Найти тему
Школа 2086

Космические классы: живём романтикой космоса

Мы продолжаем вас знакомить с предпрофессиональными программами, действующими для учащихся Старшей школы. И сегодня расскажем подробно о Космических классах. Традициями космического образования наша школа живет уже несколько лет, но такие классы открылись только в 2022 году. На наши вопросы ответил руководитель предпрофессиональной программы Александр Ярцев.

– Александр Владимирович, что послужило стартом для этой программы в нашей школе?

– Все началось с того, что в 2018 году на базе инженерных 10-го и 11-го классов стартовал так называемый космический курс. Изучая астрономию, ребята подробно знакомились с устройством ракет-носителей, пробовали их сконструировать и даже осуществили запуски учебных моделей! С тех пор это стало неотъемлемой частью обучения будущих инженеров, запуски ракет проводятся дважды в год. Это всегда проходит зрелищно. За запусками наблюдают учителя и учащиеся средних и старших классов. У многих школьников появился интерес к астрономии. И для них мы открыли космический клуб. Здесь есть возможность наблюдать за звездами в телескоп, принимать на специальный радиоприемник сигналы от спутников Международной космической станции, кто-то также пробует конструировать модели космических летательных аппаратов. Внедрение такого космического курса в инженерную предпрофессиональную программу для некоторых не прошло бесследно: кто-то из ребят, окончив школу, поступил в высшие учебные заведения, связанные с ракетной промышленностью. Это МГТУ имени Баумана, Московский авиационный институт, МИРЭА, факультет космических исследований МГУ.

Ученики Космических классов на факультете космических исследований МГУ
Ученики Космических классов на факультете космических исследований МГУ

Важно отметить, что потребность в космических кадрах растет. Сегодня Роскосмос создаёт в Москве национальный космический центр. И ему необходимы для перспективы профессионалы, умеющие создавать многоспутниковые группировки, космические буксиры, готовые отправиться даже в космические экспедиции! Поэтому Роскосмос вышел с предложением в Департамент образования Москвы и столичные школы о внедрении такой предпрофессиональной программы как Космический класс. И наша школа оказалась одной из тех, где такие классы открылись. На сегодняшний день их всего 16 в Москве.

– С какими вузами наша школа реализует данную программу?

– Среди вузов ключевыми партнёрами космических классов являются РТУ МИРЭА и Высшая школа экономики. Не могу не отметить наше хорошее сотрудничество с колледжем имени Н. Н. Годовикова. Он является лидирующим в методологии дисциплины «Инженерия космических систем», а также программировании и конструировании учебных спутников.

Сколько ребят учатся по данной программе, и какие предметы для нее являются профилирующими?

– Сегодня в наших космических классах учится ровно 100 учеников. Школьники в первую очередь углублённо изучают математику, физику, информатику, а также основы аэродинамики. Из специальных предметов ребята посещают инженерный практикум и изучают технологии современного производства. На инженерных практикумах есть возможность работать на современном оборудовании, которое сегодня присутствует в школе благодаря проекту «Инженерный класс». В рамках курса «Технологии современного производства» учащиеся пробуют работать на станках с числовым программным управлением, с 3D-принтерами.

В десятом космическом классе есть ещё два предмета: инженерия космических систем и геоинформатика. В рамках первого ребята знакомятся с основами космонавтики, изучают ракетодинамику и небесную динамику. А вот задачей геоинформатики является создание востребованных продуктов на основе данных, полученных из космоса. Геоинформационными системами мы все ежедневно пользуемся: это Яндекс-карты или 2ГИС. На геоинформатике ребята по спутниковым снимкам создают собственные интерактивные карты. Пока что это карты Гагаринского района и его окрестностей, но любой потребитель услуг уже мог бы их оценить.

– Ребята и их родители довольны программой с учетом наличия таких сложных технических дисциплин?

