Интервью для сайта American Masters
Сценарист, режиссер, музыкант и создатель комиксов Джон Карпентер - один из самых известных имен в современном жанре ужасов.
Среди его эклектичной фильмографии - режиссер и соавтор эпохального слэшера "Хэллоуин" 1978 года с бюджетом в 300 000 долларов, сиквелы которого продолжают выходить в кинотеатрах и по сей день. Среди других его фильмов - "Туман", "Кристина", "Побег из Нью-Йорка", "Нечто", "Большой переполох в маленьком Китае" и "Чужие среди нас". Помимо сценария и режиссуры, он пишет и исполняет оригинальные композиции для большинства своих фильмов. В последние годы он уделяет много внимания оригинальной музыке, о чем свидетельствуют его альбомы "Lost Themes" и "Lost Themes 2".
Поскольку действие многих ваших фильмов происходит в Лос-Анджелесе, я надеялся, что вы сможете немного рассказать о Лос-Анджелесе и о том, насколько это место важно для вас.
Джон Карпентер: Я поступил в киношколу при Университете Южной Калифорнии в 1968 году. Джон Форд, Альфред Хичкок, Орсон Уэллс. Я видел всех этих парней в киношколе. Они все приходили и разговаривали с нами. В моем классе был Орсон Уэллс, был Говард Хокс. Отличное было время. Но я отвлекаюсь. Лос-Анджелес - это было как возвращение домой. Я должен был родиться здесь. Я должен был вырасти здесь. Это мой дом. Я люблю Лос-Анджелес. У нас есть все. У нас есть океан. Горы. Есть снег, если подняться достаточно высоко. У нас много преступности. У нас много красивых девушек. Здесь, в Лос-Анджелесе, самые красивые девушки в мире, и здесь отличная музыкальная сцена. И то, что я узнал о кино, я узнал именно в Лос-Анджелесе, поэтому он всегда был очень важен для меня как город, в котором я жил, и я люблю снимать фильмы о нем.
Не могли бы вы рассказать нам о том, как проходит процесс написания партитур к фильмам?
Джон Карпентер: Большинство из них импровизируются на синтезаторе, в основном я использую синтезатор. Моя музыкальная карьера кинокомпозитора началась в киношколе. В киношколе у вас нет денег на композитора или оркестр. Поэтому вам приходится искать способ сделать музыку, которая будет звучать масштабно или достаточно масштабно для вашего фильма, и способ сделать это - синтезатор. Потому что с помощью синтезатора можно создать несколько дорожек, которые будут звучать как оркестр или как Switched-On Bach (альбом Венди Карлос состоящий из музыки Баха исполненной на синтезаторе Moog), или как страшный фильм, или как боевик и все такое. Вот с этого я и начал. Первой моей партитурой была "Темная звезда", я даже не могу сказать, какой синтезатор я использовал, но он был очень примитивным, а затем "Нападение на 13-й участок" и "Хэллоуин", а потом я просто начал одну за другой делать партитуры к своим фильмам. С годами технологии и синтезаторы становились все лучше. Но по сути это клавиатура, на которой можно вызывать различные звуки. Сейчас это можно сделать на компьютере, просто врубив программу, а в старые времена, во времена ламповых синтезаторов, приходилось настраивать синтезатор, выбирать пилообразную волну или любой другой звук. Я, конечно, ничего в этом не понимал, поэтому мне приходилось просить кого-то сделать это за меня. И вот тут-то и возникли все мои рабочие связи, этим людям приходилось работать с машинами, с которыми я не мог справиться сам. Все, что я мог сделать, это сесть за клавиатуру, сказать: сделай так чтобы она звучала как глубокий бас, и они делали это, а я играл, и все. Поначалу я просто играл музыку, а потом нарезал ее в разных местах. Но со временем я стал играть под картинку к фильму, что очень здорово.
Какова была реакция людей на эту музыку в самом начале?
Джон Карпентер: Безразличие, хаха, полное безразличие. Моей первой претензией на славу была тема к фильму "Нападение на 13-й участок". Кто-то в Англии сделал кавер-запись этой темы и выпустил ее синглом, который назывался, кажется, "Can't Beat the System". Боже, это было ужасно, ужасно. Но реакция не была особо сильной, знаете ли, только спустя время люди обратили внимание на мою музыку.
Как возникла тема песни к фильму "Хэллоуин"?
Джон Карпентер: Мой отец купил мне пару бонго барабанов на Рождество, когда мне было 13 лет, и он научил меня игре в пяти четвертях, "пам-пам-пам" ( напевает тему из Хэллоуина). Я подумал, что это умно. Я сел за пианино одной рукой играл" пам пам пам", а другой сыграл октавы - вот что получилось. Я показал фильм одному продюсеров без музыки, что было большой ошибкой. Никогда не показывайте никому фильм, если он не полностью готов. И он сказал, что это вообще не страшно, меня ничего из этого не пугает. А потом, знаете, фильм вышел с музыкой и все стало гораздо страшнее. Это была моя месть, хаха, жаль что она свершилась уже после, вот моя главная проблема, но это уже другая история.
Вы так же издали два альбома которые называются Lost themes, у вас есть какие нибудь истории связанные с песнями на них, или они были изначально задуманы без сюжета?
Изначально они были придуманы без сюжета, но они звучать как саундтрек. Что я имею ввиду под этим, что они сочинены как будто саундтрек.
