Женский головной убор некрасовки представлял собой более сложную композицию. Он включал каук-валик из хлопчатобумажной ткани, наполненный шерстью, поверх которого надевали шлычку - повязку особой формы. Потом прилаживали связку, и завершал головной убор - уруминский платок.
В середине ХIХ века в комплекс женской одежды входил и сарафан. Он являлся символом русской национальной одежды, хотя сам термин происходит от персидского “серапа” (почетная одежда). В русских источниках сарафан впервые упоминается в ХVI веке. Из дошедших до нас “кроельных книг”, мы узнаем, что еще в ХVIIстолетии сарафан носили с рукавами, а как мужская одежда он перестал существовать только в конце вышеуказанного века. С приходом петровских порядков, сарафан уходит из городского быта и становится основной одеждой крестьянок.
Сарафаны, которые носили на Дону, шили, в основном, без спинки, с высоким нагрудником, множеством оборок сзади и украшали его цветными лентами. Такие сарафаны носили в верховьях Дона. Подтверждением является сообщение в “Донском вестнике” о том, что депутатом Усть-Медведицкого округа П.Н. Коньковым для Донского музея был пожертвован “женский костюм казачки Малодельской станицы, состоящий из сарафана шерстяной материи, местного изделия и кушака”. Такую одежду носили женщины преимущественно пожилых лет, живущих в некоторых станицах по реке Медведице.
Кубелек, который носили казачки Первого и Второго Донских округов Области Войска Донского, прежде был в верховых станицах предметом роскоши и служил нарядом для женщин более зажиточных семейств. В ХIХ веке среди казачек получил распространение сукман – вид нераспашной одежды с узкими короткими рукавами. Сукман шился из шерсти синего или черного цветов. По прямому разрезу шеи он обшивался шелковой лентой и тесьмой красного цвета. Под сукман надевали длинную домотканную рубаху, воротник, подол и рукава которой шились из красного ситца. Подпоясывался сукман плетеным поясом из красных или шерстяных ниток. Во второй половине ХIХ века сукман носили в основном женщины пожилого возраста.
Быстрый процесс экономического развития Дона в 80-90 гг. ХIХ века сопровождался ростом численности не казачьего населения, ломал рамки казачьей замкнутости. Яркий красочный, старинный женский костюм уходит из быта, и преобладающим становится комплекс женской одежды с юбкой и кофтой. Летом носили юбки из холста, зимой – из шерсти. Для пошива праздничных юбок использовали покупную ткань: ситец, сатин, бархат, батист, кашемир, бенгалин. Юбки шили с большим количеством оборок по подолу, праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами. Чтобы юбка выглядела пышной, казачка надевала под нее несколько нижних юбок, иногда по 4-5. Если юбка и кофта шились из одного и того же материала, такой костюм назывался “парочкой”.
Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающими фигуру, с небольшой базкой. Такие кофточки назывались “кирассой”. Носили еще и фартуки.
Меняются и женские головные уборы. На смену повойникам, кокошникам и кичкам приходят колпаки, файшонки и шлычки.
Колпак по форме и названию напоминал татарский калфак. Это был тканный мешочек, заканчивающийся махром, часто украшенный бисером и вышивкой. Надевался на уложенные в узел на затылке волосы. Обычно свекровь своей невестке на второй день после свадьбы дарила такой колпак. Таким образом «окалпачивала» ее. Она у нее всегда была «под колпаком»
С праздничным нарядом на прическу надевалась файшонка, т.е. черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос, с завязанным сзади бантом, концами.
Шлычка шилась из яркой шелковой ткни, надевалась на уложенные в узел волосы и прикрывала практически всю голову. Держалась шлычка при помощи тесемок, которые затягивались или блестящей шпильки. Носили также дорогие лионские черные шарфы.
В течение столетий одни женские головные уборы сменялись другими. И только платок во все времена оставался неизменной принадлежностью женского костюма. Древнейшим прообразом платка был кусок ткани “убрус”, которым замужняя женщина покрывала голову. Платки в России появились только в ХVI-XVII вв. Это большие шелковые платки с разноцветными полосами, называвшиеся “канаватками”. Их привозили с Востока купцы.
Наряду с парчевыми повойниками, в описях имущества казаков встречаются и шелковые платки - шали. Шали появляются впервые в европейском костюме. Наполеон привез из египетского похода своей жене Жозефине великолепную восточную шаль необычайной красоты. С этого времени шаль становится принадлежностью аристократического костюма.
