Найти в Дзене

Книгопечатание. Начало.

Книгопечатание.

Путь до печатания книг был очень долгий. На первых порах человек выражал свои чувства и мысли с помощью рисунков. С тех времен сохранилась кое-где наскальная живопись. Постепенно появились знаки, с помощью которых человек стал записывать свою речь. Первые тексты писались на скалах, на глине.
Древнейшая известная нам форма книги — это
свиток из папируса (египетского тростника). Стебли тростника разрезали на продольные полосы и склеивали эти полосы так, что получалась широкая и длинная лента. На этой ленте писали поперечными строками. В Египте — иероглифами, в древней Греции — буквами того алфавита, от которого произошли в дальнейшем славянские письмена. Это был рукописный текст или рукопись.

Складывать ленту папируса было нельзя т. к. она ломалась на сгибе, ее сворачивали в трубочку. Получался свиток. Он образовывал как бы страницу, которую читали, постепенно раскручивая. Такой вид печати просуществовал тысячи лет. Незадолго до новой эры, приблизительно в одно и тоже
время в Греции изобрели новый писчий материал — пергамент, а в Китае — бумагу, которая называлась «ши».
Пергамент — это кожа козленка, ягненка, в худшем случае — теленка, обработанная щелочами, обезжиренная, растянутая до предела и затем обрезанная в виде прямоугольника.
Из пергамента можно было делать и свиток, но удобнее и экономичнее было складывать его в виде тетради. В этом случае на нем можно было писать с обеих сторон. Из складываемых вместе страниц пергамента получалась книга нового вида, названная кодексом.
На пергаменте писцы писали текст чернилами. Затем делали переплет из дощечек, обтянутых сафьяном или бархатом, и застежки, чтобы книга не разбухала от частого пользования. Но таким способом нельзя было изготовить много дешевых книг. Поэтому даже состоятельному человеку не всегда по силам было купить книгу. Делали книги в большинстве своем на заказ.
Предприимчивые издатели стали объединять переписчиков в мастерские, где они писали под диктовку. И все же работа над книгой была трудоемкой и долгой.
Неизвестно имя человека, который придумал вырезать на дощечке или высечь в камне зеркальное изображение текста или рисунка, чтобы потом получить множество оттисков.

Такие штампы с текстами существовали у древних ассирийцев и египтян, греков и римлян. Это было гениальное открытие, первый шаг к производству книги, к печатанию.
Представьте себе — писец тщательно выписал книжную страницу, затем страницу прикладывают к дощечке, смазанную специальным составом и на ней остается зеркальный отпечаток чернил. Опытный гравер снимает все пробелы,
выпуклым оставит только буквы текста и форма готова. Наносим краску и делаем отпечаток.
Такой способ назывался ксилографией (от греческого ксилос — дерево), т. е. гравирование на дереве и оттиск с этой гравюры. Первая ксилографическая книга была создана в Корее в VIII веке до н. э. В Европе ксилография распространилась шестью веками позже.

Первопечатник
В первой половине XV века немец Иоганн Гутенберг применил для печатания книг отдельные литеры, другими словами, буквы. Способ, когда оттиски получались с гравировальной доски, давал выигрыш во времени по сравнению с рукописным способом, но вырезать на доске буквы было трудоемким
делом, требовал высокого мастерства и не каждый резчик мог выполнить эту работу. К тому же, как только оттиски с доски были сделаны, она становилась ненужной. Гутенберг догадался набирать слова из отдельных кубиков, на которых были выгравированы буквы. Сложность заключалась в том, что необходимо было изготовить много букв, и все они должны быть одинаковыми, Скажем, изготовить десять букв «а», десять букв «б» и т. д., чтобы потом из них набрать текст. После долгих проб Гутенберг преодолел эту трудность.
Из стали резцом от руки вырезали пунсон. Он представлял собой выпуклое обратное (зеркальное) изображение буквы или знака. Этот пунсон клали на медную более мягкую, чем сталь пластину и ударяли по нему молотком. На
пластине выбивалась буква. Таким способом делали матрицу — форму для отливки шрифта. В матрицу заливали легкоплавкий сплав — гарт и получали литеру — букву. В состав гарта входило олово, сурьма, свинец, примесь железа.
Кроме этого великий немец придумал и печатный станок. До Гутенберга бумажный лист прижимали к печатной форме ладонью, гладкой деревянной дощечкой или плоским камнем. Давление было неравномерным и оттиск по-
лучался плохим. Гутенберг применил пресс на своем печатном станке.

Способ книгопечатания, который изобрел Гутенберг, просуществовал более трехсот лет. Он лег в основу высокой печати. Высокой печать называется потому, что печатающие элементы находятся на плоскости выше пробельных, образуя выпуклый рельеф, на который наносится краска.

