Сегодня в семьях детей мало, в основном 1-2, редко 3, поэтому ребёнок — это ценность. Не то что раньше, в 18 или 19 веках, когда рожали столько, сколько Бог дал. А он был довольно щедр, поэтому давал 10 детей и больше, правда, половина из них умирали во младенчестве.
Чем больше возможностей у родителей, тем больше эта ценность получает. Причем самому ребёнку так много всего не надо. Родители часто и не спрашивают его согласия, а просто загружают ребёнка подарками, развлечениями и бесконечными занятиями. Он настолько обалдевает от всего этого, что вообще перестаёт что-либо хотеть.
Я сама точно не знаю, где провести черту, которую не стоит переступать, желая дать своему ребёнку всё, что в наших силах, но сохранять некоторый дефицит необходимо.
Вообще, понятие самое лучшее: лучшая комната в квартире,
лучшие игрушки,
лучший детский сад,
лучшая школа,
лучший учитель — это по большому счёту фантазии, которые основаны на наших предположениях и мнении окружающих. И часто не имеют ничего общего с желаниями самого ребёнка. Особенно маленького, так как он пока не способен выражать собственное мнение.
В эту гонку за самым лучшим мы втягиваем своего ребёнка. И он с этим соглашается. А что ему делать? Он не знает, что может быть по-другому, и не имеет смелости нам сопротивляться. А мы, вкладывая в него по максимуму, ждём результатов. Даже, если не говорим это вслух. Но нашим ожиданиям нет предела. Они всё время растут. Ребёнок получил 4: «А почему не пять»? Он занял второе место: «А почему не первое?» Он написал контрольную: «А почему не участвовал в олимпиаде?» И так до бесконечности🙈
Плюс к этому ему ежедневно капают на мозги в школе и дома: если будешь плохо учиться, то плохо сдашь ЕГЭ, не поступишь в институт, пойдешь в армию или будешь работать на низкооплачиваемой работе.
В какой-то момент, чаще всего это бывает в подростковый период, ребёнок понимает, что нашим притязаниям не будет конца, и он закрывается от нас.
И один большой минус: во время этого забега на длинную дистанцию у ребёнка не остаётся времени на поиск себя: кто я, что я, что мне нравится.
Что же делать❓
Давайте пробовать:
— прежде всего опираться на свой здравый смысл
— определить, что для нас самих реально ценно, и какие навыки мы хотим передать ребёнку
— вспомнить, какими мы были в детстве, и что оттуда помогло нам во взрослой жизни
— не забывать, что мешало нам в детстве чувствовать себя счастливыми, что не нравилось в отношениях с родителями
— делать то, что удобно нам, не принося себя в жертву детям, они нас об этом не просят.
Мы с мужем старались создавать для наших детей хорошие условия жизни, кормить их вкусной и полезной едой, проводить с ними вместе свободное время, путешествовать, возить в различные секции, устраивать им увлекательные Дни рождения и уважать их интересы. Но мы никогда не спешили удовлетворять их хотелки. Они знали, что нужно поумерить свой пыл и уметь подождать, а то и вовсе заслужить желаемое.
Кстати, я недавно спросила своих средних дочек, почему они так рано захотели стать самостоятельными: со 2 курса института они начали работать и практически перестали брать у нас деньги. Хотя обе учились на дневном отделении. А мы не раз говорили, что будем содержать их, пока они получают образование. Но они отказались 😳 Объяснив это тем, что у них много желаний и масса идей, как их реализовать.
Хочешь накормить человека один раз – дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его эту рыбу ловить.
Но решать придётся вам, давать ребёнку рыбку или удочку😉