Найти в Дзене
Галина Астапенко

Донская казачья трапеза ( пища и утварь) (2 часть)

Для хранения продуктов, приготовления и подачи пищи на стол употреблялась различная посуда: деревянная, керамическая, медная, серебряная, фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Изготовлением и продажей на местный рынок деревянной и глиняной посуды занимались как иногородние, так и отставные казаки. Красивую расписную деревянную и керамическую посуду привозили на Дон торговые казаки из России и Украины. Глиняные горшки и корчаги, деревянные блюда, ложки, чашки, бочки, сита, решета, махотки, плетенные из лозы, чакана, корзины, сапетки, короба, находили широкое применение в хозяйствах донских казаков. Самым популярным материалом считалась древесина. Дерево – один из наиболее распространенных материалов для изготовления посуды и утвари небогатых крестьянских и казачьих хозяйств. Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но также кору, бересту, дуб. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров. Бытовые предметы, в

Для хранения продуктов, приготовления и подачи пищи на стол употреблялась различная посуда: деревянная, керамическая, медная, серебряная, фаянсовая, фарфоровая, стеклянная.

Изготовлением и продажей на местный рынок деревянной и глиняной посуды занимались как иногородние, так и отставные казаки. Красивую расписную деревянную и керамическую посуду привозили на Дон торговые казаки из России и Украины.

Глиняные горшки и корчаги, деревянные блюда, ложки, чашки, бочки, сита, решета, махотки, плетенные из лозы, чакана, корзины, сапетки, короба, находили широкое применение в хозяйствах донских казаков.

Самым популярным материалом считалась древесина. Дерево – один из наиболее распространенных материалов для изготовления посуды и утвари небогатых крестьянских и казачьих хозяйств.

Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но также кору, бересту, дуб. В России, богатой лесами, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров.

Бытовые предметы, выполненные из дерева, обладали целым рядом необходимых качеств: они были прочны, водонепроницаемы, служили не один год. Вещи были самыми разными по назначению: и совсем простые и посложнее.

Деревянную посуду вырезали вручную с помощью ножа и стамески, а во второй половине Х1Х века широкое применение находит токарный станок. Изготовляли токарные изделия в основном из осины, реже из клена. Распиленные бревна раскладывали на заготовки – баклуши, которым придавали топором первичную, грубо намеченную форму будущего изделия.

Баклуши обтачивали на токарном станке, после чего изделия шлифовали вручную, затем покрывали олифой и окрашивали. Каждая вещь делалась на долгий срок пользования. Вырубленная из куска дерева форма, несмотря на некоторую массивность, была по возможности наименьшего веса простой конструкции устойчива, удобна для пользования и хранения.

На обеденном столе донского казака самой почетной посудой с древних времен была солоница. Соль ценилась дорого, ее берегли, необходимость ее в хозяйстве могла сравниться только с хлебом, что нашло отражение в ряде пословиц: “Хлеб соль ешь, а правду режь”, “Без соли, без хлеба худая беседа”. Вместе с караваем хлеба соль с солоницей участвовали в торжественных ритуалах, хлебом-солью встречали самых почетных гостей. Они являлись знаком радушного приема. Поэтому солоницу старались украсить, сделать ее нарядной. В дальние походы казаки брали с собой солоницы, сплетенные из березового лыка или корня.

Большие деревянные ступы послужили прообразом металлических. В них толкли зерно на крупу. Большое распространение получают хозяйственная посуда и утварь, употреблявшаяся в повседневном быту: это лопаты для посадки хлеба в печь, и корыта, и коромысла с ведрами.

Распространена на Дону была также и глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки. Причем такую посуду можно было встретить и в семье бедного, и в семье зажиточного казака. Это объяснялось ее утилитарным назначением.

Гончарным производством в основном занимались в станицах Старо-Григорьевской, Ново-Григорьевской, Сиротинской, принадлежавших ко Второму Донскому округу. Есть сведения, что в начале ХIХ века, в эти станицы пришли малороссы из Харьковской губернии, которые узнали, что из глины, находящейся в этих юртах, можно делать гончарную посуду, и занялись этим ремеслом. Лучшие залежи глины находились в юрте станицы Сиротинской. Глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет. Добывали ее на большой глубине.

Для производства глиняной посуды строили гончарни. Они представляли собой небольшие домики до половины находящиеся в земле, и состоящие из сеней для сушки посуды в летнее время и так называемой теплушки, где непосредственно производились работы. Там же находилась яма, в которую засыпали глину с песком, два станка: один для гончара, другой для челядника (ученика) и полки для сушки посуды зимой.

