4K подписчиков

“Падение империи” (2024, Civil War): Соединение искусства и политики

Англичанин Алекс Гарленд (Alex Garland) сделал себе имя как автор сценариев – “28 дней спустя” (2002), “Пекло” (2007), “Не отпускай меня” (2010). А “Падение империи” (или “Гражданская война”) в его фильмографии относится к тем проектам, где он был и режиссёром, и сценаристом. Это его четвёртый режиссёрский проект (в полнометражном кинематографе).

“Очень часто я ловлю себя на мысли, что пишу о том, о чём многие тоже думают и пишут. Повествование в “Падении империи” вызывает большую тревогу – особенно сейчас. Я написал это четыре года назад, с тех пор и по сей день я часто слышу выражение этой тревоги в СМИ, из уст политиков и друзей. Эта тема просто витает в воздухе,” – рассказал о своём фильме Алекс Гарленд.

Вариант постера к фильму "Падение империи"
Вариант постера к фильму "Падение империи"

Особенностью кинематографа Гарленда является бессменный налёт фантастики, сюрреальности и глубоких рассуждений, будь то очевидная sci-fi драма “Из машины” (2014) с роботом, способным обмануть человека мыслящего и своего же создателя, а также “Аннигилляция” (2017) и “Род мужской” (2022), в которых Гарленд вместе со странными явлениями уже исследует и отношения мужчины и женщины. “Падение империи”, затрагивая политику, встаёт в ряд с этими проектами очень чётко – он сделан в узнаваемом стиле Гарленда и его постоянного оператора Роба Харди (Rob Hardy), с которым они сделали вместе все вышеупомянутые фильмы. Фантастика в нём уже на том уровне, что он сделал союзниками Техас и Калифорнию, чего нет в реальности; Техас очень консервативный, а Калифорния крайне либеральна.

Сюжет

Недалёкое будущее. В центре внимания – группа журналистов из Сэмми (Стивен МакКинли Хендерсон), сотрудника The New York Times, и фоторепортёра Ли Смит (Кирстен Данст) и писателя-репортёра Джоэла (Вагнер Моура), сотрудников новостного агентства Reuters.

Ли и Джоэл отправляются из Нью-Йорка в Вашингтон, чтобы успеть взять интервью у Президента (Ник Офферман) и сделать его фото, пока Силы Запада не вторглись в столицу и не атаковали Белый Дом. А Сэмми едет с ними, потому что по пути, он хочет на фронт, в Шарлоттсвилль, – в самое пекло.

К ним присоединяется молодая девушка Джесси Колин (Кейли Спэйни), страстно желающая стать военным фотографом, как Ли Смит.

Мысли и впечатления после просмотра

“Падение империи” объединяет в себе роуд-муви (путешествие журналистов через страну – они преодолевают 1380 км на авто) и историю взросления (23-летняя Джесси принимает жестокую правду о профессии, в которую стремилась), помимо освещения острой точки зрения на то, во что постепенно превращается мир в целом, а не какое-то отдельно взятое государство.

На флаге Америки осталось только две звезды, Президент, служащий свой третий срок (и боящийся только за свою жизнь и ни о чём более), произносит невнятную и бессильную речь о том, что “мы стали ближе, чем когда-либо, мы ближе к победе как никогда раньше, это величайшая кампания”. Он хочет показать, что America Great Again, а, на самом деле, параллельно идущие видеовставки свидетельствуют об обратном – улицы страны превратились в единое поле битвы, где вместо идиллии будней с кофе на вынос боевики бьют и убивают людей.

В реальности в США двухпартийная избирательная система. В США доминируют только две партии – Республиканская и Демократическая. Остальные, более мелкие, называются “третьими сторонами”. Как мне кажется, в фильме эти две звёздочки на флаге как раз символизируют две партии, которые правят в стране. Потому что кандидаты от этих двух партий всегда получают наибольшее количество голосов на выборах в то время как “третьи стороны” терпят неудачу. Так или иначе, американцы следуют за республиканцами или демократами, за теми, с кем их ценности совпадают больше всего. Обе партии включают очень много участников, что означает большое количество точек зрения на вопросы общества и политики, потому им не сложно удерживать свои высокие позиции и выбиваться в лидеры.

Потому сценарий фильма, следуя такой логике, убрал ‘лишние’ звёзды как самые настоящие ‘третьи стороны’, так как не стоит рассматривать слабых, оставив только ‘демократов’ и ‘республиканцев’. Причём в сюжете и у Президента нет ни имени, ни обозначения принадлежности какой-то из партий (чтобы не было соблазна сопоставлять, кого именно они имели в виду под этим невнятно говорящим человеком, наверное, либо это саркастичное замечание, что власть совершенно безликая и жалкая, способная только на деструктивные действия вроде авиаударов по гражданским и роспуск ФБР). В 2023 году появились сообщения о том, что ФБР стоит распустить, прекратить финансирование (а средства туда поступают из Конгресса), потому что большая часть американцев уже не считает, что агенты борются за справедливость. Потому такая реплика про ФБР не является выдумкой, это реально существующая проблема, и сценарий фильма допускает, что такое вполне вероятно. Но тогда не хватает последствий без работы ФБР – при ликвидации Бюро не будет порядка в противостоянии наркокартелям, организованной преступности и защиты от разведок других стран, шпионящих за Америкой.

