Согласно сообщению итальянской прессы, Путин планирует крупное нападение на украинский портовый город Одессу, пишет на сайте немецкого журнала FOCUS его онлайн-редактор Анна Шмид. В ходе её интервью с военным экспертом Ральфом Тилем полковник бундесвера в отставке признаёт растущую эскалацию конфликта на Украине и считает, что ситуация, в том числе и в Германии, становится все более напряжённой.
ФОКУС онлайн: Господин Тиле, согласно сообщению итальянской газеты «La Repubblica», Россия может начать крупную атаку на украинский портовый город Одессу. Вы думаете, это реалистично?
Ральф Тиле: По крайней мере, этого нельзя исключать. Путин может попытаться сокрушить хрупкую систему обороны Украины с помощью многочисленных атак.
На почти прозрачном поле боя, где каждая сторона может использовать дроны, чтобы видеть, кто, где и какими силами воюет, это, вероятно, было бы кровавым предприятием для России.
Однако опыт показывает, что угроза потерь не останавливает кремлевского лидера от наступления. Я мог бы представить такую атаку как многомерную операцию, сопровождаемую силами специального назначения, авиацией, кибер- и электронными атаками.
Что делает Одессу привлекательным местом для Путина?
Одесса очень важна для России. Портовый город играет центральную роль в защите материковой связи с Крымом, свободе операций на Черном море и использовании полуострова в качестве экономической и военной базы. Если бы Россия захватила Одессу, Украина также была бы отрезана от важного экономического и военного центра.
«Мы на перепутье»
Сможет ли Украина защитить Одессу в долгосрочной перспективе?
До сих пор российские вооруженные силы были неповоротливы и неуклюжи в наступательных манёврах — в отличие от оборонительных операций. В ответ они перебрасывают большое количество личного состава и материальных средств. В конечном итоге это не проходит бесследно.
Украина уже и так задыхается от недостатка личного состава, боеприпасов, систем ПВО и РЭБ. Если будут дальнейшие, более крупные нападения России на другие участки фронта, защита Одессы станет для неё проблемой.
Источник в ЕС рассказал Repubblica об одесском сценарии: «На этом этапе дебаты об отправке солдат для поддержки Украины больше не будут теоретическими, а станут очень конкретными. И мы, европейцы, рискуем быть разделёнными».
Учитывая ход войны, мы находимся на перепутье. Различные государства более или менее серьёзно предлагают размещении войск НАТО на Украине. Другие делают ставку на то, что июльский саммит НАТО в Вашингтоне расчистит Украине путь к членству в оборонном альянсе.
И то и другое, вероятно, станет casus belli, то есть поводом для Путина объявить войну Западу. Я удивлён, что многих лиц, принимающих решения, и военно-политических комментаторов не отпугивает такой воинственный подход.
Как вы это видите?
Любой, кто так думает, ожидает, что Путин рухнет. Я считаю, что это рискованная игра в покер с жизнями и будущим нашего населения, которое в опросах категорически не желает идти по этому пути. На Украине, как на фронте, так и в тылу, мы ежедневно видим страдания, которые приносит воинственный подход.
Тот факт, что те, кто выступает за более активное участие в делах Украины, преступно пренебрегают собственными оборонными возможностями, совершенно не вписывается в эту картину. Кто нам поможет, если с Украиной что-то пойдет не так, а мы не захотим и не сможем защитить себя?
«Грядут три разборки»
Считаете ли вы, что в этом году произойдет решающий поворот в украинской войне?
Это определённо становится серьезным. Впереди три решающих поединка. Во-первых: выдержит ли украинский фронт натиск России внутри страны, вокруг президента Зеленского, но также и на стороне западных сторонников?
Во-вторых, в каком направлении пойдёт саммит в Вашингтоне – осмелиться ли больше заниматься дипломатией, серьезно отнестись к российским оговоркам или продолжать, невзирая на потери, включая членство Украины в НАТО? В-третьих: Трамп ante portas – есть ли у него сделка в ящике стола?
Таким образом, ситуация ухудшается.
Так оно есть. 2024 год, скорее всего, станет годом решений, и не только для Украины. Германии тоже стоит об этом подумать. Мы не должны допускать крайностей.
