Только недавно мы с вами обсудили, как здорово понимать (побеждать) всё более сложную литературу, и вот мне попадается роман Мориса Бланшо «Всевышний», который язвительно подмечает: «девочка, тебе ещё расти и расти».
В целом произведение оставило отличное послевкусие, но я осознаю, что его глубина для меня скрыта, не хватает основ понимания феномена Бланшо, но давайте обо всём по порядку.
Морис Бланшо сам по себе интересная фигура. Некогда очарованный фашизмом, после оккупации родной Франции кардинально поменял свои взгляды и помогал семье друга-еврея, работал в консервативной газете, но тайно состоял в Сопротивлении.
Но нас, конечно же, в первую очередь интересуют его игры со словом.
Бланшо точно не тот автор, который писал, чтобы понравиться читателям и снискать славы, его смелые эксперименты кажутся попытками разобраться в себе и мире, словно личные дневники, не предназначенные для многочисленных глаз.
Писатель отгораживается от мира, чтобы писать, а пишет, чтобы умереть спокойно
Автор пишет несколько громких эссе, в манифесте «Литература и право на смерть» прослеживается центральная тема всех трудов Бланшо – философия смерти, а так же зарождается вопрошание вокруг понимания литературы как таковой.
Заигрывания со словом и языком приводят к роману «Всевышний» – эксперименту по переносу идей эссе в экспериментальную французскую прозу 1940-х.
Я знала, что творчество Бланшо, мягко говоря, не самое простое для чтения и восприятия, но решила, что час настал сейчас.
Ключевая же ошибка заключалась в том, что сначала стоило бы ознакомиться с базисом – литературными эссе и биографией писателя, чтобы понять его философию и попасть в такт мысли, но я этого не сделала.
Как итог, «Всевышний» поразил меня фрагментарно, но не сложился в целостную концепцию, словно обрывки случайных фраз, которые привлекают внимание, но не позволяют уловить суть разговора.
К удивлению, сюжетно роман показался мне достаточно слаженным, интересным и многогранным, хотя многие рецензенты почему-то пишут об его отсутствии или малозначимости.
Главный герой романа Анри Зорге – мелкий чиновник, который добросовестно трудится на государство.
Но в какой-то момент Анри сковывает неизвестная болезнь, он вынужден уйти на больничный, во время которого знакомится с новым соседом - мятежников, который пытается открыть глаза главного героя на его любимое государство.
С этого момента повествование словно сходит с ума, а мир Зорге, внешний и внутренний, начинает претерпевать странные изменения.
Зорге вдруг понимает, что живёт внутри тотальной диктатуры, как гром среди ясного неба в городе начинается пандемия, управляемая государством (даже ничего не говорите), привычный комфортный мир Зорге в один миг поражают страшные социальные и биологические болезни, пускающие метастазы во все сферы жизни.
Главный герой мечется, находит утешение в бесконечных диалогах со знакомыми и незнакомыми людьми, неожиданно проваливается в сюрреалистичный кошмар детских травм благодаря откровенно странной сестре, а огромный мегаполис тем временем сужается к маленькой квартире Зорге, которая превращается в палату диспансера.
Звучит как параноидальный трип или вязких бредовый сон, но на самом деле все события более чем оправданы, это четкий портрет внутреннего и внешнего мира маленького человека, который теряется перед лицом всеобщего хаоса, когда привычные догмы рассыпаются в прах.
Удивительным образом произведение умудряется сочетать в себе множество кусочков разной жанровой принадлежности: здесь вам и антиутопия, и философский трактат, и даже немного хоррора. Реализм постепенно скатывается в сюрреализм, а читатель, словно тонущий муравей в бурном потоке, пытается хвататься за любые соломинки здравого смысла, но чувствовать твердую почву под ногами здесь не выйдет: то яма, то канава.
И вроде понять автора не так уж и сложно, легко прощупывается посыл, а бесконечные, казалось бы, бессвязные диалоги раскрывают широчайший спектр проблематик, поднятых автором, побуждая бесконечно вырывать себе на память великолепные цитаты, но не покидает ощущение, что ты что-то упустил, недопонял, не проникся, словно между строк зашифрована тайна, но шифр оказался не по зубам. Это не дает мне покоя. С другой стороны, как говорит главный герой:
Когда, как я, все понимаешь — это ад
Возможно, философии Бланшо, бесстрашно стремящейся к смерти как к новому началу, пока стоит оставаться для меня недоступной, а дальше, через года, к роману я обязательно вернусь.
Напоследок хотелось бы отметить, что все эти жуткие слова о философии смерти и безысходности, наверное, заставили вас представить роман очередным депрессивным болотом, но, к удивлению, несмотря на все события, воспринимается он даже с лёгкой толикой надежды.
Закругляюсь.
Позвольте только оставить ещё одну понравившуюся цитату:
Но сегодня ты в одно и то же время был подозреваемым, осужденным, казненным, и, вне всякого сомнения, со смертной карой над зарезанными или расстрелянными несчастными верши-лось то самое преступление, за которое это наказание должно было служить расплатой.
Читали автора? Рискнете?