Первая в мире книга, текст которой был набран из отдельных литер и отпечатан на печатном станке, была сорокадвухстрочная Библия. Она вышла в сороковые годы XV века. (1445 г.)
В России первой печатной книгой считается «Апостол», выпущенный русским первопечатником Иваном Федоровым и Петром Мстиславичем в 1464 г. Высокое качество книги натолкнула исследователей на мысль, что первая типография возникла в начале 50-х годов XVI века и что, возможно, Иван
Федоров постигал там мастерство книгопечатания. Эту типографию историки называют «анонимной типографией», потому что никаких сведений о ней обнаружить не удалось.
Первые печатные книги на Западе, в Китае, в Москве были во многом подражанием рукописным книгам. По традиции рукописных книг первые печатные книги также делались с применением двух красок. Красной краской выделяли начальные буквы. До сего времени сохранилось выражение «начать с красной строки», т. е. начать с абзаца.
Русская техника двухкрасочной печати отличалась от Западной. Там, по сути, изготовляли две формы. Сначала печатали черной краской, а затем листы с отпечатанным текстом пропускали второй раз через форму, на которой уже выборочные элементы были окрашены в красный цвет. Москве сначала на форму наносили черную краску, затем буквы, которые надо было окрасить в другой цвет, вытирались и на чистую поверхность наносилась кисточкой нужная краска. За один прокат получался двуцветный оттиск. Такой способ давал возможность окрашивать много букв на странице. Первые книги, напечатанные до 1 января 1501 г. назывались инкунабулы. От латинского инкунабула — в колыбели. Инкунабулы резко отличались от изданных впоследствии книг бумагой и шрифтами.

Новый способ книгопечатания очень быстро распространился во многих странах, благодаря набору текста из отдельных букв.

Технология ручного набора
Наборщик брал текст, написанный на бумаге, и подходил к столу, где хранились литеры. Чтобы наборщикам было удобно работать, стол делался наклонным и на нем устанавливался ящик с ячейками. Он назывался кассой. В этих
ячейках находились литеры. Мастер знал кассу как свои пять пальцев. Как пианист не смотрит на клавиши рояля, так и он не смотрел на ячейки кассы. Он читал текст, а руки сами брали нужную литеру. Отсюда и пошло — набор, наборщик.
Литеры тяжелые, поэтому приходилось набирать одну строку. Для этого использовали верстатку. Это металлическая пластина, согнутая под прямым углом. Получался уголок со сторонами размером 3х4 см. и длиной 20 см. На одном конце уголка имеется неподвижная стенка, а на другом —подвижная, чтобы устанавливать длину строки. Набирался текст в обратном написанному порядке — справа налево. С верстатки набор переносился на раму, где составлялась полоса набора. Составление страницы из набранных строк, заголовков, подготовленных иллюстраций называется версткой.

Верстал полосы другой человек, т. к. верстка требовала особенно высокой классификации. Необходимо было решать много вопросов: отбивка заголовков, пробелы между строк (интерлиньяж), шрифты, кегль и т. д.
Сейчас эту работу делает технический редактор, а раньше старший наборщик или метранпаж.
Заканчивая подготовку наборной формы к печати, метранпаж проходил по ней молоточком, а то и напильником, — если какая-нибудь только что отлитая буква вылезет вверх, будет выше остальных хоть на маленькую долю миллиметра, она или порвет бумагу, или проявится на обороте страницы от давления на бумагу прессом. Если ниже, то не отпечатается.
Техника ручного набора просуществовала до XX века.

Глубокая печать
Постепенно, шаг за шагом менялась технология печати. В немалой степени это было связано с печатанием иллюстраций.
Иллюстрация — в переводе с латинского означает пояснение, наглядное изображение.
Картинки (рисунки) в книгах появились задолго до изобретения книгопечатания. Ими издавна иллюстрировали рукописные книги, а также книги, оттиснутые с гравировальных форм.
До изобретения Гутенберга в странах Европы выпускались книжки-картинки, где основой были рисунки, сопровождавшиеся небольшим пояснительным текстом. Книги эти сшивались из отдельных красочных картинок, оттиснутых с гравюр на дереве (ксилография).
После того, как Гутенберг стал использовать для набора книг отдельные литеры, отлитые из металла, гравюры не потеряли своего значения. Текст печатался с литер, а рисунки по-прежнему с деревянных вырезанных форм.
В XV веке наряду с ксилографией в печати стали использовать гравюры на медных пластинах.
Надо сказать, что гравюры на меди делали давно, но применить их для печати не удавалось. И вот по каким причинам. Допустим, на медной пластине острым инструментом сделан рисунок. Все линии, все, что необходимо воспроизвести было ниже пробельных мест. Если на такую пластину нанести краску, затем осторожно снять ее с пробельных мест, то в углублениях останется краска для печати. Но необходимо очень большое давление, чтобы эта краска перешла на бумагу.
Имя первого человека, придумавшего способ воспроизвести такое изображение, осталось неизвестным. Но для этого стали применять не пресс, а валики. Это похоже на приспособление для выжимания белья на старых стиральных машинах. При таком способе давление создается на участке
под валиком, а не на всей плоскости, если применять пресс.
Такой метод лег в основу глубокой печати.

