот сюжет? Наверное, примерно, как и я...

Даю фрагменты крупным планом, чтобы вы могли рассмотреть детали
Даю фрагменты крупным планом, чтобы вы могли рассмотреть детали

Тёплый, летний вечер... Муж после ужина вышел во дворик выкурить трубочку хорошего табака, следом вышла супруга. Она держит бокал, в котором налито пиво (по крайней мере, что-то похожее по цвету).

-3

Возможно, она сама его сварила и теперь дегустирует, а муж ждёт её вердикта: пить или не пить. К ним вышла и дочка: ещё не поздно и она может поиграть во дворике или на улице, которая видна вдалеке через открытую калитку.

А дворик выложен светлым клинкерным кирпичом, который так понравился Петру Первому во время  его посещения Голландии в составе первого Великого посольства
А дворик выложен светлым клинкерным кирпичом, который так понравился Петру Первому во время его посещения Голландии в составе первого Великого посольства

У девочки в руках... я затрудняюсь сказать... Наверное, современникам Питера де Хоха одного взгляда хватило бы, чтобы определить, что это за предмет такой.

-5

А я не смогла. В целом, вот такая умиротворяющая семейная сцена изображена на холсте.

Кстати, картина написана маслом действительно на холсте, а не на дереве. Художники все чаще начинают использовать холст в качестве основы, по заслугам оценив его лёгкость и универсальность.

Оборот картины - вот такой аккуратный и благополучный.
Оборот картины - вот такой аккуратный и благополучный.

А теперь нас ждёт детектив! Мы проведём исследование и определим, что не так с картиной и что озадачило бы автора. Будем внимательно рассматривать изображение и находить несоответствия...

Ещё немного увеличиваем изображение и видим кое-что странное и малообъяснимое.

На столе лежит вторая трубка... Чья она? Может, конечно, и жены...

-7

Супруга тоже курила, а потом отложила трубку в сторону и взяла бокал? А трубочки - посмотрите - классические, голландские. Такие трубочки курил Петр и его товарищи по возвращении из Европы.

Курительная трубка. Белая глина. Голландия, 1740-60-е годы. Длина 33 см, диаметр 2 см. Обнаружена в ходе реставрационных работ 1960-70-х годов во дворце А. Д. Меншикова
Курительная трубка. Белая глина. Голландия, 1740-60-е годы. Длина 33 см, диаметр 2 см. Обнаружена в ходе реставрационных работ 1960-70-х годов во дворце А. Д. Меншикова

Маленькое отступление, "перекур" так сказать. Хочу показать, какими интересными были эти трубочки при ближайшем рассмотрении. "Трубки Ионы" в виде портрета бородатого мужчины, портрета пророка Иоанна. И "трубки барокко" с богатым растительным орнаментом.

Трубки. Белая глина. Нидерланды, Голландия. 2-я четверть 17-го века. Высота: 3,7 см, максимальная ширина: 1,9-2,1 см
Трубки. Белая глина. Нидерланды, Голландия. 2-я четверть 17-го века. Высота: 3,7 см, максимальная ширина: 1,9-2,1 см

Продолжаем исследование! Кувшин, который обычно всегда бывал закрыт: напитки было принято закрывать крышечкой, дабы сохранять их аромат.

-10

Он открыт и это нехарактерно для подобной ситуации. Его открывали, взяв в руки, наливали напиток, закрывали и ставили обратно на стол. Загадка, однако!

Муж этой женщины человек служивый, он в черной форме и фетровой шляпе. А плащ он сбросил с плеч и тот спадает на спинку стула, на колени и на землю. Как я и предположила, вечер теплый. Позвольте...

-11

А чей тогда второй плащ, который аккуратно перекинут через забор, позади него? Я догадалась! Плащ его жены! Такая теплая, хорошая погода, что ей стало жарко: она вышла в плаще и сразу его сняла. Или, наоборот, очень холодно и муж вышел сразу в двух плащах?

Мы можем, вот так, выдвигать любые версии, но узнать наверняка можно, лишь проведя комплексные исследования с применением современных средств и оборудования.

