Индийские поезда уже давно превратились в негласный символ страны. Спроси у любого, какая первая картинка всплывает у него перед глазами при упоминании Индии. Помимо коровы и женщины в ярком сари, многие ответят "поезда с людьми в окнах и на крыше". Примерно такая.
И это действительно так. Вокзалы, поезда, жд пути в целом - отдельный уникальный мир индусов, за которым крайне интересно наблюдать и в который страшно погружаться впервые.
Страшно, но нужно) Т.к. путешествовать поездами по Индии очень удобно и экономично. ЖД вокзалы есть практически в любом мало мальском городе, а железнодорожная сеть плотно опутывает всю страну.
К тому же путешествие по жд предоставит прекрасную возможность увидеть жизнь и быт простых индусов, проживающих вдали от больших городов, увидеть задворки страны и покажет вам такие шокирующие картинки, которые точно не разглядеть в иллюминаторе самолета или из окна туристического автобуса.
Если вы выиграли джекпот в виде успешной регистрации на сайте индийских железных дорог и заветный билет у вас в кармане, смело переходите на следующий уровень. Добро пожаловать на индийские вокзалы.
Любой из них встретит вас вот такой картиной.
Десятки спящих на полу людей, включая маленьких детей, поначалу пугали. Некоторых из них хотелось потрогать, чтобы убедиться, что они живые и им не требуется помощь. Потом привыкли. Перешагнув через очередные торчащие из под рваной тряпки босые ноги, следуем к табло с расписанием. К слову, они все достаточно информативны и понятны. С указанием времени отправления и номером платформы. Вокзалы лаконичны, удобны, не заблудишься.
На платформах есть комнаты ожидания отдельно для разных классов билетов, ларьки с напитками, снеками и мороженым, пункты охраны и информации, камеры хранения.
Камеры хранения удобны и почти за даром. Если вы передвигаетесь по жд и приезжаете в город одним днем, можно оставить багаж на вокзале и пойти спокойно гулять налегке. Камеры хранения работают круглосуточно (по крайней мере те, которыми пользовались мы) и стоят 15 -20 рупий за чемодан без ограничения по времени.
Чемоданы принимаются только закрытыми на замочки. Нужно позаботиться об этом заранее. Их можно купить на любом индийском рынке.
Сами вокзалы в Индии очень атмосферны. Люди с босыми ногами и чемоданами на головах, пассажиры, выходящие из окон, обезьяны, которые чувствуют себя хозяевами этих мест, свободно бегающие по перронам, свисающие с потолка и пытающиеся стащить у тебя еду, решетки вместо стекол на окнах вагонов, из которых улыбаются лохматые дети, снующие повсюду с бидонами продавцы чая.
В сети сплошь и рядом попадается информация, что поезда в Индии массово задерживаются на много часов, отменяются, билеты продают разным людям на одно и тоже место, что невозможно ничего планировать и, вообще, пользование ИЖД - то еще сомнительное приключение. Мы ни с чем подобным не столкнулись. Все четко. У нас было 4 жд переезда. Билеты покупали заранее из России недели за 3 до поездки. Ни один поезд не отменился. Одна задержка была минут 40, что вполне терпимо.
Сами поезда тоже вполне сносные. Кошмарные кошмары, тараканы, сидение на головах друг у друга, ночь на туристическом коврике в тамбуре и жестокая борьба за место с индусами, чем так любят пугать в отзывах в интернете - так и остались для нас только пугалками в сети.
Такое можно встретить только в одном классе вагонов - GENERAL. Да, там, действительно, условия проезда экстремальные - все под завязку, люди едут почти стоя, лежат в тамбуре, выходят справить нужду на улицу. Но все эти "прелести" следствие того, что проезд в таком классе стоит копейки, а для многих и вовсе бесплатный, т.к. проводники просто физически, видимо, не смогут пройти и проверить билеты у пассажиров. Но, учитывая абсолютно доступную стоимость билетов в вагоны другого класса, стоит ли испытывать на себе всю "теплоту и близость" местных попутчиков? Мы решили, что не стоит, даже в качестве эксперимента, и вагонами класса General не пользовались. Но ради любопытства все же заглянули и немного пообщались с местными.
