Часть юго-восточного Крыма, которая простирается вдоль моря к востоку от Коктебеля примерно до Феодосии, М. Волошин, поэт и художник, долгое время живший в Коктебеле, называл «Киммерией». Он настолько полюбил эти места, что присвоил им собственное, поэтическое название и не раз изображал их на своих дивных акварелях, посвятил им немало прекрасных поэтических строк. С легкой руки Волошина это название прижилось.
Но, чтобы побывать везде, пройти по этим пустынным холмам «с чувством с толком, с расстановкой», разделим это путешествие на два маршрута. Первый – от холма Кучук-Енишар, затем – к мысу Хамелеон, а оттуда – в поселок Орджоникидзе по бережку с купанием и обходом мысов по воде. Поэтому этот маршрут только для лета. О втором – в следующей части.
А мы знакомство с «Киммерией Волошина» начнём с могилы поэта на холме Кучук-Енишар. Взойдем туда от фирменного магазина коктебельского винзавода, по северо-западному склону. Он сравнительно пологий.
И вот мы на холме, у могильной плиты. Перед смертью Волошин указал это место и просил не сажать вокруг места своего последнего приюта цветов и деревьев, дабы ничем не нарушать здешней первозданной красоты.
Вид отсюда действительно замечательный. Нет, фантастический! Вокруг, насколько видит глаз, простираются обожжённые солнцем холмы; длинная спина хребта Узун-Сырт вдалеке; колоритный мыс Хамелеон, далеко выдвинутый в море; выгоревшее небо и морской простор, облитый сплошным расплавленным блеском... Та самая «Киммерия» Волошина, которая так вдохновляла его. Многие свои акварели он писал здесь, ловя изменчивую игру света и цвета на голых склонах пустынных холмов, иссушенных солнцем и размытых редкими, но бурными ливнями.
Отдадим дань памяти певцу Коктебеля, а заодно насладиться видами его «Киммерии», её простором и ширью, ощутим порывы неслабого ветра, вдохнём свежего воздуха – что может быть лучше? Ведь надышаться можно только ветром.
Надышавшись, спускаемся вниз по южному крутому склону. Держим курс на мыс Хамелеон. Старое его название – Топрак-Кая (Глиняная скала, тюрк.). Он сложен глинистыми породами вулканического происхождения, которые легко меняют цвет в зависимости от освещения и времени суток, отсюда и название. Вокруг мыса можно прогуляться по тропе и подняться на его вершину, – обозреть прибрежные окрестности. Там, наверху – самое интересное.
Экстремально узкая тропка ведет на самый край мыса по глинистому хребтику. Любителям экстремальных кадров тут есть, что поснимать. Но помня об осторожности и здравом смысле. За свои качества и экзотичность Хамелеон очень любим фотографами. Он – неотъемлемая часть волошинской Киммерии. Правда, постоянно осыпающаяся и потому меняющая свой облик. Глина – материал непрочный.
Спустившись с Хамелеона, отправимся в путь по берегу моря к Орджо. В Тихой бухте – популярное место отдыха, цивилизация всё настойчивей вторгается в эти, когда-то совсем пустынные места. Но пока «Киммерия Волошина» здесь ещё сохраняется в более-менее первозданном виде, сдерживает ее натиск. Надолго ли?
Пройдя людную Тихую бухту с песчаным пляжем, окажемся в ее малолюдной части, а затем на диком почти безлюдном побережье, в царстве чаек и черноголовых бакланов. Песчаный пляж сменяется каменными хаосами.
Причудливо изрезано побережье между Тихой бухтой и Орджо. Места на любителя – навалы камней и глыб, дикие бухточки, скально-глинистые сухие безжизненные склоны. Растительности почти нет. Чтобы пройти до самого конца, надо пару мысов обойти по воде, по-другому – никак. Но все преодолевшие этот путь будут награждены первозданной красотой здешних берегов. А также нескучным берегом, относительным безлюдьем и дикостью природы.
Нет-нет, да и мелькнут в море корабли генуэзцев. Или алые паруса на лодке. Места тут не только волошинские, но и гриновско-романтические...
Пройдя первый каменный хаос, окажемся в дикой бухте, западный край которой увенчан раскидистым деревом лоха серебристого, дающего спасительную тень в жаркий день. После тяжелого перехода по знойным сухим «киммерийским» холмам купание в безлюдной бухте и последующее безделье под сенью раскидистого лоха – заслуженная и выстраданная награда для усталых путников. Можно бесконечно плескаться в прозрачной теплой воде, наблюдать за жизнью чаек и бакланов, любоваться морем, нависающими скалами, прихотливыми изгибами здешнего побережья…
На несколько часов ты становишься полновластным хозяином целой бухты. Делай что хочешь, никто тебе не указ. Собственно, это и есть настоящее счастье. Пусть и краткое.