Первый Lost themes я начал записывать со своим сыном Коди. Мы играли с ним в видеоигры, потом спускались вниз к компьютеру с музыкальными программами, импровизировали в течении часа, потом возвращались играть в игры дальше, снова спускались импровизировали, и спустя какое-то время у нас было записано, я не знаю, примерно час музыки. На тот момент я как раз недавно нанял адвоката который занимался моими делами с музыкой и она спросила у меня если у меня какие-то новые записи, и я отправил ей те вещи что мы импровизировали. И два месяца спустя у меня на руках контракт на запись альбома. Вау это так легко , почему я раньше этого не делал, шучу, я был очень взволнован. Вот так я и начал все это. С тех пор я, мой сын Коди и крестный Дэниэл записываем, миксуем, выступаем вместе. И мы решили перевыпустить все мои темы из фильмов с 1974 по восемьдесят какой-то год.
Итак что касается написания музыки ваш подход в основном инстинктивный и импровизационный, но когда речь идёт о фильма я вижу что у вас было много коллабораций и соавторов, можете рассказать что процесс коллабораций значит для вас?
Поначалу все было по другому. После того как я закончил свой первый фильм "темная звезда" у меня появился агент, что стало большой удачей для меня. Он сказал мне что я должен проложить путь в этот бизнес через сценарии. Я такой, правда? Разве они теперь не будут нанимать меня как режиссера? Нет. И с тех пор мне пришлось стать буквально машиной для идей, и пытаться продавать их. И какое-то время я неплохо зарабатывал с этого. Я приходил, меня нанимали написать например про то как змеи атакуют город, ок я брался и у меня было два три месяца чтобы написать сценарий. Я садился и за две недели писал набросок сценария, а потом ходил на свидания с девчонками, смотрел кино и занимался другими вещами пока уже не наступал последний срок сдачи, тогда в последние минуты я садился и дописывал все основываясь на своих набросках. И я получал за это неплохие деньги, я неплохо жил, но это было не то чем я хотел заниматься, но в конечном итоге это позволило мне прописать в индустрии и делать то что я хотел, стать режиссером.
Как вы думаете, как жанр ужасов изменился за последнее время?
Он прошел небольшую эволюцию, например в ранних двухтысячных мы переснимали японские фильмы ужасов у которых был свой небольшой кодекс, свой собственный стиль, как например у Проклятья или у Звонка. А сейчас мы в стадии осознания ужаса, где режиссер и зрители уже знают все клише и они дразнят зрителя ими, я не знаю когда это началось наверно с Крика, хоррора для умников, но это ок, это работает. Ужасы всегда смотрели в сторону комедии в какой то момент, и обычно это и было отражением конца цикла. Цикл монстров Юниверсал типа Дракулы, Франкенштейна, Человека волка начался в тридцатых, а в сорок восьмом году вышел Эбботт и Костелло встречают Франкенштейна это была комедия которая в каком то роде предрешила судьбу этих фильмов. Вот так все обычно и идёт.
Ужасы всегда были с нами и всегда будут, они меняются с культурой, десятилетиями, с людьми, но все в мире будут боятся каких-то вещей. Все на планете бояться чего-то, мы все рождены испуганными, какой-то большой незнакомец шлёпает нас по заднице когда мы рождаемся, ещё есть смерть, мы боимся умереть, боимся утраты идентичности и близких, боимся получить увечие и физической или эмоциональной боли. Не важно что это, но ты боишься и я тоже, страх это универсальный язык на котором говорят в фильмах ужасов, и ужас эволюционирует вместе с обществом. И с тех пор как я начал снимать ужасы, очень малую часть из них можно назвать великими, некоторые хорошими, многие неплохими, а большую часть кусками дерьма. И так было всегда.
Есть ли момент в написании сценария где вы понимаете что да, сейчас что то хорошее получится?
До самого конца написания фильма я думаю: Господи, кто нибудь, уберите это дерьмо от меня подальше. Ты знаешь, я написал и спланировал столько разных вещей которые оказались не тем что я желал, так что невозможно инвестировать в это. Ты всегда думаешь, да это что у тебя есть что то интересное, ты всегда думаешь о это уникально, это великолепно, я люблю это. Но все остальные нет, хаха. И ты двигаешься дальше, это жизнь.
Вы занятой человек, делаете много вещей, можете рассказать поподробнее чем вы сейчас занимаетесь?
Я не занятой человек это моя жена занятая, она выпускает линию наших комиксов, она делает большую часть работы а я просто вешаю на это своё имя чтобы заработать денег, хаха. У нас есть "Убежище" "Хэллоуинские истории" это страшные истори, но сейчас на подходе и научная фантастика и это целый новый мир для меня, это круто. Это другая форма искусства которая имеет некоторое сходство с фильмами, и некоторое сходство с раскадровками, но по своему очень отличается отличается от них, и это очень весело.
Как вы подбираете истории для них?
Придумываю сам или нахожу талантливых людей которые придумывают их, у нас есть очень много классных писателей, Стив Найлз помогал нам, Джеймс Ниннес, а их рисунки, о мужик, эти парни талантливые!
Даже я сдедал книгу другую историй, это весело!
У вас сейчас есть любимая среда в которой вы работаете?
Моя предпочитаемая среда это сидеть напротив телевизора и либо смотреть баскетбол, либо играть в видеоигры. Это мой предпочтительный образ жизни. Моя мечта сейчас как человека, когда я стал старше и практически покинул режиссерское кресло, я хочу ничего не делать и зарабатывать деньги ничего не делая. Это моя мечта. И если вы хоть как то можете помочь мне достичь её, то я очень ценю это, хахах.