Чуть выше General идут вагоны SECOND CLASS. Они более комфортны и в некоторых есть кондиционеры. Их присутствие обозначается на вагоне C или AC. Вагоны сидячие и, как только открываются двери, активно штурмуются местными. "Сначала пропускают выходящих, потом уже заходят" - это не про Индию. Здесь: не успел выйти в дверь, выходи через окно или едь до следующей станции большой веселой компанией.
Кондиционированные спальные вагоны представлены классами AC three tier, AC two tier и AC First class.
AC TREE TIER
Спальные вагоны данного класса представляют собой плацкарты, по типу российских, с тремя уровнями полок и кондиционером. Одна из полок убирается для комфортного сидения на нижней полке, на время сна раскладывается.
Постельное белье и одеяла предоставляются.
Поездка на расстояние 300 км обойдется около 600 рупий.
AC TWO TIER
Данный класс вагонов отличается от AC three tier количеством рядов полок, их здесь 2. И наличием занавесок-перегородок у каждого спального места. Постельное белье и одеяла так же предоставляются. Достаточно комфортный тип вагона. На удивление хорошо выспались. Стоимость билетов на 300 км пути данным классом - 800 рупий.
Еще один тип вагонов, которым пользовались и который показался нам достаточно удобным для передвижения на не большие расстояния - AC CHAIR CAR.
Это кондиционированный сидячий вагон со столиком и подставками для ног. Кресла хоть и сильно подуставшие внешне, но вполне удобные. Во время поездки предлагают завтрак (омлет, печенье, сок) и дополнительно чай. Для переезда на расстояние около 300 км данный тип вагона вполне устроил. Стоимость в районе 800 рупий.
Ну и самый приятный класс вагонов в индийских поездах - AC FIRST CLASS.
В поезде, как правило, всего один вагон такого класса и он не сильно востребован у местных пассажиров. Внутри 8 изолированных купе, нормальный санузел по типу наших поездных туалетов. Предоставляются постельное белье, одеяла, полотенца. Внутри розетки, зеркало.
Но самое удобное, что при бронировании билета в данном типе вагона можно выбрать тип купе, который вам предпочтительней.
Купе на 4 полки: Cabin. Купе на 2 полки: Coupe.
Правда, какое место вам предоставят, заранее не узнать. Только перед посадкой в поезд. Но нам повезло. В обе наши поездки первым классом мы получали просторный двухместный Coupe. Возможно, предпочтение отдается супружеским парам.
Стоимость билета на поездку в 600 километров в вагоне первого класса обойдется ~ в 2 200 рублей.
Единственным раздражающим моментом стали вездесущие продавцы кофе, чая и снеков. Надеялись, что в первом классе их не будет. Но не тут то было. В 6 утра ты просыпаешься под монотонное "чай, кому чай", через каждые 15 минут. Они заскакивают в вагон на стоянках поезда и становятся кошмарной частью вполне себе приятного утра.
Передвигаясь половину путешествия на поездах в вагонах различного типа, сделали вывод, что не так страшен черт, как его малюют. Поездами в Индии спокойно можно передвигаться. Уровень комфорта каждый выбирает себе сам. Благо выбор здесь большой. Но какой класс поездки вы бы не выбрали, бонусом обязательно получите бесценную возможность окунуться в особенную атмосферу вокзальной Индии и увидеть изнанку страны, которую вам не покажут ни на одной экскурсии. Советуем, такую возможность не упускать.
Путешествуйте! Единственная поездка, о которой вы пожалеете - та, в которую вы не отправитесь.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации о самых интересных местах для путешествий и о том, чего не найти в путеводителях.