В начале ХIХ века шали стали производить и в России. Мастерская Елисеевой, мануфактуры Колокольцевой и Мерлиной стали выпускать русские шали ни в чем не уступавшие европейским и даже превосходившие их. Именно в России стали выпускать шали двусторонними, т. е. рисунок был одинаковым на лицевой и изнаночной стороне. Это было достигнуто за счет особого способа креплений нитей.
Во второй половине ХIХ века особой популярностью пользуются павло-посадские платки и шали. Свое существование павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набойке шалей и платков на тонкой шерстяной ткане - кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским. Но в начале ХХ столетия цветение алых роз на черной, красной, белой, васильковой земле становится все более пышным. Казачки также с удовольствием носили павловские платки, которые можно было приобрести в станичных лавках и магазинах.
С праздничными платьями носили покупную обувь – кожаные на пуговицах ботинки – гусарики, гетры на шнурках, полуботинки с узким носом – баретки. Рабочей обувью служили поршни – примитивные башмаки, изготовленные из цельного куска сыромятной кожи и закрепляемые на ноге с помощью шнурков. Носили самодельные чирики – туфли на жесткой подошве с широким каблуком и тупым носом.
Из теплой одежды в ходу были традиционные донские шубы, покрытые черной блестящей тканью (ластином) и отороченные мехом выдры, некоторые носили овчинные шубы, плюшевые пальто и длинные кофты на вате. Зимними головными уборами являлись шали и платки.
Какую же одежду и обувь носили донские казаки?
В течение долгого времени в одежде казаков не существовало социальных различий, только территориальные, обусловленные особенностями заселения донских земель.
В ХVII-ХVIII вв. это была самая разнообразная одежда, привезенная в основном из походов. Историк В.Д. Сухоруков писал по этому поводу: “Старые донцы любили повеселиться в свободное время в дружеских беседах. Иногда в присутствии русских дворян, своих приятелей, чтобы блеснуть, являлся один в лазоревом атласном кафтане с жемчужным ожерельем, другой – в камчатном кафтане с золотыми турецкими пуговицами. У всех шелковые турецкие кушаки. Носили желтые или красные сафьяновые сапоги и куньи шапки с бархатным верхом. Другие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие одежды». (Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в ХVII-ХVIII столетиях.. Новочеркасск, 1891. С. 37).
Что носили казаки в ХVIII веке мы можем узнать из описей имущества казаков. Так, из “Росписи покраденой с бахчи старшины Ефима Кутейникова посуды прочего” среди различных предметов значится и одежда: шаровары белого тонкого сукна стоимостью 3 рубля, бурка новая индийская - 10 руб., синий новый чекмень, кафтан, шапка новая зеленого сукна с черным околышем - 13 рублей, треух зеленого сукна, опущенный волком стоимостью 50 коп., сапоги новые юфтовые - 4 пары, каждая по 1 руб. 50 коп.”1 (ГАРО. Ф. 338. Оп. 1. Ех.428. Св. 11).
Из описи имения полкового есаула Ал. Рящина 1789 года мы узнаем, что у него было: “три чекменя: один сталевого сукна и два обложенных золотой тесьмой, четыре кафтана: лазоревый, атласный, желтый и плисовый, шаровары ветхие, четыре шапки: бархатная, две суконных с серым курпяком и зеленая с сайгаком, рубашка белая, халат зеленый и шуба красного сукна”.2 (ГАРО. Ф. 338. Оп. 1. Д. 1028. Лл. 2 -2 об. 3 - 3 об.).
Таким образом, к началу ХVIIIвека сложился традиционный тип мужской одежды, обязательной принадлежностью которой являлся зипун, с которым носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги. Под низ надевали рубахи, которые шились из тонкого полотна или шелка. Степняки предпочитали шелк другим тканям – на шелке вошь не живет, скатывается. И в гигиенических целях шелковые рубахи были предпочтительнее хлопчатобумажных.
Зипун – это вид распашной одежды без ворота, с узкими рукавами, надевавшейся поверх рубахи. На зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа. Шился с пышными у плеча и узкими от локтя рукавами, застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак. Поверх кафтана надевали черкеску из сукна с разрезанными рукавами.
Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог и шапки из овчины. В узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, и движения всадника сковывать. В костюм входили сапоги, шитые из сафьяна, желтого или красного цветов. На голове носили шапки с околышем из меха соболя или куницы, верх шился из голубого или красного бархата. Зимой носили широкие овчинные шубы до земли и валенки.