Что именно вы имеете в виду?
С одной стороны, обширный распад Украины с массовыми перемещениями беженцев и развитием партизанского сопротивления. С другой стороны, прямая конфронтация с Россией посредством участия в войне войск НАТО.
Насколько ужасна такая ситуация для Европы в целом?
Самая большая проблема последних двух лет в том, что у нас не выработана собственная стратегия. Мы еще не уточнили, как мы хотим восстановить мир и стабильность в Европе. Какое будущее мы видим для Украины и России в европейском мирном порядке. Как мы достигнем этой цели и какими средствами — помимо танков и боеприпасов. А как насчет политики, экономики и дипломатии?
Вы кажетесь обеспокоенным.
Перенести и оставить это решение Украине – также для будущего Германии и Европы – дёшево. Украина не может защитить нашу демократию, нашу свободу и наше верховенство закона. Поскольку мы не проводим к этому достаточную подготовку, всё становится сложнее.
«Тогда США уйдут»
Как вы думаете, что мы, немцы, можем сделать?
Во-первых, управление поддержкой Украины до сих пор было жалким. Много слов и отсутствие действий. Нам нужны профессионалы, которые знают, как заказать оружие и боеприпасы и доставить их в срок. Во-вторых, в условиях кризиса, подобного этому, необходимо укреплять вооруженные силы.
Мы уже потратили впустую более двух лет. Мы не можем сдерживать Путина с пустыми складами оружия и боеприпасов и недостаточной боеготовностью. В-третьих, нам необходимо срочно, как никогда раньше, изучить и подготовить варианты деэскалации конфликта.
То, как будет развиваться война в ближайшие месяцы, безусловно, также сыграет свою роль. Как вы думаете, как она будет продолжаться?
Россия продолжит сочетание обычного наступления и гибридного ослабления западных государств и обществ. Запад ищет дешёвый выход. Выражение солидарности всегда приходит перед концом поддержки. Мы видели это не так давно перед выводом войск США из Афганистана: «Мы вас не бросим».
Кстати, об Афганистане: Какую роль играют США в ходе войны на Украине?
Трамп — это слон в посудной лавке. Перевернет ли он всё? Вероятно, в его голове уже есть договоренность с Путиным. Выборы в США прояснят дальнейший путь наших американских партнёров. Пример Афганистана показывает, что с Байденом не обязательно будет легче.
Даже президент Байден в первую очередь представляет американские национальные интересы. А они лежат, прежде всего, в самих США и в азиатском экономическом пространстве. Если участие США на Украине больше не будет оправдано на фоне национальных интересов, США уйдут.
Экономические дела в России идут лучше, чем ожидалось, а в 2023 году валовой внутренний продукт (ВВП) даже вырос. Недооценил ли Запад стойкость Путина?
Определенно. Даже в американском правительственном аппарате сейчас раздаются голоса о том, что Россия уже возместила свои первоначальные потери. Её военная экономика процветает. Ее цепочки добавленной стоимости нашли новые точки опоры в Азии. Наше ожидание российского экономического краха напоминает мне ожидание Годо — оно безнадёжно. Мы не выполнили домашнее задание.
«Дипломатия должна, наконец, приступить к работе»
Каковы «красные линии» Путина — и когда мы их пересечём?
Путин хочет мира по соседству. На мой взгляд, членство Украины в НАТО, включая прямое участие натовских войск на Украине, — это красный свет. Конечно, можно попытаться проверить, действительно ли эта оценка верна. Но не слишком ли высока будет цена такой безрассудной «проверки»?
Что может сделать Германия, чтобы предотвратить эскалацию войны?
Вилли Брандт, Гельмут Шмидт, Ганс-Дитрих Геншер и Гельмут Коль на собственном горьком опыте знали, что война не должна быть политическим инструментом. Именно поэтому они выступали за сочетание сдерживания и разрядки.
Герхард Шредер и Йошка Фишер также придерживались этого подхода. Деэскалация — это порядок дня. И помимо эффективной поддержки проблемной Украины, наконец, более эффективная, более срочная мера предосторожности для нашей собственной безопасности.
© Перевод с немецкого Александра Жабского.
Оригинал.
Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.
Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».