Многие считают, что музыка – это милое хобби для девочек, а мальчикам полезнее заниматься спортом или чем-то интеллектуальным. Но это далеко не так.
Исследования педагогов и психологов показывают, что дети, занимающиеся музыкой, опережают своих сверстников в умственном развитии. Они быстрее учатся читать, яснее выражают свои мысли, лучше выполняют любую работу. Занятия музыкой стимулируют работу мозга.
Беда нашего времени – рассеянное внимание. Детям трудно учиться, сложно запоминать. Музыкальные занятия способны помочь в решении этой проблемы. Именно музыка способствуют мощному развитию многоаспектного внимания.
Ребенок читает нотный текст. Это не одна буквенная строчка, а две одновременно: и по вертикали, и по горизонтали. В тексте содержится не только высота ноты, но записан ритм, нюансы, с которыми нужно сыграть. И это надо одновременно переносить в обе руки. Всё должно быть в чётком ритме. Нельзя задуматься, нельзя остановиться. Нога работает на педали. Включается слуховое внимание. А еще мелодию нужно сыграть с определенной эмоциональной насыщенностью. При этом эмоции меняются каждые две-три секунды. Эти эмоции надо придумать, почувствовать.
Такая включенность мозговой деятельности и эмоциональной сферы даёт необыкновенно мощное развитие ребёнка. Плюс развиваются и воспитываются волевые качества.
Ничто по силе воздействия не сравнимо с занятиями музыкой. И она, безусловно, полезна мальчикам ничуть не меньше, чем девочкам.
Не случайно занятия музыкой были актуальны и востребованы всегда. Еще с Древней Греции музыка была обязательным предметом для изучения.
Еще один миф, связанный с занятиями музыкой - у ребёнка или взрослого может не быть слуха.
Обычно, это связывают с тем, что человек фальшиво поёт. На самом деле поёт он фальшиво не потому, что не обладает слухом, а потому что у него нет координации слуха с голосом. Эта проблема устраняется очень быстро, буквально за несколько уроков. Встречаются мало развитые музыкальные способности, но это не значит, что их нет вообще. Просто на это никто не обращал внимания. Зная специальные методы, педагог очень быстро может помочь слух развить.
И абсолютный слух тоже есть у всех, потому что абсолютный слух – это всего лишь память. Человек запоминает, как звучит определенная клавиша. Вы запомнили: этот звук называется нотой «ля», этот - «си» - у вас абсолютный слух.
Он есть и у врача, который прослушивает легкие или сердцебиение, и у автомеханика, который по звуку может определить плохо работающую деталь.
Поэтому музыкальный слух – это способность запоминать, как что должно звучать. И это развивается.
Да, при поступлении в музыкальную школу проверяют слух и память. Но это не те вещи, которые обязательно должны быть развиты у ребёнка при поступлении. Главное – он должен быть развит в целом. Должен уметь учиться. А всё остальное сделают педагоги.
Часто родители спрашивают о том, какие условия должны быть дома, чтобы ребёнок с удовольствием занимался фортепиано?
Первое, и самое главное – во время занятий музыкой в квартире должна быть абсолютная тишина. Это необходимо, чтобы ребенок смог напрягать слух и при этом не раздражаться от посторонних шумов. У него должна быть возможность сосредоточиться на звуковых волнах. Тогда будет полное погружение в музыку, и ребенок будет играть с большим удовольствием и интересом.
Второй важный момент – родители должны уважительно относиться к занятиям ребёнка музыкой. Такое отношение поднимает самооценку. Тогда ребёнок ощущает свою значимость в семье. И, возможно, именно в этом уважении и понимании он будет чувствовать проявление вашей любви.
Не обязательно стремиться к кому, чтобы ваш малыш стал музыкантом-виртуозом или великим композитором. Главная цель музыкальных занятий - воспитание гармоничной личности. Музыка облагораживает эмоционально и обогащает умственно, способствует развитию самых ценных качеств человека.
Читайте и другие наши статьи о том, как научить детей любить музыку: