Найти тему
Швец, чтец и игрец на дуде

Удивительный эксперимент: по зубам ли вам роман Бланшо?

Только недавно мы с вами обсудили, как здорово понимать (побеждать) всё более сложную литературу, и вот мне попадается роман Мориса Бланшо «Всевышний», который язвительно подмечает: «девочка, тебе ещё расти и расти».

В целом произведение оставило отличное послевкусие, но я осознаю, что его глубина для меня скрыта, не хватает основ понимания феномена Бланшо, но давайте обо всём по порядку.

Оформление романа прям в сердечко
Оформление романа прям в сердечко

Морис Бланшо сам по себе интересная фигура. Некогда очарованный фашизмом, после оккупации родной Франции кардинально поменял свои взгляды и помогал семье друга-еврея, работал в консервативной газете, но тайно состоял в Сопротивлении.

Но нас, конечно же, в первую очередь интересуют его игры со словом.

Бланшо точно не тот автор, который писал, чтобы понравиться читателям и снискать славы, его смелые эксперименты кажутся попытками разобраться в себе и мире, словно личные дневники, не предназначенные для многочисленных глаз.

Морис Бланшо
Морис Бланшо
Писатель отгораживается от мира, чтобы писать, а пишет, чтобы умереть спокойно

Автор пишет несколько громких эссе, в манифесте «Литература и право на смерть» прослеживается центральная тема всех трудов Бланшо – философия смерти, а так же зарождается вопрошание вокруг понимания литературы как таковой.

Заигрывания со словом и языком приводят к роману «Всевышний» – эксперименту по переносу идей эссе в экспериментальную французскую прозу 1940-х.

Я знала, что творчество Бланшо, мягко говоря, не самое простое для чтения и восприятия, но решила, что час настал сейчас.

Ключевая же ошибка заключалась в том, что сначала стоило бы ознакомиться с базисом – литературными эссе и биографией писателя, чтобы понять его философию и попасть в такт мысли, но я этого не сделала.

Как итог, «Всевышний» поразил меня фрагментарно, но не сложился в целостную концепцию, словно обрывки случайных фраз, которые привлекают внимание, но не позволяют уловить суть разговора.

К удивлению, сюжетно роман показался мне достаточно слаженным, интересным и многогранным, хотя многие рецензенты почему-то пишут об его отсутствии или малозначимости.

Главный герой романа Анри Зорге – мелкий чиновник, который добросовестно трудится на государство.

Но в какой-то момент Анри сковывает неизвестная болезнь, он вынужден уйти на больничный, во время которого знакомится с новым соседом - мятежников, который пытается открыть глаза главного героя на его любимое государство.

С этого момента повествование словно сходит с ума, а мир Зорге, внешний и внутренний, начинает претерпевать странные изменения.

Зорге вдруг понимает, что живёт внутри тотальной диктатуры, как гром среди ясного неба в городе начинается пандемия, управляемая государством (даже ничего не говорите), привычный комфортный мир Зорге в один миг поражают страшные социальные и биологические болезни, пускающие метастазы во все сферы жизни.

Главный герой мечется, находит утешение в бесконечных диалогах со знакомыми и незнакомыми людьми, неожиданно проваливается в сюрреалистичный кошмар детских травм благодаря откровенно странной сестре, а огромный мегаполис тем временем сужается к маленькой квартире Зорге, которая превращается в палату диспансера.

Звучит как параноидальный трип или вязких бредовый сон, но на самом деле все события более чем оправданы, это четкий портрет внутреннего и внешнего мира маленького человека, который теряется перед лицом всеобщего хаоса, когда привычные догмы рассыпаются в прах.

Удивительным образом произведение умудряется сочетать в себе множество кусочков разной жанровой принадлежности: здесь вам и антиутопия, и философский трактат, и даже немного хоррора. Реализм постепенно скатывается в сюрреализм, а читатель, словно тонущий муравей в бурном потоке, пытается хвататься за любые соломинки здравого смысла, но чувствовать твердую почву под ногами здесь не выйдет: то яма, то канава.

И вроде понять автора не так уж и сложно, легко прощупывается посыл, а бесконечные, казалось бы, бессвязные диалоги раскрывают широчайший спектр проблематик, поднятых автором, побуждая бесконечно вырывать себе на память великолепные цитаты, но не покидает ощущение, что ты что-то упустил, недопонял, не проникся, словно между строк зашифрована тайна, но шифр оказался не по зубам. Это не дает мне покоя. С другой стороны, как говорит главный герой:

Когда, как я, все понимаешь — это ад

Возможно, философии Бланшо, бесстрашно стремящейся к смерти как к новому началу, пока стоит оставаться для меня недоступной, а дальше, через года, к роману я обязательно вернусь.

Напоследок хотелось бы отметить, что все эти жуткие слова о философии смерти и безысходности, наверное, заставили вас представить роман очередным депрессивным болотом, но, к удивлению, несмотря на все события, воспринимается он даже с лёгкой толикой надежды.

Закругляюсь.

Позвольте только оставить ещё одну понравившуюся цитату:

Но сегодня ты в одно и то же время был подозреваемым, осужденным, казненным, и, вне всякого сомнения, со смертной карой над зарезанными или расстрелянными несчастными верши-лось то самое преступление, за которое это наказание должно было служить расплатой.

Читали автора? Рискнете?

-3