Те, кто посетил сегодня музей-заповедник «Коломенское» наверняка набредал на нелепое каменное изваяние, притаившееся за двухэтажным корпусом Клюшничьих палат и почти слившееся с его серыми стенами. Обычно посетители равнодушно проходят мимо него, даже не подозревая какая тайна заключена в этом, столь мало приглядном с виду истукане. Не счесть, сколько романтических повествований и таинственных загадок с ним связано!
Это - так называемая каменная «баба». Сию древнюю каменную статую привезли в Коломенское еще в 1930-х годах. Она не является археологической редкостью, и вместе с бивнями мамонтов, служит обязательным украшением любого уважающего себя отечественного краеведческого музея. Естественно, и Коломенское не стало в этом отношении исключением. Но, не смотря на такую известность, истинное происхождение грубо вытесанной из глыбы крупнозернистого песчаника неуклюжей фигуры доподлинно неизвестно. До сего времени никто так вразумительно и не объяснил кому, а главное, зачем понадобилось творить этих вот «уродцев» в таком количестве.
В XIX-м столетии этими диковинными статуями, разбросанными по степям Причерноморья, было модно украшать тамошние помещичьи усадьбы. Барскому примеру последовали власти южных городков, которые стали устанавливать их для обозрения в городских садах. Затем, до них добрались любители старины, и они оказались в музейных экспозициях.
Начало активному освоению Дикого поля положил XVIII-й век. В дотоле недоступные земли хлынули русские переселенцы. С легкой руки малограмотных крестьян и солдат несуразные скульптуры начали называть «девка камена», а впоследствии, просто «каменная баба». Однако, это вовсе не означало, что те изображали собой именно женщин. Во всяком случае, все предпринятые археологами попытки определить их, образно говоря, половую принадлежность оказались несостоятельными.
Среди огромного множества «баб» встречаются фигуры и с усами, и с косами, при этом некоторые «вооружены» саблями, а на голове имеют, что-то типа воинского шлема. Однако, чаще попадаются статуи абсолютно «голые», держащие в руках непонятный предмет, принимаемый археологами почему-то за некую «ритуальную чашу».
Некоторые исследователи, почему-то приписывают каменных «баб» половецкой культуре XII-го столетия. Действительно, до нас дошли некоторые сведения, согласно которым половцы якобы поклонялись им, как родовым идолам, иными словами, считали их своими символическими отцами, хотя известно, что у половцев был культ Тенгри или почитание Вечного Неба. В самом деле, по-тюркски слово «баба¢» означает отец. Но такое название идола уже фактически современное, а как именовали их сами половцы, да и поклонялись ли они им в действительности, никому доподлинно неизвестно.
Между тем, каменные «бабы», подобные «половецким», встречаются не только в Причерноморье. В бескрайних степях Казахстана, Алтая, Тувы, Монголии нередко можно встретить похожие изваяния только более примитивные в своем исполнении. Нередко, это просто каменные столбы или плиты с вырезанными на них антропоморфными изображениями. Но их типаж хотя и в разных вариациях по сути везде один и тот же. Это сложенные на животе руки, держащие некий предмет, пусть это будет «ритуальная чаша», большие круглые глаза и широкий рот. Иногда на боку имеется сабля.
Первые русские поселенцы нашли некоторых каменных «баб», стоящими на курганах, от чего их первоначально принимали за древние надгробия. Однако, впоследствии, археологические раскопки опровергли это предположение. Все погребения под такими «бабами» относились к другим, более ранним эпохам, чем та, когда гипотетически должны были устанавливаться статуи. Получается, каменные изваяния ставились не собственно над могилой сразу после погребения, а уже значительно позднее. Те, кто водружал их туда, просто использовали курганы в качестве господствующей над местностью высоты. По сути половцы таким образом могли столбить территорию, принадлежащую тому или иному роду. Божок всего лишь играл роль некого пограничного знака. Точно также поступали и русские крестьяне, иногда тащившие «баб» на свои межи.
Тут самое время задаться вопросом, а откуда собственно у половцев, склонных к полукочевой жизни, взялись эти громоздкие каменные статуи? Будь они плодом их творчества, археологи давно бы уже обнаружили следы мастерских, где ваяли этих самых идолов или каменоломни откуда брали для этого камень. Однако, ничего подобного нет хотя весь Юг России их экспедиции изрыли уже, наверное, вдоль и поперек еще с XIX-го века. А раз так, получается, что половцы для своих целей всего лишь собирали в степи уже готовых каменных «баб», брошенных кем-то задолго до их появления в этих местах. Следовательно, и они имели к ним точно такое же отношение, как и мы сегодня.
* * *
Кстати, кроме «половецких», есть еще и другие «бабы», которых ученые относят, то ко временам скифов, то вообще к эпохе бронзового века. Одним словом, напрашивается вывод, что столь странный обычай «лепить» каменных «баб» издревле был широко распространен на просторах Евразии, а если посмотреть еще шире, то и в других местах планеты тоже. В частности, похожие по стилю изваяния найдены в Южной Америке, и на островах в Тихом океане. Например, на Маркизовых островах, на острове Пасхи и некоторых других. А это не одна тысяча километров от половецких степей. «Это - невероятно?!» – воскликнет ортодоксальный археолог.
Но посмотрим объективно на имеющиеся сегодня их фото и описания. Если попристальней вглядеться в некоторых гигантов с таинственного острова Пасхи или статуй в Полинезии, то можно сразу заметить их определенное сходство с нашими так сказать «половецкими» каменными «бабами». Все та же «каноническая» поза и иногда даже что-то похожее на знакомую нам «ритуальную чашу» на пузе. Скульптуры, сделанные в аналогичном стиле есть и в Южной Америке на руинах древнего города Тиуанако у озера Титикака.
