Начну с основ - что есть горячая эмаль и как с ней работать?
Эмаль - это перемолотое в порошок стекло, которое при обжиге (700-900 градусов) превращается в единую структуру. В ювелирных магазинах эмаль можно встретить как в стеклянных брусках (российское производство), так уже и в готовом к применению виде - тонко измельченный порошок. Я работаю и с теми, и с теми вариантами.
Как же подготовить стекло к работе?
Для начала крупные куски стекла отстукиваются в стальной ступе при помощи молотка и физической активности жаждущего эмалировать (а лучше при помощи товарищей), затем просеиваются через сита с ячейками разного размера и по необходимости доводятся до однородной структуры в каменной или керамической ступке вручную.
После чего несколько раз отстаиваются чем я частенько пренебрегаю, благодаря чему уходит вся посторонняя грязь, способная испортить цвет при обжиге. Потом часть порошка заливается водой в ёмкости, где эмаль становится сметанообразной консистенции, которая и необходима для работы.
Я работаю преимущественно в технике перегородчатой эмали. Это когда мы катаем проволоку (в моем случае плоскую), затем из нее создаем контуры рисунка на металлической пластине, а уже образовавшиеся "ячейки" заполняем цветными эмалями по эскизу. Собственно, уже здесь начинается тонкая работа. Мне повезло, я усидчивый человек, поэтому могу часами напролёт сидеть и гнуть эти проволочки, начиная превращать картинку из своей головы в материальный объект :)
В курс дела ввела - теперь можно и чуть ближе к созданию коллекции!
Эскизы для эмали я сначала рисую схематично, затем уточняю линии до мельчайших подробностей, чтобы при переносе на проволоку она была уже максимально выразительной.
Когда все детали готовы, эти металлические "рисунки" сажаются на клей бф-6 на металлические пластины, сделанные заранее по формам будущих украшений.
Впереди самое интересное - цвет! Я люблю посвящать этому целый вечер: беру с собой домой палитру обожжённых эмалей, сажусь за стол, зажигаю свечу и прописываю какие детали какими номерами нужно будет заполнить. В ходе работы, конечно, я вношу коррективы, ведь это уже настоящий живописный процесс :)
После того, как работа готова, её можно сушить и обжигать.
По-прежнему, обжиг - это самый волнительный процесс. Здесь подключаются потусторонние силы - печные боги, которым желательно молиться. Белёсые порошки, уложенные в контуры, превращаются в стекловидную цветную картину.
Дальше - вопрос опыта. Мне пока не удавалось сделать "идеальное" изображение за один обжиг. Я вскрываю полости, докладываю эмали, зачищаю металл, иногда выравниваю поверхность шлифовкой - всё это уже более грязная работа и, конечно, требующая навыка, ведь на кону результат.
Бывали истории, когда на этом этапе я убивала рисунок, сносила борами все контуры, скалывала части покрытия и, конечно же, шла переделывать :) В определенный момент я достигла дзена не яндекса и поняла, что если я знаю, как исправить свои косяки, то мне незачем переживать.
В общем, через тернии я добираюсь до классных результатов, которые генерировала в своей голове на этапе эскизов.
Когда эмаль устраивает меня целиком и полностью, я зачищаю все образовавшиеся во время обжига окалины, полирую перегородки, выдыхаю и приступаю к не менее волнительной, но более предсказуемой работе с металлом - теперь эти эмали нужно превратить в функциональные украшения. А об этом я расскажу в следующей части!
P.S. готовые украшения вы уже можете увидеть и приобрести в моём профиле в запрещенной социальной сети с картинками: @furfur.le , заглядывайте!💛