Предыдущие части:
"Летний отдых на Азовском море: часть 1",
"Летний отдых на Азовском море: часть 2",
"Летний отдых на Азовском море: часть 3".
Подбока публикаций "Краснодарский край".
Коса Долгая – «Таити» для сумасшедшего джипера
Долгая коса – это общеизвестное культовое место для кайтеров, серферов и прочих поклонников плавательно-летательных видов экстремального и спортивного досуга. Мы решили, что только плавать и летать — это неправильно, и поехали посмотреть Долгую на Патриоте. Было это лет 17-18 назад, когда за нарушение Водного Кодекса ещё не штрафовали, и ездить было можно везде, где получилось проехать.
Джипинг на Долгой – это вам не сёрфинг. Утопить джип – пара пустяков, т.к. мелкое Азовское море в районе косы Долгой отличается коварным нравом.
Идея была романтична – постоять на кончике косы Долгая на семи ветрах, и чтобы с трёх сторон море. Однако длина Долгой составляет 8 километров. Это самая протяженная коса Ейского полуострова, расположенного в восточной части Азовского моря. У основания косы расположена станица Должанская, там дорога проходима для любой пузотерки-недопривода. А вот дальше становится с каждым километром всё интереснее.
Где-то после середины косы, вырвавшись из многолюдья, упираешься в серферский приют. Здесь рай: холодное пиво, мускулистые загорелые серферы и кайтеры, а также их веселые безбашенные подруги. Коса здесь перекопана поперек, чтобы всякие дураки типа нас не ездили. Ну и предупреждение висит.
«А нам все равно, а нам все равно, хоть боимся мы…» Включаем полный привод, понижайку и пускаем Патриота в море. Всё! Канаву объехали по морю, не свалившись в яму с водоворотом. Вырвались на простор и жмем на газ. Колеса слегка пробуксовывают, ямы от колес тут же заполняются морской водой, но блокировки в обоих мостах делают свое доброе дело. Мы движемся вперед.
"Коса Долгая является высоко динамичным природным образованием, площадь её постоянно меняется. У самого основания косы раскинулся сосновый бор, который изобилует различными видами грибов и где можно встретить зайца, лису и даже кабана. А в геолого-литологическом строении косы основную роль играют морские отложения створок раковин моллюска Cardium. На окончании косы в составе наносов её содержатся от 80 до 100 %. Мощность отложений ракушек на илах — 5-18 м. В начале XXI века длина косы по осевой линии приближалась к 9,5 км, тогда как 50 лет назад она достигала 17 км. В последующие годы размыв привел к её сокращению более чем на 3 км. Затем фаза размыва сменилась нарастанием. В последние годы наблюдается новое отступление берегов. Ураган в марте 1914 года над Азовским морем, частично разрушил косу. На оконечности образовался пролив и остров Долгий, который, то присоединяется, то отделяется от косы".
Чем ближе к оконечности косы Долгой, тем грунт становится все более зыбким, а коса все более узкой. Недалеко от оконечности находится укатанная площадка. Здесь умные люди оставляют джипы, чтобы дальше идти пешком. Мы решили ехать дальше.
Под колесами сыпучий ракушечник и крохотные «барханы» из этого самого ракушечника. В ямах между «барханами» стоит морская вода. Коса становится настолько узкой, что местами волны перекатываются через нее. Очевидно, что если мы доедем до оконечности, то развернуться не удастся. Также очевидно, что если мы закопаемся и ляжем на мосты, то будем соревноваться с морем, кто быстрей заберет машину себе. Спасатель в униформе на вышке с ухмылкой наблюдает за нашими действиями. Спасать машины он не обязан.
Тут нас посещает здравая мысль. Если сдавать к кончику косы задом, то разворачиваться не придётся. Резина у нашего Патриота направленная, вперёд она гребёт лучше, чем назад. Если закопаемся, двигаясь задом к кончику косы, то есть шансы, что передом обратно выедем. Есть только одна проблема: двигаться задом на бездорожье не очень удобно, учитывая, что заднее стекло у джипа затонировано наглухо. Но и тут нашелся выход: если двигаться медленно, то вопли Ларисы, бегущей перед задним бампером джипа, лучше любого парковочного радара.
У нас получилось к разочарованию скучающего спасателя в будке!
Рядом в море виден остров Долгий с птичьими базарами.
Обратно выезжали легко. Оглянулись назад: а вроде и не трудно было…
Если вы надумаете повторить это мероприятие вслед за нами, имейте в виду, что коса Долгая – крайне непостоянна в своем рельефе. Место, легко проезжее сегодня, завтра может оказаться гиблым для вашей машины и наоборот. Имейте голову на плечах, т.к. море подмоет и утащит забуксовавший автомобиль очень шустро, а соленая вода – не лучшее антикоррозийное средство. И да поможет вам Богиня Джипинга, если у вас у самих башки нет.
Послесловие
Водный кодекс нарушать нехорошо. Мы раскаиваемся. Не повторяйте наших ошибок. Срок давности нашего нарушения уже истёк. Приносим свои извинения тем, кому это важно и нужно.
Продолжение ЧАСТЬ 5
Авторы Ширяевы Игорь и Лариса. Фотографии: Ширяев Игорь, Ширяева Лариса, Алекс-008. Должанка, примерно 2007-2008 г.
По материалам интернет-СМИ «Интересный мир». https://www.interesmir.ru