А потом идём дальше. Финальная часть прогулки по берегу подарит вам незабываемые впечатления и новые, неожиданные ракурсы волошинской Каммерии. Прибрежные скалы предстанут перед вами снизу, совсем в другом облике, во всей своей дикой необузданной красоте. Да еще в лучах заходящего солнца, в его мягком свете…
Людей совсем мало, а те, кто встретиться на пути – истинные любители отдыха в диких естественных местах подальше от людей. Как правило, отдыхают они без одежды, в полном слиянии с природой. Ну и правильно, в мокрых плавках гармонии с природой не достичь.
Самый сложный участок пути – обход мысов по морю. Надеваем резиновые тапки, предусмотрительно взятые с собой (босиком – неудобно и опасно). Одежду и обувь прячем в рюкзак. И бредём по воде, аки посуху. Обогнули один мыс, прошли по берегу безлюдной бухты и снова огибаем очередной мыс по воде. Разглядывая прибрежные скалы вблизи, трогая их руками…
С моря вблизи прибрежные скалы выглядят иначе, мощнее, суровей. Можно разглядеть какие-то детали, которые издалека не увидишь.
Дальше уже проще. Ещё с воды видим Орджо - нашу цель. Выбравшись на берег, надеваем привычную одежду, обувь и шагаем по тропе вдоль моря. Осталось миновать три мыса и две бухты между ними.
Людей снова много и чем ближе к посёлку – тем больше. Часть из них в одежде, часть – без. Такое тесное содружество натуристов и «текстильщиков».
Кстати говоря, знаменитый нудисткий пляж в Коктебеле тянется от восточной окраины поселка почти до самой Мертвой бухты. А традиции здешнего натуризма идут ещё со времен М. Волошина. В 1910 г. он выпустил свою книгу «Блики, Нагота», в которой пропагандировал идеи натуризма, т. е. близость к природе и слияние с ней. Эти идеи были поддержаны поначалу только творческой интеллигенцией и деятелями культуры, которых М. Волошин приглашал к себе в гости, в Коктебель. Постепенно на месте, где загорали и купались обнаженными сначала друзья и соратники Волошина, организовался первый в России стихийный нудистский пляж, который, несмотря на всяческие трудности и препятствия, дожил до наших дней. Хотя новой стройкой он уже вытеснен под береговой обрыв на самом востоке Коктебеля.
Таким образом, Волошин вместе со своими продвинутыми гостями (литераторами, художниками и их натурщицами) не только скинул одежды, загорая на море, но и подвел под это дело некую теоретическую и философскую базу. Можно сказать, что Коктебель и его окрестности – главное место для натуристов, на квадратный метр побережья их тут больше всего в Крыму. Причем, в отличие от заполненных старыми, пузатыми бюргерами европейских нудистских курортов, в Коктебеле большинство – молодежь. И это прекрасно! С эстетической точки зрения, разумеется.
Мы приближаемся к Орджо. Но места всё еще дикие и потому много палаток «дикарей» и их самих.
Ближние окрестности Орджо интересны для любителей фотосессий. Сделать несколько фотоснимков на фоне дикой крымской природы, чтобы затем покрасоваться в соцсетях – ныне популярное занятие. Требующее немалых усилий и терпения. Но чего не сделаешь ради собственного пиара. Да и со стороны наблюдать забавно...
Осталось совсем немного, и вот цивилизация окончательно приняла нас в свои цепкие объятия. Всё, первозданная природа закончилась, мы ступили на бетон набережной. Но приятные воспоминания о походе по дикому и прекрасному побережью будут греть всех его участников еще долго. Постепенно разжигая желание вновь вернуться в эти благословенные места. В «Киммерию Волошина»…
Продолжение следует...
Этот маршрут имеет протяженность около 10 км. Половина его проходит по гористой местности, а половина – по берегу моря. Источников воды – нет. С купанием, фотосессиями, отдыхом может занять до 8 ч. Поскольку тени не будет никакой обязателен головной убор и не менее 1,5 литров воды на человека. Нужна будет и крепкая обувь, по дикому берегу среди острых камней, валунов и глыб без неё будет плохо, риск травм большой. И еще надо запастись резиновыми тапками, которые крепко сидят на ноге, так как часть пути придется проделать по дну моря, огибая мысы. Босиком идти по дну скользко, неудобно и небезопасно. Но это лишь в том случае, если нет шторма. Когда штормит, обход мысов по морю весьма затруднен и опасен, лучше не рисковать и идти по верху.
Я люблю путешествовать по Крыму пешком. И вот об этих своих путешествиях в разные сезоны я и буду рассказывать в своем блоге. Кому-то они послужат руководством к действию, кому-то – просто интересной и полезной информацией, а кто-то захочет пройти под водительством автора по Крымским горам и предгорьям. Это возможно, поскольку я давно работаю гидом. Это в качестве саморекламы.