Найти тему
Время Новостей

Легендарный директор оленеводческого совхоза оценил развитие АПК в Тазовском

Директор оленеводческого советского хозяйства приехал в «Тазовский» как участник проекта «Герои Ямала». Он возглавил совхоз 25 лет назад, столько же не был в тундре и восемь лет не видел поселок. Роман Ежов пообщался со знакомыми и побывал в стойбище молодого бригадира. С его отцом он когда-то каслал. Также Ежов пообщался с нынешним руководителем кооператива в цехе переработки оленины и удивился переменам.

Когда Роман Ежов каслал с отцом Степана, в совхозе, которым наш герой руководил четверть века, трудилось до четырехсот работников, в том числе оленеводы. Они пасли 17 тысяч голов, а теперь Степан — повелитель оленьих стад.

«Совершенно другое оленеводство стало. Если раньше не помышляли ни о какой снегоходной технике. Практически все оленеводы теперь с балками. Такого не было, конечно. Главное, облегчили труд чум-работницы. Это же ей собирать чум. Сейчас подцепили хороших быков — и поехало жилье. Приехали, перекаслали на новое пастбище, печку затопили — пей чай», — рассуждает Роман.

В местный архив Ежов передает объемную папку с историческими документами и фото. С картой и компасом он обошел, объездил, облетел едва ли не каждый уголок Тазовской тундры. Разрабатывал маршруты каслания оленей, искал новые пастбища даже по берегам Енисея. Вспомнился и «куропаткин чум», когда «в снег зарываешься и пережидаешь буран сутки-двое».

В 80-е Роман Ежов четыре раза ездил в Америку за технологией сушки пант, без которой их легко испортить.

«А разница была: или 350 долларов за килограмм сорта «A» — там должна была вся кровь сохраниться — или сорт «С», который 50 долларов даже не стоил… 200 голов у нас было крупного рогатого скота, в том числе 120 коров. У нас кормежка хорошая была: кормокухня, комбикорма хватало всегда, заваривали мойву», — вспоминает ямалец.

Показатели северных удоев были земельными: в среднем 3500 килограммов молока от каждой коровы в год. Молоко, сепараторную сметану тазовчане жаловали очень, поэтому сено косили и медики, и авиаторы, и геофизики.

«Возле администрации даже паслись коровы. Бывало, звонят из райкома КПСС: «Роман Романович, забери своих коров». Травка там хорошая, видимо, была — зелененькая. А они идут туда, где вкусненько поесть можно», — вспомнил Ежов.

Улица, где базировалась вся совхозная инфраструктура, с тех пор сильно изменилась. Преобразился и нынешний кооператив «Тазовский». Он первым на Ямале получил высшую оценку качества от Россельхознадзора. Несколько видов колбас, котлеты, чебуреки, пельмени маркируются пометкой «органик».

«Роман Романович у нас вообще считается не только легендой совхоза, но и района», — заявил Алексей Рожков, председатель сельскохозяйственного перерабатывающего кооператива «Тазовский».

О переработке оленины в те годы директор Ежов мог только мечтать, а в планах сегодняшнего председателя Алексея Рожкова ввести один автоматизированный цех на 700 тонн сырья в год.

«А может, сразу мясокомбинат?» — звучит вопрос от Романа Ежова.

«Мясокомбинат — первый в России будет по переработке оленины, да? Доживем мы до этого времени? Постараемся. Потому что есть для чего жить. Чтобы увидеть свою мечту, да в таких объемах… И про промышленный туризм не забудьте — пусть люди узнают весь цикл, начиная от стойбища», — напутствует Ежов.

Смотрите полный выпуск программы «Время Ямала» от 13:00 за 12 апреля.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц