Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Российские суда на Балтике заправляют из Латвии? Рига напряглась

Оглавление

Следы "подозрительных" операций в Балтийском море привели в Латвию и Эстонию

Латвийский танкер Zircone подвозит топливо для российских судов, утверждают в Швеции / © Marinetraffic / Hannes van Rijn
Латвийский танкер Zircone подвозит топливо для российских судов, утверждают в Швеции / © Marinetraffic / Hannes van Rijn

Журналисты шведского телеканала SVT провели расследование "не внушающих доверия" маневров в Балтийском море. Подозрение вызвал танкер Zircone, курсирующий между латвийским портом Вентспилс и шведским островом Готланд с грузом судового топлива. Журналисты утверждают, что таким образом латвийская компания заправляет российские суда.

Редакция SVT отследила 56 операций по дозаправке у Готланда за два месяца. Из них 52 раза дозаправлялись суда, идущие в российские порты или из российских портов. По сведениям расследователей, они составляют так называемый теневой флот России. Это старые суда, которые обычно не имеют страховки и принадлежат "неопределенным собственникам".

Рабочая обстановка в порту Висбю на острове Готланд / © Sputnik, Игорь Зарембо
Рабочая обстановка в порту Висбю на острове Готланд / © Sputnik, Игорь Зарембо

Операции по бункеровке (заправке топливом) судов у острова Готланд проводит зарегистрированная в Латвии компания Fast Bunkering. Ее гендиректор Алексей Волков в электронном письме сообщил SVT, что рейсы к побережью Готланда обусловлены просьбами клиентов доставить груз именно туда.

Предприниматель отметил, что санкции ЕС допускают определенный отток нефти из России, а следовательно, существует и потребность в бункеровочных компаниях.

Деловой интерес

Несмотря на то, что офис Fast Bunkering находится в Риге, в Регистре предприятий Латвии истинными бенефициарами компании указаны эстонский бизнесмен Алексей Чулец и его долгосрочный партнер, выходец из России, а ныне резидент Мальты Сергей Пастерс. Они контролируют латвийскую фирму как совладельцы зарегистрированной в Эстонии материнской компании OU Baltic Sea Bunkering.

По данным эстонских СМИ, Алексей Чулец является совладельцем Северного порта Палдиски и группы компаний топливного бизнеса. Предприниматель числился в топ-50 богатейших людей Эстонии.

Бизнесмен из Эстонии Алексей Чулец / © aripaev.ee
Бизнесмен из Эстонии Алексей Чулец / © aripaev.ee

После введения санкций на поставку нефти и нефтепродуктов из Эстонии и Литвы Чулец свернул работу части своих предприятий, включая и те, что занимались бункеровкой. Оборот компании NT Bunkering AS, совладельцем которой является Чулец, за год упал более чем в 300 раз - с 67 миллионов евро во втором квартале 2022 года до 185 тысяч евро за второй квартал 2023-го.

В июне 2023 года сотрудники KAПO (Полиции безопасности Эстонии) провели обыск в офисе NT Bunkering. Фирму заподозрили в нарушении международных санкций и подлоге документов.

По версии эстонской прокуратуры, в сентябре прошлого года бункеровочная компания ввезла из России около 12 500 тонн мазута, импорт которого запрещен. По бумагам топливо было произведено в Казахстане и ехало через РФ транзитом. Правоохранители предположили, что сопровождающие груз документы - поддельные. Разбирательства по делу продолжаются, и никакие обвинения в деле не фигурируют.

Наказание без преступления

Бункеровка российских судов на Готланде является законной и не нарушает санкций, подчеркнули журналисты SVT. Однако расследование вызвало ряд телодвижений на высшем уровне не только в Швеции, но и во всем Балтийском регионе.

Деятельность танкера Zircone стала предметом внимания Военно-морского флота Швеции: береговая охрана сообщила, что ежедневно следит за судном, на борту которого, как утверждается, находится российский экипаж.

Также Стокгольм начал в отношении бункеровщика расследование на предмет возможных экологических нарушений - оказалось, что у поскольку у танкера нет лицензии Шведского транспортного агентства.

Кроме того, глава шведского МИД Тобиас Биллстрём заявил, что Швеция поднимет на уровне ЕС вопрос ограничения передвижения "теневого флота" в Балтийском море. Его поддержали министры других стран региона.

В Латвии же намерены "углубиться в детали", чтобы выяснить, не нарушает ли Fast Bunkering антироссийские санкции и есть ли повод наказать компанию.

Заместитель госсекретаря латвийского МИД Анджейс Вилюмсонс напомнил, что обход санкций в Латвии является уголовным преступлением.

"Нам нужно... понять нюансы, потому что, к сожалению, не все запрещено санкционными правилами ЕС, и мы должны расследовать - является это просто продажей топлива или передачей российской нефти", - заявил дипломат.