Найти тему
Витамины для души

Мама первого космонавта

Третий сын у Анны и Алексея родился весной 1934 года.

Молодые родители жили в смоленской деревне Клушино. Были людьми простыми, работящими и дружными.

Алексей славился как мастер на все руки. Мог разобраться почти в любом ремесле и довольно быстро. Этот талант, просто немного в иной форме, достался его сыновьям. Все трое легко осваивали новое, дружили с техникой. Особенно выделялся средний сын, мы скоро к нему вернемся.

После перенесенной в детстве травмы Алексей всю жизнь сильно хромал, но характер его это не испортило.

Не срывал зло на семье. Не обижал жену и детей, не пил.

Единственное, пожалуй, был излишне скромным человеком и терпеть не мог, когда хвастаются. Об авторитете Алексея говорит тот факт, что на первом же собрании его избрали в правление колхоза.

У супругов подрастало четверо детей: Валентин, Зоя, Юра и Борис. Много позже сыновья и дочери рассказывали, что дружные родители подавали пример скромности, ответственности, трудолюбия. И при этом храбрости…

В этой семье трусов и лентяев не было.

Анна работала на ферме, в поле, занималась огородом, домом. Неплохо шила. И не унывала, не пищала. Дети не помнят ее хмурой, злой. Наоборот, они говорили, что от мамы шел свет. Что ее улыбка согревала.

С ранних лет Юра выделялся не только непоседливостью, энергией, но и тягой к технике… Проявлял любопытство, задавал вопросы. Легко запоминал пояснения водителей и механиков про названия деталей, инструментов. С удовольствием наблюдал за работой механизмов.

Начало Великой Отечественной изменило жизнь деревни. К середине июля 1941 года в армию были призваны почти все клушинские мужчины. Добровольцем ушёл на фронт младший брат Анны, были мобилизованы братья отца. Хромой отец семейства, муж Анны, переживал, что не годен к строевой службе. К тому же он только что перенес тяжелый тиф и буквально качался от слабости несколько месяцев.

Именно в это трудное время маленький Юра, которому весной исполнилось семь лет, встретил свою мечту.

Надо пояснить, что в то время в Советском Союзе самыми популярными героями для детей и подростков были пограничники и летчики. Вызывали ажиотаж, что-то близкое к поклонению. Сейчас нам трудно это вообразить.

На минуту вернусь к пограничникам. О факте, что ни одна Советская застава не отступила без приказа, не сдалась – напоминаю снова и снова. Примера такого массового мужества история человечества не знала! В Европе страны сопротивлялись меньше, чем некоторые наши заставы, которые вели бои в полном окружении и задержали продвижение врага. А заодно сбили спесь с вермахта, показали, что блицкрига не получится.

Здесь под них не лягут! Не дождетесь!

Пограничников и летчиков не просто уважали, ими восхищались. О них снимали фильмы. Им посвящали стихи и песни. Про их подвиги писали в газетах, рассказывали по радио.

Вернемся к летчикам.

Про спасателей челюскинцев Ляпидевского, Водопьянова и др., про Гризодубову и других летчиц-рекордсменок знала буквально вся страна.

Маленький Юра как многие деревенские мальчики начинал грезить небом, хотя это и казалось невозможным.

Почитайте биографии Леонова, Маресьева, Кожедуба, Девятаева и др. Узнаете, что многие знаменитые летчики СССР родились в деревне, некоторые в многодетных бедных семьях.

Например, мама великого Маресьева была вдовой, работала уборщицей на деревообрабатывающем заводе и одна воспитывала троих детей. В небогатой крестьянской семье в селе Торбеево тринадцатым ребенком стал Миша - невероятный, фантастический Девятаев и т.д.

Эти мальчики в детстве бегали в школу босиком и смотрели вверх, в небо!

В сентябре 1941 года и наш Юра впервые соприкоснулся с мечтой. Холодным ранним утром над Клушино пролетели два советских истребителя, один из которых был подбит и рухнул в болото.

Лётчик выжил, смог выбраться, а товарищ его не бросил, посадил свой самолёт неподалёку на дорогу.

Утром они улетели. Юра вместе с другими ребятами просидел рядом с лётчиками возле самолёта всю ночь. Тогда впервые он увидел крылатую технику вблизи, заглянул в кабину…

Понял, что ордена на груди пилотов - это не значки, а серьезные награды за подвиги…

Позже Юра вспоминал: «…Каждому из нас захотелось летать, быть такими же храбрыми и красивыми, как они…». «И я тоже буду лётчиком!» - решил семилетний Юра.

В октябре в Клушино вошли немцы в серо-зелёных шинелях. Учёба остановилась — началось выживание в условиях оккупации.

Памятник маме первого космонавта
Памятник маме первого космонавта

Семью Анны, как и многих других, вышвырнули из дома. пришлось вырыть землянку размером четыре на четыре метра. Отапливалось жилище печкой-буржуйкой, освещалось — лучиной. Немцы заставили Алексея работать на мельнице. Иногда ему удавалось проносить домой горсть муки — такой день становился праздничным. В первую зиму оккупанты забрали у местных жителей овёс и ячмень для лошадей, но оставили рожь и пшеницу. На следующий год начали отбирать и резать скот. Сельчане ели мясо лошадей, убитых снарядами.

Юра помогал маме. Обрывал по канавам крапиву из которой варили щи. Приносил щавель, рыл для супа корни лопуха.

В доме родителей Юры немцы разместили мастерскую по ремонту аппаратов связи и зарядке аккумуляторов. Заведовал ею баварец Альберт, который за свой садизм получил прозвище Чёрт.