Как люди, жившие практически в разных концах Света, ваяли столь похожих друг на друга каменных истуканов? Конечно, назвать их абсолютно точными копиями нельзя, везде они носят некоторую «национальную» особенность, но вот определенный канон или, если хотите, стиль в них явно прослеживается и его, совершенно очевидно, придерживались и неведомые ваятели Коломенского экспоната. Вот – настоящая загадка!
Все эти факты наводят на мысль о существовании в отдаленном прошлом некой могущественной протоцивилизации, распространявшей свое влияние огромные территории от Южной Америки до Причерноморских степей. Иначе, чем объяснить присутствие столь похожих памятников в местах удаленных друг от друга на многие тысячи километров?
Впрочем, ответ можно найти, решив одну простую логическую задачку. Попробуйте представить себя на месте археологов будущего, которые станут производить раскопки спустя несколько тысяч лет после нас. Интересно как они объяснят факт находки статуй Ленина, где-нибудь на Кубе, в Северной Корее, под Великим Новгородом, в Бурятии или в Анголе? Причем самых разных размеров от мелких до гигантских. Думается, что в фантастических гипотезах у них недостатка тоже не будет.
* * *
Между тем, анализ географии каменных баб показывает, что их родиной вполне может быть гипотетический материк в Тихом океане так называемая Пацифида. Цивилизация на нем существовала еще в самые далекие эпохи, порядка 12 000 лет назад. Очевидно материк и собственно цивилизация погибли, но по какой причине остается загадкой. Может быть тут имела место какая-то вулканически-сейсмическая катастрофа. Но бесследно материк не исчез, а частично сохранился в виде Тихоокеанских островов, на которых и были обнаружены странные каменные истуканы.
Так древний город Тиуанако на берегу озера Титикака по некоторым данным являлся морским портом, который в результате геологических сдвижек земной коры оказался высоко в горах. Остров Пасхи возможно и не являлся частью затонувшего материка, но находился где-то поблизости от него. На этом острове, как раз и обнаружено самое массовое производство изваяний, причем самых разных размеров, достигающих порой и десятка метров. Даже беглый взгляд на эти статуи говорит о том, что их ваяние, транспортировку и установление неожиданно прекратили по каким-то непонятным нам сегодня причинам.
Что задумывали ваятели на острове Пасха? Может быть некий мемориально-религиозный комплекс, а довести работы до конца не позволили какие-то обстоятельства. Рабочие в одночасье бросив все дело и просто ушли с острова. Подобные, вроде бы ни с того ни с сего, брошенные памятники мы можем наблюдать кстати и в наше время. Декорации только несколько иные, а суть та же помешали трагические обстоятельства.
Ортодоксальные исследователи почему-то серьезно занижают возраст истуканов, как и в случае с нашими «половецкими бабами». Однако, если следовать логике и здравому смыслу, то ваять их каким-то немногочисленным залетным переселенцам в XIV-м - XVI-м столетиях было просто незачем. Во всяком случае об этом бы осталась память у потомков, а они ничего членораздельного по этому поводу сказать не могут.
Иными словами, когда они прибыли на остров, статуи там уже были, то есть они такие же их авторы, как и пришедшие за ними европейцы. Та же ситуация и на других Тихоокеанских островах, где найдены похожие изваяния. Местные жители ничего толкового по поводу их происхождения сказать не могут. Получается, что они к ним тоже никакого отношения не имеют. Кроме того, человек ленив по своей натуре, чтобы добровольно совершать столько лишних и трудных телодвижений, связанных с ворочанием тяжелых каменных глыб.
Вообще, если подумать, то можно прийти к выводу, что создать такой комплекс, как «статуи острова Пасха» могла лишь высокоорганизованная цивилизация. Посудите сами, без разделения труда тут просто не обойтись. Кто-то должен был ваять статуи, кто-то перемещать и ставить их на место. Кто-то должен был отвечать за снабжение орудиями труда и продуктами питания, кто-то кормить рабочих, которых должно было быть минимум несколько тысяч. Те немногие аборигены, которых застали уже европейцы, едва ли смогли бы осуществить все это своими силами.
Конечно мы сегодня можем только гадать, что представляла собой цивилизация загадочной Пацифиды. А без этого невозможно понять каковым было назначение всех этих истуканов и их место в тогдашней культуре. Ясно только одно, каменные «бабы» являлись предметом искусства, поставленного на своего рода поток. Очевидно, у древних скульпторов были свои понятия о совершенстве и изяществе. Овальное лицо, округлая фигура со вздутым животом, коротенькие ножки, согласитесь, как все это далеко от идеалов хотя бы античной красоты. И при всем этом, сложно встретить хотя бы пару совершенно одинаковых изваяний.
К сожалению, изучение каменных «баб» осложняется одним немаловажным обстоятельством. Отыщись хоть одна ни разу не перемещенная с того самого места, куда она была изначально поставлена, множество вопросов решилось само собой бы. Увы, беспокойные потомки их древних создателей на протяжении столетий, а может и тысячелетий, не раз перетаскивали истуканов с места на место. Теперь определить их первоначальное положение и сделать какие-нибудь предположения об их назначении едва ли кому будет под силу. А без этих знаний каменные «бабы» так и останутся таинственными памятниками Прошлого нашей планеты, будоражащими фантазию современного человека.
Евгений Иванов