– Да, не спорю, предметы сложные. Но родители школьников как раз заинтересованы в том, чтобы программа включала «сильные» профильные дисциплины: математику, физику. В курс основной физики, например, в космических классах добавляются новые темы, связанные со спецификой программы. А космическое направление для ребят – как хороший, приятный бонус. Хотя среди наших школьников есть те, кто в будущем уже серьезно настроен идти работать в космическую промышленность. Так что учеба ребятам нравится, они быстро ко всему адаптируются.

– Выбор сложных предметов – это заявка на высокий результат. Какие достижения учащихся космических классов можете отметить?

– У нас в школе уже сложилась традиция участвовать в Московской предпрофессиональной олимпиаде. Это главная проектная олимпиада Москвы, которая помогает подготовиться к конференции «Инженеры будущего», где наши школьники также участвуют регулярно. Тем более, что на конференции есть отдельное направление для учащихся космических классов. С этого года наши ученики готовятся к олимпиаде «Ломоносов» по космонавтике в стенах МГУ, и уже есть первые результаты – четверо учеников прошли в финал. Рассчитываю, что в будущем участие в этой к олимпиаде будет таким же массовым, как и в ВОШ по физике, математике и астрономии, где участвуют наши ученики. Астрономию наши старшеклассники изучают два года, а не один, как многие другие школьники. Есть хорошие результаты: некоторые прошли во второй тур олимпиады по астрономии и физике. Но основные достижения, которые мы ждём от наших учеников – это все, что связано с их проектной деятельностью, с воплощением в реальность их идей и планов.

Космический класс на Научно-производственном объединении им. С. А. Лавочкина
Космический класс на Научно-производственном объединении им. С. А. Лавочкина

– Чем еще наполнена жизнь учащихся Космического класса помимо учебы и проектной работы?

– Мы проводим для школьников множество мероприятий, экскурсий, которые подкрепляют их интерес к теме космоса. Наши школьники побывали на Академических чтениях, где послушали доклад главы Роскосмоса. Учащиеся других классов, не космических, сюда бы точно не попали. Ещё наши школьники посетили Музей космонавтики, где познакомились с летчиком-космонавтом, Дважды Героем Советского Союза Владимиром Джанибековым. Благодаря партнёрам из Роскосмоса в нашей школе прошла встреча с еще одним российским космонавтом Валерием Токаревым. А еще ребята участвовали во Всероссийском космическом уроке, который проходил в режиме прямого эфира с МКС его экипажем. На каждой встрече ребята имеют возможность общаться с собеседниками вживую, задавать интересующие вопросы.

Мы регулярно посещаем знаковые объекты космической промышленности. Если раньше это были лишь выставочные и музейные залы, то с этого года в рамках курса внеурочной деятельность «Моя профессия – инженер» мы впервые посетили сборочные цеха. Например, побывали в НПО им. Лавочкина, где собирают все автоматические межпланетные станции (АМС) России. В частности, АМС «Луна-26», которая отправится к нашему спутнику в 2027 году.

Встреча с заслуженным испытателем космической техники Леонидом Китаевым
Встреча с заслуженным испытателем космической техники Леонидом Китаевым

– Александр Владимирович, романтика освоения космоса присутствует и у ребят из Подростковой школы. Есть ли у них возможность сегодня приобщиться к нашим космическим традициям?

– Безусловно, есть. Я уже говорил, что в нашей школе действует космический клуб. Кроме того, работает вечерняя школа, где можно углубленно изучать математику. А в этом полугодии открылась еще одна вечерняя школа – по инженерной физике. Здесь ребята смогут чуть глубже познать многие тайны механики, взаимодействие механизмов и влияние физических процессов на космические объекты.

Эти вечерние школы дают именно ту базу знаний, которая потребуется уже в Космическом классе. Всех, кто пожелает влиться в ряды инженеров-исследователей космоса, ждем с нетерпением!

#школа2086 #ДОНМ #ПредПрофКласс #КосмическийКласс