Хотя и без этого беспорядок ощущается в избытке. Есть сцена, когда снайперы выслеживают цель в некоем доме. “Кто-то засел в том доме. Неизвестно, на чьей он стороне”, – делятся они. Сопоставляя реплики про Президента и о доме, рисуется картинка полных упадка и хаоса.

Согласно сюжету, в Америке и штатов больше нет, она теперь состоит из группировок – Силы Запада (Western Forces), объединяющие Техас и Калифорнию (и которые противостоят Вашингтону), Флоридский Альянс (Florida Alliance), Армия новых людей (New People's Army), лояльно настроенные жители (Loyalist states).

Персонажную основу истории составляют журналисты. Сэмми – представитель The New York Times, судя по реплике, брошенной в адрес Сэмми, то это жалкие остатки некогда сильного издания. Ли и Джоэл – это представители новостного агентства Reuters; они начинают выдыхаться, потому что, несмотря на выдержку и демонстрируемые цинизм и отстранённость, нарощенные за годы службы, стали болезненно реагировать на гибель коллег. Джесси Колин – 23-летняя девчонка из Миссури, горящая идеей стать второй Элизабет “Ли” Миллер (она во времена Второй Мировой Войны была военным фотокором от Vogue, освещая освобождение Парижа и концентрационные лагеря Бухенвальд и Дахау).

Метафорически эти люди представляют прошлое, настоящее и будущее. У прошлого была возможность видеть две стороны жизни и узнать журналистику не только как способ умереть, путешествуя через страну, у настоящего нет оптимизма, что “мы стали ближе…”, как говорит Президент, оно привыкло к вранью и пропаганде, а будущее ещё верит в чудеса и вдохновляется прекрасными историями, романтизируя профессию и абсолютно не рассчитывая, куда бросит человека реальность (в яму с трупами, принадлежащими невинным гражданским, например).

Как будто не просто так Джесси, героиня Кейли Спэйни родом из Миссури, и сама актриса выросла там. Прозвище штата Миссури “Покажи-ка мне” (Show Me State), а девиз – “Спасение должно быть высшим законом для людей”. Его прозвище произошло от фразы конгрессмена, который потребовал подкреплять свои слова действиями. И рвение Джесси, уроженки Миссури, пересекается с этими прозвищем и девизом – она сама сказала, что не хочет, как её отец отсиживаться на ферме и делать вид, что ничего не происходит, она хочет действовать.

В этом ключевая особенность героини Кейли Спэйни – вдохновенный оптимизм, вера в силу духа и правду, в спасение, в конце концов. На фоне уставших Ли, которая не верит в слова Президента, Джоэла, который напивается и пристаёт к Джесси, и Сэмми, который не хочет на пенсию, несмотря на то, что ему уже трудно хотя бы просто ходить от подъезда до автомобиля, Джесси действительно выглядит как ребёнок, играющий в журналистику, и ей ещё многое нужно выучить. И сценарно эти этапы прописаны – от шока при виде того, на что способны люди по отношению к себе подобным (сцена на автомойке), через внутренний настрой Ли Смит, говорящей, что она не пропустит хороший кадр (имея в виду съёмку на камеру смерти коллеги – сцена на стоянке возле JC Penny), и непосредственное соприкосновение с реальностью, когда они все оказались на волосок от смерти (сцена с безымянными солдатами, сбрасывающими гражданских в яму), до сцены в Белом Доме, когда Джесси не растерялась и поступила как настоящий военный репортёр (На войне как на войне, как иронично; и пусть другие задают вопросы, а она больше не должна анализировать).

Злая ирония заключается в том, что такой атрибут как фотоаппарат и такой акт как ловля кадров приобретают в этом фильме зловещее звучание. Сейчас, когда социальные сети достигли пика своего развития, контент должен быть высокого качества – как тексты, так и фото, которые поддерживают слово, лайфстайл-каналы изобилуют милыми композициями из книг и керамических чашек, а также лицеприятными сэлфи того, кто ведёт этот канал. Здесь же бесконечное фотографирование имеет целью зафиксировать события, формирующие историю. Это оборотная сторона одного и того же действия – фотографирования. Опять же – как именно будет интерпретирована фотография, взгляд на событие того или иного фотографа тоже является интересным аспектом. Но важным фактом остаётся то, что журналисты – это оптика, направленная на реальность без прикрас, они следуют за военными и фиксируют реальность, они рискуют, чтобы добыть историю, грубо говоря. И в некотором роде этот фильм является посвящением труду журналистов.

Интересный факт

Англичанин Алекс Гарленд (Alex Garland) сделал себе имя как автор сценариев – “28 дней спустя” (2002), “Пекло” (2007), “Не отпускай меня” (2010).-3

Декорации для эпизода со снайперами, выслеживающими цель в доме, не были построены группой для фильма. По словам Алекса Гарленда, обломки чьего-то праздника валялись на обочине в непосредственной близости от площадки, где они снимали. Там были брошены рождественские украшения и статуи Марии и Иосифа. И эти забытые предметы, стали отличным элементом фильма, вписываясь в тему страшного упадка, который там обрисован. Рождество и религия – настоящие ценности Америки, а тут они сломаны и разбросаны. Потому всё оборудование было перенесено на это место, чтобы отснять сцену среди этих предметов.