Сначала приготавливали замес: в яму ссыпали глину, песок, добавляли воды, месили. Полученную массу вынимали, клали на лавки, выбирали руками камешки и раскладывали на кучки для горшков или махоток. Глине придавали форму на гончарном круге, который приводился в движение при помощи ног. После того, как горшок или махотка принимали нужные формы, их срезали суровой ниткой и ставили для сушки на полки.

Каждый гончар летом делал в день до ста сорока горшков, а зимой – до половины. Сделав их до трех тысяч штук, он складывал их в горн, вырытый в земле, и выжигал. На выжиг этих горшков требовалось от пяти до восьми возов дров. Выжигали также с помощью кизяк, но такие горшки имели не самые лучшие качества, т.к. температура была ниже, чем когда выжигали дровами. Делали и поливную посуду, но только по заказу. В среднем каждый гончар делал в год до 15 тысяч горшков, которые на месте продавал по 15-20 рублей за тысячу.

Казаки, считавшие вначале этот труд не по званию, впоследствии узнали всю выгоду и пользу производства горшков и, оставив плуг, принялись делать горшки или развозить их. Последним занималась одна треть жителей станицы Старо-Григорьевской. Керамической посудой нагружали баркасы, плыли вниз по Дону, продавая ее в низовых станицах от 5 до 25 коп/ за горшок, или меняли на хлеб. Заработок гончара в год составлял 200 рублей. В 1869 году в станицах Ново-Григорьевской, Старо-Григорьевской и Сиротинской было 46 гончарен, на которых работало сто мастеров и подмастерьев».1 (// Донской вестник. 1869.№ 41).

В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место: ценились, прежде всего, ее практические свойства. Ее любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пище. Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые – для молока, темные – для пива и кваса, черная керамика – для приготовления пищи в печи.

Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы: кубышки-узкогрудные – посудины с широко раздутыми боками, махотки – низкие кувшины с широким горлом, по-русски “крынка”, макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, носиком, иногда с крышкой.

В сосудах с ручкой пищу не готовили. Большие глиняные сосуды – для засолки овощей, обычно хранилась в погребе, имели, светлую окраску, чтобы лучше было видно их в темноте. Существовала и особая посуда – для выхода в поле. Для удобства доставки в поле продуктов делали горшки, спаренные одной ручкой.

Следует отметить, что посуда местного производства отличалась от привозимой простотой форм, была не ярко окрашенной или совсем без окраски. Из завозимого товара очень распространенными были изделия опошненского промысла, откуда казаки и привозили расписную посуду.

Широко была распространена на Дону и медная посуда. Красная медь издавна привлекала русских мастеров. Ее податливость любой обработке и пластичность были необходимыми ценными качествами.

Первая металлическая посуда у казаков появляется благодаря их многочисленным походам, из которых они привозили огромное количество медной и латунной посуды: азербайджанской, турецкой, дагестанской и татарской. Привезенную посуду казаки также приспосабливали в повседневном быту.

Казаки хорошо знали Кавказ и Среднюю Азию, что также оказало влияние на характер утвари. На Дону появляются дагестанские сосуды, персидская пиала, чайник-кастрюля, кофейники восточного происхождения, характерные для татарских поселений. Кумган, происходивший из Азии, ритуальный кувшин с крышкой, в давние времена на Руси священники разносили в нем святую воду по домам.

Металлическая посуда испытала большое влияние более ранних глиняных и деревянных форм. Так возникли горшки, гляки, кружки, кувшины, миски. Широкое распространение получили медные гляки. В таких горшкообразных, с сильно вздутыми боками и узким горлышком сосудах кипятили в русской печи воду. Стенки гляка выколачивали из цельного листа меди, и к ним припаивали дно и горло.

Огромное количество сосудов различных форм, размеров использовали для питья. Среди них известны кружки, кубки, стопы, ковши, чарки. Из меди делалась преимущественно кухонная посуда: котлы, кувшины, тазы. В медных сковородах подогревалась и подавалась на стол горячая пища. Сковородки, котлы, горшки для варки пищи изготовляли также из железа. Металлическая посуда была представлена ендовами, братинами, кубками, стопами, мисками, подносами.

Братины известны на Руси с ХVI века. Упоминание о них встречается в описях имущества царей Ивана Грозного и Бориса Годунова.

