Как известно, планы гитлеровских военачальников не предполагали того, что СССР продержится больше нескольких месяцев.
Сейчас такие взгляды могут показаться удивительными, но дело было не только в нацистской идеологии.
После лета 1940 года у фрицев был опыт крупномасштабных блицкригов против Польши и Франции, плюс ещё ряд успешных операций. Потом ещё Балканы прибавятся.
Красная Армия же могла похвастать только Советско-финской войной, где у иностранных наблюдателей сложилось впечатление, будто бы СССР совсем не умеет воевать.
Локальные конфликты с японцами и почти бескровный «Польский поход» вряд ли можно ровнять с успехами вермахта.
Немецкие генералы ценили свой кадровый состав, своих опытных унтер-офицеров и бойцов, прошедших Польшу и Францию.
Но очень скоро вышло так, что эти кадры гитлеровцам серьезно «повыбивали». Немцам пришлось втягиваться в длительную войну на истощение, к коей они и не готовились толком.
Тут-то и оказалось, что людей у немцев не хватает: их нужно «вытаскивать» из промышленности, а это, в свою очередь, бьет по производственным показателям.
А ещё немецкие военачальники не могли не заметить, что уровень подготовки у новобранцев был уже не тот. Иными словами, вермахт начал терять свои боевые качества.
Так вот любопытно, когда же пошел этот процесс?
Свой ответ на этот вопрос дал Вильгельм Кейтель — генерал-фельдмаршал, начальник Верховного командования вермахта (признан виновным на Нюрнбергском процессе).
Кейтель был одной из главных опор Адольфа Гитлера в вермахте и одним из ключевых «армейских» деятелей Третьего Рейха.
Уже в Нюрнберге Кейтель активно размышлял о своей судьбе и ошибках. Размышления несколько специфические (как и практически все мемуары). Но там можно откопать и чрезвычайно любопытные слова.
Процесс всё усиливавшейся нехватки личного состава и падения качества немецких войск начался... после Битвы за Москву. Сам Кейтель называет январь-февраль 1942 года:
«Но все эти меры уже не смогли хотя бы приблизительно восполнить понесенные сухопутными войсками потери на Востоке, так что состав дивизий неизбежно пришлось сократить с девяти батальонов до семи, одновременно значительно пополнив их за счет нестроевых и дивизионных тыловых служб и подразделений снабжения.
С этой первой акции в феврале 1942 года и началось мое хождение по мукам в уже никогда не кончавшейся борьбе с гражданскими властями военной экономики за людей с целью сохранения боеспособности вермахта, в первую очередь — сухопутных войск...» (с) В. Кейтель. Размышления перед казнью. Под ред. Г. Я. Рудого. / М.: Вече, 2012.
Кстати, в 1942 году немцы перешли к практике «расширенного участия в войне против СССР» контингентов своих сателлитов и «союзничков» — Румынии, Венгрии, Италии... помогло не особо.
Кейтель, кстати сказать, всех этих «помощников» оценивал весьма низко, особенно итальянцев. Оно и неудивительно: их боевые характеристики не могли сравниться с показателями опытных бойцов вермахта.
Но последних тоже было всё меньше и меньше. Тут ещё Кейтель ругал эсэсовцев, которые «впитывали» в себя всю активную молодежь (а потом теряли её).
«Наряду с этим сухопутные войска черпали необходимое пополнение и из так называемых «прочесываний» в самом Рейхе и внутри многочисленных формирований и учреждений фронтового тыла.
О ценности всех этих пополнений говорить не приходится. Поэтому нечего удивляться тому, что боевой дух и готовность к самопожертвованию постоянно падали.
Фюрер, как старый фронтовик 1914 — 1918 гг., не мог не считаться с этими соображениями, но утешался тем, что и у противника дела пойдут точно так же, если не хуже...»
Тем не менее, у Красной Армии дела в итоге пошли лучше. Иначе вряд ли бы советские войска оказались в Берлине.
Разумеется, это был не одномоментный процесс: даже в 1943 году на Курской дуге немцы были ещё очень сильны. И в 1944 году являлись опасными противниками (но уже пришел час «Багратиона»).
Но уже 1941 и 1942 годы положили начало главному: немцы начали терять свою опытную профессиональную «основу», не успевая при этом готовить ей адекватную замену...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!