По воспоминаниям старшего брата Юры - Валентина, однажды Чёрт озлобился на маленького Бориса и повесил ребенка за шарф на сук дерева. Пятилетний малыш хрипел, бился в судорогах, а фашист смеялся и… фотографировал!!!

Юра прибежал домой и в слезах рассказал об этом матери.

Анна Тимофеевна выскочила из землянки, она сама упоминает о лопате, о том, что не побоялась оружия Черта, оттолкнула немца и забрала почти безжизненного сына.

В землянке раздела его, делала, что могла, чтобы задышал. Трясла. Растирала холодное тело. В какой-то момент Боря пришел в себя, заплакал… После этого младший сын Анны около месяца не мог ходить, ножки подкашивались. По ночам ему снились кошмары, просыпался и страшно кричал… В другой раз Черт с приятелями упражнялись в стрельбе по бутылкам, которые держал в руках подросток Валентин… Как-то за провинность жестоко высекли на конюшне Алексея Ивановича… А маме Анне однажды фашист косой ударил по ногам. Не перерубил только потому, что неумелого садиста отвлек Юра, кинулся мужчине на руку, повис на ней. Анна закричала: «Беги! Он и тебя убьет! Беги»! Мальчик не бросил маму… На счастье обоих, палача от окровавленной жертвы и ребенка отвлек проезжающий мимо офицер. И Анна с сыном остались в живых.

На Юру эти сцены произвели неизгладимое впечатление. Он на всю жизнь запомнил и как мама бросилась на Черта, чтобы снять с дерева повешенного младшего Борю. И как спину молчаливого отца до крови полосуют плетью… И как Валентин стоит под выстрелами пьяных развлекающихся уродов. И как фашист замахивается косой на упавшую маму с надрубленными ногами… Анна долго хромала после этого. Глубокие раны не хотели заживать.

Позже она вспоминала: «…Мы полностью находились во власти жестокого, бесчеловечного врага, когда речь шла о жизни и смерти… В дни, когда гадали, как раздобыть кусок хлеба, миску ржи, чугунок картошки, мы с Алексеем… беспокоились, какими будут наши дети после оккупации. Не сломятся ли, не станут ли трусливыми, забитыми»…

Перед тем, как Клушино освободили, фашисты угнали из деревни в Германию молодежь. Валентина и Зою тоже забрали. Рыдающих женщин отгоняли от колонны ударами прикладов, травили собаками… Сын и дочь Анны к счастью выжили, вернулись домой позже. Я уже говорила выше, что в этой семье трусов не было! Читайте, что с ними произошло.

Валентин сбежал через неделю пути, пробирался к своим, наткнулся на нашу танковую часть! И? Настоял на том, чтобы его оставили воевать с врагом. На фронте получил новости, прочитал письмо мамы: «Зое, как и тебе, выпало счастье убежать от проклятого немца, и она тоже пошла в красные бойцы, служит в кавалерийской части по ветеринарному делу».

Валентин воевал башенным стрелком Т-34, потом служил, домой вернулся через четыре года – 1947-м. Зоя демобилизовалась и приехала на год раньше брата.

Клушино освободили 6 марта 1943 года, а 9 марта возобновились школьные занятия. Это событие было хорошим подарком на день рождения Юры, ведь он всегда стремился к знаниям и хотел поскорей продолжить учёбу. Снова спасибо летчикам, которые сказали мальчику, что так просто его в кабину не пустят. Надо получить образование!

Здание школы сожгли фашисты, занятия проходили в доме местной жительницы. Сколотили из досок лавки и столы, учебников и тетрадей не было, но дети не считали это трудностями после перенесённых невзгод.

После войны Смоленщина была усеяна минами и осколками снарядов. Все мальчишки не понаслышке знали об оружии. Им обменивались, его чистили и смазывали. Это были шмайсеры, ППШ, наганы, парабеллумы, вальтеры, генеральские браунинги. По воспоминаниям одноклассника Льва, Юра умел заряжать, стрелять, ремонтировать. Запчасти и патроны прятались в огороде. Родители «драли детей за оружие нещадно».

Мечты Юры об авиации исполнились не сразу. Сначала он поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. Затем в Саратовский индустриальный техникум. И вступил в аэроклуб ДОСААФ.

Там совершил первый самостоятельный полёт на «Яке». Наконец, в год десятилетия Победы, его призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге.

До космоса стало совсем близко.

PS.

Понравилось, как о маме Гагарина сказал Сергей Муханов:

«На долю простой русской женщины выпали почти библейские испытания, небывалые горести и радости, страдания и одиночество. Она выдержала всё и не пала духом. От Анны Тимофеевны шёл небывалый свет, свет тёплых звёзд, дорогу к которым открыл её великий сын».

«В доме Гагариных в красном углу висели иконы. По свидетельству племянницы первого космонавта, Тамары Дмитриевны Филатовой, семья отмечала не только советские, но и церковные праздники. Иконы и соответствующие традиции в семье сохранились и после полёта в космос, когда к семье Гагариных было приковано внимание всего мира. В том числе – советских партийных деятелей, возглавляемых Никитой Хрущёвым».

Много позже Анна Тимофеевна говорила, что не умеет воспитывать космонавтов. Но знает, как подавать пример трудолюбия, заботы, дружбы и любви.

Юрий не стеснялся своих чувств, мог поцеловать руки мамы на глазах свидетелей. И говорил, что многому его научила именно она.

#витаминыдлядуши #историяизжизни #шумак #наталяшумак #татьяначернецкая #чернецкая #семья
...
Авторы ваши Наталя Шумак и Татьяна Чернецкая