А теперь исследование для самых стойких и наблюдательных. Я хочу сотворить с вами форменное безобразие и приглашаю увидеть ЗАПИСЬ на картине без использования ультрафиолета, своими собственными глазами. Призываю сделать то, что обычно делают только опытные реставраторы.

Если кому-то станет скучно и неинтересно, смело проматывайте статью до пунктирной линии и фотографии реставратора, сидящей за мольбертом.

Итак, изучим фрагмент живописи, изображение забора. Сравнивайте детали, отмеченные зелёными и красными стрелками. Сравнение начнем с темных полос - швов между досками забора.

Зелёными стрелками показала линии автора, красными - сделаны чужой рукой.
Зелёными стрелками показала линии автора, красными - сделаны чужой рукой.

Наверху линии мягкие, не имеющие четкого контура, "живые". Внизу - жёсткие, как будто процарапанные, они выглядят совершенно иначе и сделаны другим цветом в другой манере.

Следующий пример - линии, обозначающие освещенные грани досок забора. Принцип обозначения тот же.

Сравнивайте цвет, толщину, манеру исполнения светлых жёлтых линий.
Сравнивайте цвет, толщину, манеру исполнения светлых жёлтых линий.

Видите, как отличаются линии наверху и внизу? Внизу - запись. Кстати, реставратор старался и цвет подбирал один к одному. Однако, свойство масляной краски - становиться холоднее оттенком и темнеть со временем. Что и произошло с этими линиями, они стали тоньше и прозрачнее.

А теперь посмотрим, как изображена поверхность досок забора и их фактура.

Обвела в круг самые явные участки.

Отличаются, как небо и земля, верно? А ещё в зелёном круге видна тонкая сеточка кракелюра (трещин), а в нижнем красном круге её нет.
Отличаются, как небо и земля, верно? А ещё в зелёном круге видна тонкая сеточка кракелюра (трещин), а в нижнем красном круге её нет.

Мне кажется, разницу в двух кругах можно и не описывать, вы сами её видите. В нижнем круге не видно сеточки кракелюра красочного слоя - он замазан краской сверху.

И последнее, что хотела вам показать - изображение клинкерного кирпича, которым вымощен дворик.

Внизу - автор бережно выписывал каждый ряд кирпичиков, даже изображая их в перспективе, в дальней части дворика он их всё равно проработал в деталях.

В красном овале - грубая запись, её границу показала красной прерывистой линией.
В красном овале - грубая запись, её границу показала красной прерывистой линией.

Обратите внимание на наличие кракелюра справа и слева от красной прерывистой линии. Слева, в красном овале, кракелюр тоже есть, но он находится под толстым слоем записи.

Ну как, не очень устали? Мне хотелось, чтобы вы побывали в роли сыщиков и нашли ТО САМОЕ МЕСТО преступления!

-------------------------------------------------------------

Теперь вновь соединимся вместе с читателями, которые пропустили часть статьи и хотели изучать картину с применением современных методов исследования.

Продолжаем!

Картина сейчас находится на реставрации. Коллеги удалили грубую запись центральной части картины, и в ультрафиолетовом свете стали видны остатки третьей фигуры, некогда сидящей за столом.

Реставраторы Ханна Бэкс и Сабрина Мелони работают с этой картиной с 2020-го года.
Реставраторы Ханна Бэкс и Сабрина Мелони работают с этой картиной с 2020-го года.

За столом сидит второй служака-солдат, в такой же черной шляпе, а свой плащ он перекинул через перила забора.

Красными стрелками показала небольшие надлаковые записи, как они видны в ультрафиолете
Красными стрелками показала небольшие надлаковые записи, как они видны в ультрафиолете

Ультрафиолет показывает люминесценцию остатков изображения, частичек пигмента масляных красок, поэтому мы видим этого вояку не очень четко.

Гораздо информативнее в данном случае инфракрасное излучение, которое показывает нижележащий рисунок и позволяет обнаружить мелкие детали изображения.

Здесь фигура солдата видна уже вполне отчётливо несмотря на то, что она практически полностью смыта.
Здесь фигура солдата видна уже вполне отчётливо несмотря на то, что она практически полностью смыта.

