Обещания родных производителей наконец-таки выпустить на рынок нечто отечественное, начались задолго до официального исхода брендов из страны. И ладно бы заканчивались успехом. Но, практика показывает, что на выходе мы либо получаем клон китайского ноунейма, либо и вовсе предприятие-банкрот, которое просто сливает проект…
В Тольятти официально и бесповоротно прекратил свое существование электромобильный стартап Zetta, который должен был выпустить на рынок двухместный бюджетный электрокар еще в 2020-м. Всем привет, вы – на канале Токидоки, я – все еще Тимофей Корнеев, и сегодня у меня, как и у вас один большой вопрос: куда делись 570 млн рублей, инвестированных в проект?
На самом деле, для автомобилестроения сумма несущественна, но это в том случае, если речь идет о таких гигантах как ВАЗ, ГАЗ и т.д. А когда на сцену выходит вот такая «частная» история, то очень хотелось бы знать кто, как, почему и на каких основаниях выделял государственные субсидии. Например, только Минпромторг «закинул» туда около 200 млн.
Нет, понятно, что в далеком даже доковидном 2018-м, когда стартап презентовался, получить собственный бюджетный электрокар, пусть и собранный как Лего из деталей разных производств – было бы приятно. Да, батареи заказывались чуть ли не на Ali Express, но с этим можно было бы разобраться со временем.
Но время шло, и уже в 2020-м возникли вопросы, которые, правда, быстро погасли под натиском мировой пандемии. Но вот уже и пандемия прошла, машины все нет, а разработчики уверяют, что им не хватает всего-то каких-то жалких 100 млн, которые им ни банки, ни фонды давать больше не хотят.
И такая история максимально непонятна по одной простой причине: если уже вложено полмиллиарда, а не хватает всего 20%, то отказываться от проекта уже нерентабельно. И раз финансирование не было изыскано, то возникает логичный вопрос: а на какой стадии был стартап, когда ему отказали в дальнейшем финансировании? Может быть на такой, что даже чинуши, распределяющие казенные деньги посчитали его либо фейком, либо настолько сырым, что сотней миллионов дело бы не обошлось, и вложить бы пришлось в несколько раз больше того, что уже потрачено?
И если дело обстоит так, то кто ответит за потраченные впустую деньги после того, как Zetta «приказала долго жить»? «Лишние» полмиллиарда вполне можно было бы вложить, например, в разработку своей электробатареи, или довести до ума какой-нибудь узел в условной новой модели Lada. Несмотря на все претензии к ним – они хотя бы реальны.
В итоге, вопросов в этой истории гораздо больше, чем ответов. Но самый главный из них: сколько еще вот так денег роздано на различные «стартапы» начиная с Ё-мобиля, и не хватило ли бы их на реальную российскую модель, если бы они попали в правильные руки?