Гринвошинг (англ. greenwashing - "зелёная промывка") - форма экологического маркетинга, при котором компания использует экологичные идеи и "зелёный" пиар для привлечения внимания, создаёт ложное представление о своих целях, экологичности своей продукции или услуги, представляя себя в более выгодном свете.
Иногда его называют "зелёный камуфляж", как будто компания "маскирует" свои не самые экологичные деяния под благие начала. При этом она либо ничего не делает для сохранения окружающей среды, либо делает что-то незначительное и продолжает вредить.
Т.е. это уловка, маркетинг, обман, "фантик", который не имеет ничего общего с действительностью.
Когда компания злоупотребляет гринвошингом - это вводит в заблуждение потребителей и вредит настоящим экологическим брендам, чья продукция натуральна и безопасна как для человека, так и для окружающей среды.
Кстати, знаете, почему компании это делают? Потому что на экологичное и натуральное есть спрос, и он растёт. Потому что мы все не хотим есть непонятно что, непонятно из чего. Мы все не хотим дышать какими-то выбросами или пить воду с примесями. Мы хотим быть здоровыми и жить в нетоксичной среде.
Не всё, на чём написано ЭКО, БИО, 100% натурально, биоразлагаемое, натуральный состав, растительное происхождение, ORGANIC, NATURAL, GREEN и т.д. на самом деле является таковым. Это могут быть ничем не подтверждённые слова и "зелёные" бирки.
Примеры гринвошинга:
- биоразлагаемый пакет - на самом деле, он не разлагается, а распадается на микропластик, не принимается на переработку и только сильнее загрязняет окружающую среду. По-настоящему экологичный пакет - либо многоразовый, либо сделанный из натуральных материалов: крахмал, соя, крафт бумага и др., который потом отправляется в компост. В крайнем случае, обычный полиэтиленовый пакет, его хотя бы можно переработать.
- туалетная бумага эко, био, органик, натуральная, в перерабатываемой упаковке, ещё и с надписью "Мы заботимся о природе". При этом бумага сделана без использования вторичных материалов из 100% древесины/целлюлозы. Настоящая забота о природе - это не рубить деревья, чтобы люди потом ну вы поняли.. К слову, туалетная бумага из переработанной макулатуры ничем не отличается по свойствам, мягкости и т.д., например, Zewa серия Плюс.
- экокожа - ни разу не экологичный материал. Это полимеры, которые слоями нанесены на ткань. Этот материал недолговечен, он является продуктом нефтепереработки, его производство вредно и токсично как для человека, так и для окружающей среды. Если хотите спасти животных и не признаёте натуральную кожу, лучше выберите текстиль.
- если компания позиционирует себя, как экологичную, но выпускает товар в неперабатываемой упаковке. Или вообще в упаковке, например, овощи и фрукты, для которых упаковка не необходима.
- многие обвиняют в гринвошинге такие компании, как Синергетик за сомнительный состав и ВкусВилл за обилие одноразовой излишней упаковки.
- гринвошингом являются надписи ЭКО, БИО, НАТУРАЛЬНО и т.д., если это ничем не подтверждено.
- был большой скандал с брендом h&m, который выпускал экологичные натуральные коллекции, которые таковыми не являлись. А также принимал одежду от населения с обещанием отвезти её на свои производства в Европу для переработки. На самом деле все вещи без сортировки фасовались в мешки и продавались оптом для реализации в местных секонд хендах. Те, кто их купил, с большой вероятностью, просто выбросили плохие, изношенные вещи в мусор.
- самое большое количество бутылок, которые выбрасываются - это бутылки от coca-cola. Этот бренд тоже был обвинён в гринвошинге за то, что активно поддерживал экоповестку, организовывал субботники, давал громкие обещания, но при этом не изменил свою политику и ничего не предпринял для того, чтобы сократить количество отходов своей продукции, попадающих на свалку. Согласно исследованию организации Break free from plastic, компания была признана главным пластиковым загрязнителем планеты.
Как обезопасить себя и распознать эко-обман?
1. Существуют конкретные экомаркировки, которые имеют право размещать на своих товарах только те компании, которые прошли сертификацию. Эти знаки признаны на международном уровне, и им можно доверять. Проверить продукт можно с помощью приложения Ecolabel Guide, который распознаёт экомаркироки на упаковке. Список брендов и товаров с маркировкой "Листок жизни" можно посмотреть на сайте Экологического союза.
2. Не всё, что является натуральным, одновременно с этим и безопасно. Например, ртуть и мышьяк - натуральные вещества природного происхождения, но они небезопасны. Хлопок тоже натурален, но может быть выращен с использованием пестицидов или других химикатов, и следы этих веществ могут оставаться и на готовых изделиях. Если Вы видите формулировку "органический хлопок" (т.е. выращенный без использования вредных веществ), эти слова должны быть чем-то подкреплены. Доверяйте проверенным брендам, которые ведут прозрачную политику, не скрывают свои производства и могут подтвердить безопасность своей продукции.
3 Смотрите состав. Он должен быть максимально подробным и прозрачным. Вас должны смутить такие общие понятия, как ПАВ, НПАВ, консерванты, комплексообразователи, растительные масла и др.. Вы должны видеть, какой конкретно ингредиент в составе, его название, а не к какой группе он относится. Обращайте внимание на то, чтобы все ингредиенты были написаны в порядке убывания.
4. Читайте отзывы, обзоры и исследования экспертов. А также изучайте происхождение, влияние и безопасность ингредиентов самостоятельно. Пользуйтесь разными источниками.
5. Обращайте внимание на упаковку. Ответственные производители либо используют минимум упаковки, либо отдают предпочтение лёгким в переработке материалам. Многосоставные упаковки, например, разные виды пластика или пластик с металлом сложны в переработке (ответственные знающие люди, которые бывали на производствах, рассказали мне, что такие упаковки просто выбрасываются). Экозаинтересованный производитель не будет их использовать.
Надеюсь, эта информация была для Вас полезна. Не дайте себя обмануть! 🙅♀️