11 апреля в российский прокат вышел «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» (Vampire humaniste cherche suicidaire consentant). Дебютный фильм канадского / канадской режиссера / режиссерки Арианы Луиз-Сэз в российском прокате от компании Russian world vision. Приятный жизнеутверждающий проект о самоубийстве, эвтаназии и новой жизни, без гендерной нейтральности и гей-пропаганды.
Саша (Сара Монтпети) в фас скорее Амели, чем Уэнсдей, — другая. И дело даже не в том, что она — вампир, как и ее сородичи, что стареет она примерно с такой же скоростью, как славянская нечисть домовые типа Кузи и Нафани (если наша нечисть меряла возраст веками, то канадская скромнее, десятилетиями).
Все гораздо сложнее. Саша, она другая среди других. Когда на сорокалетие — то есть по-человечески десятилетие — родители подарили ей синтезатор, Саша заиграла на нем сразу и уже не останавливалась. Из этого можно заключить, что у девочки тонкая душевная организация, вовсе не вампирская. Видимо, чтобы не отпугнуть целевую аудиторию слишком глубоким культурным срезом, Луиз-Сэз старалась избавиться от христианской атрибутики и прочих жанровых признаков готического фильма и романа. Канадские вампиры — люди неверующие, живущие каким-то частным бизнесом, явно не госслужащие и не сотрудники правоохранительных органов, иными словами одно из многочисленных меньшинств Канады, при этом явно с корнями не из североамериканского континента. Семья ее держится особняком, но все члены живут под одной крышей. Отец, мать, две дочери, одна из которых Саша, и бабушка, которую не отправили в дом престарелых, следовательно, семейство старается помнить о своем восточноевропейском происхождении.
Впрочем, проблема Саши не в этом. Она пьет кровь (точнее, плазму) только потому, что иначе умрет. Однако добывать ее не может (у нее в самый ответственный момент никак не могут вылезти клыки), да и вообще она живо интересуется скорее человеческой духовностью, чем резус фактором.
С подобным отношением к жизни Саша примерно пубертатного возраста довольно быстро перемещается в еще одну группу — анонимных самоубийц. Сидя в кругу людей, она деликатно пытается рассказать о своей проблеме. Внимательно ее слушает только один участник, школьник старших классов Поль (Феликс-Антуан Бенар), — Сашу он встречал и раньше, но при не очень выясненных обстоятельствах, — который хочет убить себя просто потому, что может.
Да, естественно, догадка верная, и вы получаете от нашего издания 500 бонусов на косплей в черном в черную пятницу — шутка, — между молодыми людьми, словно короткое замыкание в квартире, проскочила негласная договоренность помочь друг другу в преодолении сложных жизненных обстоятельств.
Вердикт
Ариана Луиз-Сэз прописывает этот социальный подтекст очень старательно, чтобы у зрителей не возникло сомнений, что смотрят они не просто очередной мистический слэшер, а авторское кино для широкого зрителя образованного, профессионального кинематографиста с бэкграундом.
Вампиры это не только вампиры, но и тонкая аллюзия на современное общество, где важно не столько себя найти, сколько подтвердить свою готовность быть лояльным. Саше и Полю повезло гораздо больше, они вписались в новый мир по крайней мере со страстью.
А вы любите необычные решения сюжетов о вампирах?