23,5K подписчиков

Фоханьцюань, или неизвестный стиль нэйцзяцюань из Шаолиня

445 прочитали
По просьбе давних камрадов постараюсь таки найти время и сделать краткий ликбез - обзор стилей т.н. «Золотого треугольника ушу».

По просьбе давних камрадов постараюсь таки найти время и сделать краткий ликбез - обзор стилей т.н. «Золотого треугольника ушу».

Этот список невелик и интересен тем, что эти стили в своё время получили известность именно благодаря своей практичности и использования в тех средах, где они были именно ремеслом. Собственно их и относили к "юнфабельным", от термина 用法 yòngfǎ - способ применения.

Мало кто в курсе, что на момент массовых восстаний заката Цин типа Тайпинов и Ихэтуаней в массе своей были известны стили, упоминаемые в романах жанра у-ся типа Шаолиня&Удана, а также были известны четыре стиля, принадлежащие к 上四门 , это стили хунхюань (红拳), мэйхуацюань (梅花拳), таньтуй (弹腿 ), мицзунцюань (迷踪拳).


Те стили, что мы сейчас хорошо знаем - это результат активной господдержки и мощной пропаганды сперва образовательных структур Китайской республики и затем уже КНР, и современные возможности благодаря цифровизации имперских архивов позволяют легко это выяснять путем поиска по ключевым словам и именам мастеров.

По просьбе давних камрадов постараюсь таки найти время и сделать краткий ликбез - обзор стилей т.н. «Золотого треугольника ушу».-2

Поэтому постараемся хоть как-то исправить эту несправедливость!

Сегодня про фоханьцюань, который полностью называется фохань нэйцзяцюань (佛汉内家拳).😎

По легенде, стиль возник опять же в храме Шаолинь 🤷‍♂😜 , но затем во времена династии Цин передавался уже шестому поколению занимающихся в уезде Дунмин (东明 Dōngmíng).

Это очень интересное место само по себе, дословно - «Восточная ясность». Сей уезд был так назван Ван Маном, единственным императором империи Синь (9-23 г.н.э), который переименовал его на противоположный смысл в пику императору империи Цинь Шихуанди, который во время своего путешествия на восток повелел назвать этот уезд Дунхунь (东昏), т.е. «Восточные сумерки», ибо сказал, что невозможно войти туда из-за тумана и мглы:

霾雾四塞,不能进.
По просьбе давних камрадов постараюсь таки найти время и сделать краткий ликбез - обзор стилей т.н. «Золотого треугольника ушу».-3

Сейчас это уезд городского округа Хэцзэ в провинции Шаньдун. Это юго-запад провинции, и можно сказать, расположен на дороге между Цзинином и Чжэнчжоу... Ну или Лояном и Цзинанью! Однако раньше относился к городу Кайфэн... провинции Хэнань!😎 Первоначальный центр округа Дунмин был заброшен в 1218 году и стал фортом Тунъань на этом важном тракте.
Но вернемся к ушу.

Вот что написано в кулачном трактате стиля («佛汉拳续谱纪念碑»), стиль возник в годы империи Тан и достиг своего развития во времена Сун:
«兴于唐,备于宋».
В виду своей высокой эффективности, стиль именовался «Потайными вратами Мастерства монастыря Шаолинь» (少林寺暗藏门功夫), и передавался только избранным среди посвящённых у-сэнов. 🤗 Ну а пейзан уездных учить значит можно!😃

По просьбе давних камрадов постараюсь таки найти время и сделать краткий ликбез - обзор стилей т.н. «Золотого треугольника ушу».-4

Не просто же так его «тремя характерными чертами» считаются «技击、养生、内功»😜 а в методологии зиждется тоже на "трех китах" - формальных комплексах - таолу, свободных поединках - саньшоу и вспомогательных наработках (套路、散手、功法).

На 12 году правления под девизом «Даогуан» (道光, т.е. получаем 1833 год) в сей уезд пришел учитель Чань-буддизма из Шаолиня по имени Сюй Сяовэнь, который в совершенстве владел боевыми искусствами:

清道光十二年少林寺大禅师徐修文武艺高强.


Вот он и научил местных данному стилю.
По другой легенде, некто Цзя Юньлу из Цзячжуаня провинции Хэнань, в молодости увлекался фехтованием и боевыми искусствами, а затем решил посетить храм Шаолинь. Поскольку он был мирянином, в храме Шаолинь ему, ессно, отказали. Но он был очень упорным и каждый день стоял на коленях у входа в храм. Он простоял день за днем так полтора месяца, после чего монахи сжалились над ним и настоятель Сюй Сяовэнь взялся его учить...

По просьбе давних камрадов постараюсь таки найти время и сделать краткий ликбез - обзор стилей т.н. «Золотого треугольника ушу».-5

В общем, вполне типичная история, можно сказать, каждый второй стиль может похвастаться такой родословной! Вполне типичная отсылка к Уважаемому и Известному всем авторитетному первоисточнику. 🤷‍♂👍В настоящее время мы знаем: имя монаха состоит из трех составляющих, и должно начинаться с общего для всех иероглифа ши (释), затем идет иероглиф поколения, а потом - уже личный. Эта система была введена в XII веке настоятелем Фуюем (1203-1275), и вне монастыря про такую подставу миряне просто не знали, потому и такое имя, что не бьется по иероглифам согласно стихотворению Фуюя. Веселья добавляет то, что в легендах Сюй Сяовэнь порой соотносится с Пу Цзином (普净大师), якобы наставником боевых искусств Южного Шаолиня...

Но сам стиль - интересный, вне зависимости от того, кого считать его авторами: легендарных у-сэнов или простых уездных охранников или ополченцев.
23 мая 2011 года Госсовет КНР включил фоханьцюань в Национальный список нематериального культурного наследия.
Смотрим видео фохань нэйцзяцюань!😜

Всем хороших тренировок!