Глубокой печатью считается такой способ получения оттиска, когда печатающие элементы находятся ниже, глубже пробельных.
В 1477 г. была напечатана первая книга с иллюстрациями, выполненными методом глубокой печати В течении трех с половиной веков два способа печати
существовали параллельно. Текст печатали методом , а иллюстрации на медных пластинах методом глубокой печати. Затем иллюстрации вклеивали в книгу.
Если применять ксилографию, то можно сразу печатать и текст и иллюстрации. Но на меди рисунок получался тоньше и выразительнее. В начале XVI века был найден простой способ гравирования на меди — офорт (по-французски азотная кислота). Медную пластину покрывали лаком, затем на ней делался рисунок острым инструментом, после чего пластину обрабатывали азотной кислотой. Те места, которые освобождались от лака, протравливались кислотой и получалась форма для глубокой печати.

Плоская печать
В конце XVIII века чех Алоиз Зенефельдер открыл оригинальный способ делать гравюры на камне. Он нарисовал на известняке краской простой рисунок и попробовал стравить пробельные элементы азотной кислотой. Ему это удалось, но эффект был незначительный. По сути, рельеф рисунка возвышался ели заметно. Зенефельдер смыл азотную кислоту водой и опустил известняк в краску. Оказалось, что те места, которые обрабатывались азотной кислотой (пробельные) отталкивают жир (масляную краску) и краска легла лишь на места не обработанные кислотой. Это был принципиально новый способ печати — плоская печать.

Плоская печать отличается от высокой и глубокой печати тем, что печатающие и пробельные элементы формы лежат практически в одной плоскости.
Другое название этого способа — литография (от греч. литос — камень, графо — пишу).

Литография оказалась очень дешевым способом воспроизводить иллюстрации. А так как качество изображения на первых порах уступала оттискам с дерева или металла, литографию прозвали «гравюра для бедняков». Многочисленные лубочные картины, широко распространяемые в России в XIX веке, были главным образом литографиями. Формой для печати в этом случае служил камень.

Печатные и наборные машины
В начале XIX века немцем Фридрихом Фридрихом Кенингом была создана печатная машина. Печатная машина Кенинга представляла из себя металлический стол (талер), на котором помещалась рама со сверстанной полосой газеты, книги или журнала. По этой раме прокатывался вал. Он
покрывал форму краской. Затем на нее клали лист белой бумаги и вторично прогоняли другой вал без краски, который, двигаясь, прижимал бумагу к форме. Получался оттиск. Бумагу с оттиснутым текстом снимали с формы, клали
новый чистый лист и вновь прогоняли вал. После нескольких оттисков форму покрывали краской, прогоняя по ней красящий вал, предварительно нанеся на него краску. Благодаря этой машины, скорость оттисков заметно увеличилась к тому же форму можно было делать больше в два раза. В ноябре 1844 года Лондонская газета «Таймс» напечатала: «Наш сегодняшний номер является результатом практического применения крупнейшего изобретения в области
полиграфии со времени изобретения книгопечатания. Читатель ... держит в руках один из многих тысяч оттисков газеты «Таймс», отпечатанных этой ночью с помощью механического аппарата.»
К тридцатым годам XIX века почти во всех типографиях вместо печатного станка Гутенберга стала использоваться печатная машина Кенинга. Тысячу экземпляров газет за час можно было отпечатать на таких машинах. Однако техника набора полос оставалась, как и прежде ручной, и чтобы подготовить форму для печати два-три десятка наборщиков работали целый день. Сотни изобретателей умали, как механизировать набор. Во второй половине XIX века только в Англии было выдано 568 патентов на наборные машины. Но эти машины из-за своего низкого качества и дороговизны не получили применение.
В 1866—67 г.г. русский изобретатель Петр Княгинский построил свою автоматическую наборную машину. Для этой машины изготовлялась бумажная лента с пробитыми комбинациями отверстий. Одна комбинация соответствовала определенной букве или знаку (точку, тире, запятой и т. д.). Эта лента запускалась вместе с верстаткой, которая двигалась вдоль ящичков со шрифтами. Когда комбинация отверстий указывала, что верстатка находится у нужного ящичка, она останавливалась и литера выпадала в верстатку.
Так происходило, пока не набиралась строка. В 1884 г. немец Оттмар Мергенталер построил в Америке первую строкоотливную машину. Идея принадлежала русскому изобретателю Иосифу Николаевичу Ливчаку. Эта
машина называлась линотип. На линотипе текст набирался, как на пишущей машинке, клавишами. Если нажать клавишу с буквой «а», то открывался ящик, где хранились латунные матрицы этой буквы, и она выпадала в верстатку. Так буква за буквой получалась строка. Затем работница нажимала кнопку и расплавленный металл — гарт из котла заливал матрицу. Отливалась строка
нужного размера. Затем следующая и так до тех пор, пока не получалась колонка, которая называлась гранкой. Из этих гранок верстали полосы газет и книг. Верстка при машинном наборе идет в 3-4 раза быстрее, чем при ручном.
Усовершенствованные линотипы и другие строкоотливные машины применялись в России до 90 годов XX века.