В современном мире, где онлайн-шоппинг и доставка еды стали обыденностью, сложно представить, как люди жили без этих удобств. Во времена пандемии доставка сделала огромный рывок - скачек. Стали доставлять то что раньше и не доставлялось. А как же дела обстояли в прошлом.Ошибочно полагать, что доставки в прошлом не было - она была. Например в СССР, где царил дефицит, а система торговли была далека от идеала, службы доставки играли особую роль. Кстати говоря, отголосок прошлого прослеживается до сих пор. Да сейчас уже не так, но еще пять лет назад - доставка была чем то таким, чем пользовался далеко не средний класс, а отношение к курьерам было - что это либо пенсионер либо вчерашний школьник - сегодняшний студент. Начнем наш экскурс в историю доставки.
Кстати, скажу так. что даже те люди, котоыре жили при СССР, они могли не знать о существовании доставки продуктов или доставки лекарств на дом. Почему так? Это отсылка к тому, что доставкой пользовались далеко не простые граждане и службы доставки, хоть они и были, но они не боролись за клиента, за прибылью - в стране была плановая экономика, и многих своих получателей курьеры знали лично в лицо, так же как и получатели знали своих курьеров.
Кто мог воспользоваться службой доставки?
Воспользоваться услугами доставки мог любой житель города Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Только в этих городах была организована служба доставки продуктов. В других городах данная услуга была не представлена, либо представлена не официально. Но вопрос в том, почему большой популярностью эта услуга не пользовалась?
Стоимость доставки.
Официально - доставка была бесплатной, но был нюанс. Магазины делали наценку на товары для доставки - и она была существенной. Существенной в особенности если воспользоваться услугой несколько раз - то переплата составляла космической. Сколько? Наценка магазина на доставку была 20-30 процентов. Много это или мало? Вот вам пример. Зайдя сейчас в магазин вы покупаете молоко 1 литр - 100 рублей, хлеб - 50 рублей, яйца 130 рублей, макароны - 60 рублей, сосиски 250 рублей. Суммируем: 590 рублей. А теперь представьте, что каждый раз вы доплачиваете за доставку этих продуктов в среднем 25% т.е. ваш набор продуктов обойдется вам не в 590 рублей, а 590+147 рублей = 737 рублей. И вот заказав так 2-3 раза - у вас переплата составит сумму покупку. В современном мире - службы доставки что бы вы сделали заказ через их систему дают скидку на первый заказ 30% процентов. Скидку! Другими словами можете каждый раз новый аккаунт заводить и делать заказ со скидкой в 30% на покупая там на максимально разрешенную сумму или вес. Но тогда было по другому. Именно поэтому службой доставки пользовались действительно состоятельные люди или люди имевшее положение, да и служба доставки никак не рекламировалась - население про нее и не знало. Вы скажете - но у таких людей с высоким доходом были домохозяйки - можно было бы отправить их за продуктами. Можно, но был еще более важный нюанс.
Почему не отправляли домработниц, а заказывали именно доставку?
Во всем виновен был дефицит. Если домохозяйка пойдет в магазин - и хоть ее и знали скорее всего в магазине что она домработница у такого то человека, то не факт что получится продать товар без очереди или что то дефицитное. А вот при доставке товаров все было несколько по другому. Человек делал заказ по телефону - и он мог заказать редкие товары - ту же самую колбасу копченую, рыбу красную - то что было в дефиците. То что мало привозилось в магазин. А вот при доставке - продавец в магазине не мог не продать(принять заказ) на такую продукцию. Но, в нагрузку - часто приходилось получателю покупать и тот товар который залежался в магазине. Те же самые консервы, которых и так было много. Но по другому нельзя было заказать домой дефицит.
Когда прибудет курьер?
Да, это сейчас - вы сделали заказ и курьер уже в течении часа будет у дверей вашей квартиры, но в то время, в 50ых годах, в СССР доставку делали тоже с помощью телефона - но только не через приложения - а звонили в магазин или в службу доставки и делали заказ по телефону. А когда же привозили заказ? Заказ привозили на следующий день. И не просто на следующий день - а в течении всего следующего дня. Другими словами это могло быть и утром и днем и вечером. Это еще один огромнейший минус доставки того времени. Далеко не каждый человек мог позволить себе в рабочий день, в рабочее время находиться дома. Это было чревато.
Курьеры доставляли заказы на себе - у них были специальные сумки ранцы - нет не термокороб - скорее как у почтальона только побольше, на мотороллерах или на машинах.
Но это мы про доставку продуктов лекарств - другими словами о доставке бытовых жизненных вещей. Так скажем для народа, хоть и очень обеспеченного. Но была не только служба доставки - была еще и курьерская служба. В чем же разница?
В чем разница доставки и курьера?