К другому виду старинной русской посуды относится широко распространенные в России ендовы – сосуды с желобчатым носиком из верхнего края, служившие для подачи на стол и разлива напитков: браги, кваса, пива. Ендовы были открытыми и с откидными крышками.

Формы медных изделий почти без изменений прошли через века. Все было настолько практично и удобно, настолько соответствовало вкусам и привычкам потребителя, что никакие изменения не были нужны. Отсюда и трудность датировки таких предметов, ведь они с ХVI по ХХ вв. почти полностью сохранили свой облик, мало того и технология их изготовления осталась старинной. Перед праздником медную посуду чистили до блеска и “горения” кислыми помидорами и песком.

К середине ХVIII века в русский быт широко вошли новые напитки чай и кофе. Это вызвало производство огромного количества чайников и самоваров. В середине Х1Х века дешевую медную самоварную продукцию выпускали на широкий рынок фабрики и мелкие заведения многих городков и особенно Тулы, являвшейся самым крупным центром производства самоваров в России. На самоварах ставилось клеймо фабрики. Самоварам предшествовали сбитенники (чайник с трубой). До XVIII в. на Руси пили сбитень – горячий напиток, в состав которого входили травы, пряности, мед, вода. По назначению самовары были самые различные: трехведерные – для трактиров, миниатюрные – для путешествий, с ручкой – для пикников. Казан-самовар (самовар-кухня) использовался в долгих переходах. Благодаря внутренней перегородке, в нем можно было готовить сразу два блюда: суп и кашу.

В большом количестве выпускались ступы. Кстати сказать, считалось, что кофе, истолченное в ступе пить приятнее, так как при этом не терялись вкусовые качества этого напитка.

Кроме посуды, кастрюль, кубов для воды, сковород, изготовляли различную домашнюю утварь: подсвечники, рукомойники, шкатулки, ларчики различных фасонов и размеров. Рукомои встречались и в куренях донских казаков. Они всегда были умело, сбалансированы – висели на трех цепочках или веревках и достаточно было легкого движения, чтобы из него полилась вода.

Как правило, все отечественные предметы на Дон привозились торговыми казаками. Медные и металлические предметы украшались узором из раковин, цветов, растительных завитков, дополнявшиеся иногда изображениями людей, птиц, животными, жанровыми сценами.

Золотая и серебряная посуда считалась роскошью. Такая посуда встречается у богатых казаков. Особенно богатая и красивая посуда выставлялась в горке, из нее угощали наиболее знатных и уважаемых гостей.

Атаманы даже в походы брали с собой дорогую посуду. Так из описи утвари зимовой станицы Наума Васильева, живших по дворам московских горожан и арестованной там за какую-то провинность донских казаков перед царем Михаилом Федоровичем, датированной 1630 годом, мы узнаем, что у атамана Васильева имелись: “ковш серебряный, чарка винная серебрена, ставок медный позолоченный, ставец – вид индивидуальной посуды для приема пищи”. В то время, как у рядовых казаков перечисляется в основном следующая “рухлядь”: “котел круглый, стопка медная, три ложки деревянные, два котла медных с ушами, да турская сковорода, уполовник медный” и т. д.

В подклетах казачьих куреней, особенно на нижнем Дону, в большом количестве можно было увидеть плетеные бытовые изделия, основным преимуществом которых является маленький вес при больших объемах, а также создание разнообразных форм. Плетеные корзинки, короба, сапетки, сундучки хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение, поэтому в них хранили зерно, рыбу, овощи.

Изготовлением плетеных изделий занимались издавна и повсеместно. Занятие это – одно из самых древнейших в истории человечества. Плетеные изделия занимали большое место в быту и хозяйственной деятельности казаков. Самым обычным и распространенным материалом были прутья (лоза) краснотала, чакана (камыша). Инструмент для изготовления подобных изделий был несложен и обычно имелся в каждом хозяйстве: топор и нож для заготовки прутьев, молоток для уплотнения лозы изделий в процессе плетения и шило.

Узор плетения был разнообразным. Это зависело от индивидуальных навыков мастера. Из тала плели чемоданы, сундуки, в которых хранили белье, корзины, рыболовные снасти. Из чакана делали сапетки, для хранения сыпучих продуктов: соли, крупы; плетенки, для сушки фруктов; сита, шумовки.

Такие изделия были настолько прочны, что при соблюдении специальной технологии при изготовлении, даже не пропускали воду.

К счастью, искусство лозоплетения не утрачено на Донской земле и в наши дни.