Когда же с картины исчез "третий лишний"? Коллеги утверждают, что судя по провенансу полотна, в 1822 году оно поступило в коллекцию уже в таком виде, без центральной фигуры.

С какой целью удалили эту фигуру, тоже не ясно. Возможно с той же, с которой был закрашен Купидон на картине Яна Вермеера "Девушка, читающая письмо у раскрытого окна". Борцы за нравственность при помощи смывки и красок убирали с картин пикантные детали или сомнительных персонажей.

Ведь, обнаружив второго солдата за столом, мы видим, что Питер де Хох изначально задумал эту картину не как романтическую историю мужчины и женщины или мирную семейную сцену. Он показал нам разухабистую сценку, изобразив застольную игру с двумя солдатами и женщиной. Она проиграла и должна отпить из высокого бокала алкогольный напиток до следующей метки, белой линии на стекле бокала.

Показала вам покрупнее разметку на бокале
Показала вам покрупнее разметку на бокале

Один солдат держит в руках кувшин - именно поэтому его крышечка открыта. Солдат подпаивает женщину и усмехается, а второй невозмутимо курит и наблюдает за развитием событий. Никакого домашнего уюта, никакой романтики и гораздо меньше очарования теперь производит на меня эта сценка. А на вас?

В настоящее время музей проводит дальнейшие научные исследования. Коллеги используют инфракрасный спектр, макро-XRF (рентгенофлуоресцентную спектрометрию) и 3D. сканирование. Это поможет прояснить, что осталось от солдата и какие пигменты Питер де Хох использовал в живописиписи.

Шутливый коллаж на тему реконструкции изображения вояки.)))
Шутливый коллаж на тему реконструкции изображения вояки.)))

А уже потом будет сделан выбор относительно дальнейшей судьбы солдата на картине: закрасить его снова, восстановить в первоначальном виде или оставить на картине как есть, в виде "призрака".

Друзья, у меня для вас есть ещё одна интересная подробность! Самый "вкусный" кадр я припрятала под конец статьи.

Мы можем увидеть, как выглядела эта сцена изначально. Раннюю версию этой картины, также написанную Питером де Хохом, сегодня можно найти в Национальной галерее искусств в Вашингтоне:

Питер де Хох, "Голландский дворик", около 1658-1660 года. Холст, масло, 69,5 х 60 см, Коллекция: Национальная галерея искусств, Вашингтон

У меня есть файл в шикарном разрешении, здесь дзен мне его опубликовать не даст - сожмет при загрузке, но с помощью него я покажу вам фрагменты этой картины.
У меня есть файл в шикарном разрешении, здесь дзен мне его опубликовать не даст - сожмет при загрузке, но с помощью него я покажу вам фрагменты этой картины.

Солдат здесь не стёрт и не закрашен,

-22

эта троица персонажей увлечена игрой,

-23

а девчушка издали наблюдает за ними. Похоже, она несёт что-то съестное на стол.

-24

Я уже максимально увеличила этот таинственный предмет, по сути это уже макросъемка, но понять, что это, так и не смогла. Моя версия - это горшочек, почему-то квадратный сверху, и в нём какая-то еда.

-25

Что примечательно, картина называется просто "Голландский дворик". Как изящно, полупрозрачно, при помощи крошечных мазочков и точек, напоминающих вышивку, Питер де Хох пишет черепицу крыш и зелень деревьев, посмотрите!

-26

Взгляните, какой "масляный" взгляд у этого солдата, неудивительно, что его поспешили закрасить подобру- поздорову!

-27

Обе картины были представлены рядом на выставке в Делфте.

Коллаж двух версий картин. Справа - картина из коллекции Маурицхёйса, под жёлтым лаком, поверхностными загрязнениями и грубыми записями.
Коллаж двух версий картин. Справа - картина из коллекции Маурицхёйса, под жёлтым лаком, поверхностными загрязнениями и грубыми записями.

Разница налицо. И не удивительно, что Маурицхейс теперь стремится восстановить собственную версию картины.

До скорой встречи, друзья!

Всем добра!

Фото обложки
Фото обложки