Доставка - это доставка как правило от магазина до квартиры или дома. Как правило это взаимодействие торговой организации с физическим лицом. А вот курьерская доставка - это как правило взаимодействия одной организации - с другой. Например передача документов или срочных писем - это уже курьерская доставка. Курьеры не носят продукты из ближайшего магазина к вам до квартиры, но они могут принести письмо из организации - вам домой если такая необходимость будет. Курьеры так же повезут срочную корреспонденцию с одного города до другого. И это будет как командировочные. Но это некие очень важные документы. Да, тогда было другое время, не было высоких технологий, которые позволяли делать мгновенный оборот документации, но даже тогда, так же как и сейчас - обмен важными документами между организациями существовал, и часто эти бумаги нужно было передать достаточно срочно, очень срочно, и не всегда например почта - могла справиться с такой задачей. Поэтому приходилось прибегать к государственной курьерской службе, либо отправлять в командировку сотрудника организации выписывая ему командировочные.
А если не было телефона - то как сделать заказ?
Вы что нибудь слышали про ПВЗ - пункты выдачи заказов. При словах ПВЗ у вас сразу ассоциации с Валдбирис или с Озоном или с Яндекс Маркетом, а вот представьте, первые ПВЗ появились в Москве еще в 1960 года. Пункты выдачи заказов располагались возле станций метро или в другом большом скоплении народу. В ПВЗ не только забирали заказ - но можно было сделать заказ на дом - заказанную еду привозили как правилу уже на следующий день после заказа.
А были ли монополисты?
В середине 60ых годов 20 века, в Москве было выполнено 1,6 млн заказов по доставке. Много это или мало? Для сравнения в Москве, в феврале 2024 года только доставка продуктов питания(без учета другой продукции) составила 58,4 млн заказов. Другими словами в феврале 2024 жители Москвы только продуктов питания заказали 58.4 млн раз, а в 60ых годах - 1,6 млн заказов за весь год. Вот такая разница. Но, давайте будем честны - Москва тогда была намного меньше, интернета тогда не было, а доставкой пользовались в массе своей обеспеченные люди, а сейчас чуть ли не каждый алкоголик может заказать доставку продуктов домой. И да, это кстати некая проблема. Но стоит признать что монополии не было, ни тогда ни сейчас. Не было единого монополиста. Кстати, давайте отдадим должное - тогда, в те времена - доставка работала по принципу - если у меня на складе есть я привезу. И привозили только свое. Сейчас же доставка работает по принципу - партнер привез на склад я доставлю. Т.е. сейчас доставка это отдельная организация, которая не имеет своего товара. И хоть и монополии не было в то время, но основные заказы по доставке - до 75% приходилось на всего 5 магазинов. Первое место занимал ГУМ. Почему? Да потому что в этих 5ти магазинах был весь дефецит - его можно было там купить или в крайнем случае заказать на дом!Вот и весь секрет.
Можно ли заказать алкоголь в доставке?
Да, доставляли. Вы могли придти в гастроном - обратиться в "Стол Заказов" и сделать заказ. Если у вас небольшой заказ, порядка 8-10 позиций - то привезти заказ могли даже в этот же день, если же больше - то на следующий, но иногда могли и на следующий день не привезти. Почему? Все просто - вы пришли в стол заказов и делаете заказ - и в заказ включаете само собой дефицитные продукты из карты меню, например рижские шпроты или рижское пиво или копченную колбасу, но может, а скорее всего так уже и вышло, товары в магазине закончились - и вы тогда можете попросить сотрудника стола заказов привезти заказ тогда, когда будет полный комплект. И да, даже эти дефицитные товары - отложат именно к вашему заказу и привезут вам домой. Так что доставка в те времени могла привезти и пиво и алкоголь покрепче. Сейчас же нет. Официальной такой услуги сейчас нету. Она есть неофициально - когда человек что то заказывать и попутно созванивается с курьером - берет у него номер карты - закидывает туда деньги плюс сверху 500 рублей за услугу, что курьер купит что то спиртосодержащее. Только такие варианты, официально доставлять алкоголь запрещено.
Какая была зарплата?
Зарплата у курьеров была чуть выше средней по стране, в данный момент зарплата курьеров выше средней по стране. Но курьеры тогда не сильно горевали. Все же у них был доступ к продуктам к дефициту и в сговоре с продавцом они могли "мутить" продажи вне магазина. А это не просто выгодно - это архи выгодно было.
Итоги.
В 1985 году в СССР было около 100 000 курьеров, а в 2023 году 1,2 млн человек и отрасль продолжает испытывать нехватку кадров. Сейчас курьеры доставляют и пешком и на велосипедах и на машихан. Причем машина уже не роскошь - а она вошла в обиход. Есть телефоны, смартфоны, навигаторы - а тогда навигаторов не было и нужно было очень хорошо знать свой район.
Выражаю огромную благодарность за то что прочитали мою статью. Пишите комментарии - давайте обсуждать, критиковать и делиться своим мнением и конечно же подписывайтесь.