Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского.
В нашей рубрике мы посмотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии: из каких камней и минералов созданы здания и экспонаты музея.
В Главном штабе Эрмитажа можно увидеть работы Пабло Пикассо. Многочисленные ценители его творчества знают, что биография художника тесно связана с Россией. Его первая жена – Ольга Хохлова – была русской балериной, а картины Пабло Пикассо активно скупали русские коллекционеры Щукин и Морозов. Он был обладателем Ленинской премии и первым иностранным художником, чья выставка прошла в СССР. Но мало кто знает, что насыщенный зелёный цвет в картинах Пикассо также появился благодаря нашей стране. Дело в том, что для изготовления зелёного пигмента художник использовал минерал, который встречается только в приуральских регионах России. Предлагаем открыть завесу тайны и поближе познакомиться с историей загадочного камня.
Волконскоит – уникальный, не разбухающий в воде глинистый минерал, который относится к группе смектита класса слоистых алюмосиликатов. Он образуется при взаимодействии подземных вод, обогащённых хромом, с органикой – обломками стволов древних деревьев. В результате этого взаимодействия соединения хрома вместе с растворённым в воде железом, кремнезёмом и глинозёмом формируют зелёный минерал. Однако откуда в своё время взялся хром в приуральских реках – до сих пор не очень понятно. По мнению современных исследователей, это остаётся одной из главных загадок появления волконскоита.
В чистом виде волконскоит имеет зелёный цвет, но при наличии примесей оттенок минерала может меняться от травянисто-зелёного до фисташкового или же черновато-зелёного.
Сама история открытия минерала довольна необычная. В 1830 году под видом медного слитка крестьяне попытались продать непонятный зелёный камень горному инженеру Александру Волкову. В затвердевшей глине, насыщенной хромовым окислом, инженер распознал новый минерал и доложил об этом чиновнику Льву Алексеевичу Перовскому. Тот решил назвать минерал в честь князя Петра Михайловича Волконского, министра императорского двора, покровителя естественных наук, который в то время заведовал казёнными горнорудными предприятиями России. По более романтичной версии-легенде, камень был назван в честь жены декабриста – княгини Марии Николаевны Волконской, которая дважды проезжала через Пермскую губернию.
«Горный журнал» за 1830 год сообщал: «Волконскоит найден в июле 1830 года в Пермской губернии. Волконскоит имеет излом раковистый и в больших кусках делится по длине на слом. Цвет его травяной, к луково-зелёному приближающийся,... можно употреблять оный с выгодою… в настоящем зелёном цвете его на краску…».
Долгое время минерал считался не просто редким, но и загадочным. Каких только вариантов его происхождения не было: волконскоит принимали то за глину, то за разновидность меди.
Новая страница изучения минерала приходится на начало XX века. Молодой геолог Владимир Ильич Крыжановский отправился на Урал искать особую разновидность меди, которая залегала в песчаниках пермского возраста. Позднее он добрался до деревни Ефимята, где Александру Волкову продали тот самый волконскоит. Узнав, что Владимир Крыжановский ищет зелёный камень, крестьяне отвезли его в деревню Самосадки, на гору Каравашик. Именно там залегал волконскоит. Самым большим образцом оказалось тяжёлое цельное полено длиной в один метр.
Из деревни Самосадки геолог Владимир Крыжановский вывез около 50 килограмм волконскоита самых разных оттенков. Внутри крупных кусков минерала были окаменелые веточки древних растений. Камень залегал в полостях-пустотах «от выгнивших стволов», как писал в своём отчёте Владимир Крыжановский.
Задолго до официального открытия волконскоита с ним работали древнерусские иконописцы. Именно из него изготавливали зелёный пигмент для икон. Например, при написании знаменитой иконы XI века «Святые апостолы Пётр и Павел» в Новгородском Софийском Соборе. Официальное производство краски началось в 1927 году, когда Высшим художественным институтом на основе волконскоита была выпущена краска «Земля зелёная», которая остаётся популярной у художников и в наши дни. Из минерала можно было получать и другие цвета: от изумрудного, оливкового и насыщенно-зелёного до коричневого и чёрного. После запуска в СССР промышленной добычи волконскоита краску употребляли в двух главных целях: она шла на нужды художников и оборонной промышленности – камуфляжной зелёной краской из этого минерала покрывали броню танков и орудий.
Слухи о насыщенном зелёном камне дошли до Пабло Пикассо. По его просьбе из России ему выслали целый ящик волконскоита для изготовления пигмента.
В Эрмитаже представлено несколько картин художника разных периодов его творчества. Рассмотрим полотно «Фермерша», написанное в Ла-Рю-де-Буа. Пабло Пикассо изобразил госпожу Пютман, хозяйку дома, где он останавливался проездом.
Фермерша, видимо, настолько завладела его мыслями, что Пикассо написал её в двух вариантах: «Фермерша (в рост)» и «Фермерша (поясное изображение)». Обе картины были приобретены знаменитым коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным.
Фигура фермерши в рост так же монументальна, как и её поясное изображение. Она сложена из упрощённых и хорошо слаженных объёмов, заканчивающихся маленькой, как бы грубо вытесанной головой. Но в фигуре в рост появилось несколько очень выразительных акцентов: огромный выпяченный живот с вздёрнутой на нём юбкой – остро подмеченная жизненная деталь, и, конечно, руки-рычаги, руки-кувалды с налитыми агрессивной тяжестью кулаками.
Руки изображены в таком положении, какое бывает при ношении тяжёлых вёдер. Изначально художник именно так, с ношей в руке, и собирался написать фермершу, однако отказался от этой идеи, чтобы избежать избыточного бытописательства. Однако не случайно тень женщины выполнена в насыщенных зелёных тонах с множеством оттенков и переливов. Она контрастно подчёркивает мощность и широту фермерши, её силу и тяжесть.
При всех упрощениях, призванных показать массивность и коренастость фигуры ростом под два метра, художнику удалось частично передать психологию самой модели, создав образ человека крепкого быта, близкого к природе. Фермерша стоит неподвижно, готовая ожить по первому зову своих мыслей и в то же время она напоминает существо, которым легко можно управлять.
Картины Пабло Пикассо в Эрмитаже позволяют человеку прожить историю написанного произведения, а также прочувствовать настроение самого художника. Чтобы восхититься уникальным стилем и яркими цветами в картинах Пикассо, достаточно посетить Галерею памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых на четвёртом этаже Главного штаба.
А посмотреть на волконскоит в его первозданном виде можно в Геологоразведочном музее Института Карпинского.