Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Тайны соборов эпохи Ивана Грозного

Оглавление

Где: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В.Щусева

Адрес: улица Воздвиженка, 5/25c1

До: 12 мая 2024

Если вы хотите посмотреть, как выглядели соборы четырехсотлетней давности в первоначальном виде, увидеть реконструкции несохранившихся храмов, познакомиться с фрагментами фасадного декора архитектурных памятников, узнать о заказчиках и строителях соборов, то вас ждет выставка “Тайны соборов эпохи Ивана Грозного” в музее архитектуры имени А.В.Щусева.

-2

На выставке представлена книга «Апостол» Ивана Фёдорова (1564 г.), с которой после основания Иваном IV Печатного двора в Москве началась эра книгопечатания на Руси.

Иоанн Васильевич Великий московский герцог. Эрфурт, последняя четверть XIX Бумага, гелиогравюра
Иоанн Васильевич Великий московский герцог. Эрфурт, последняя четверть XIX Бумага, гелиогравюра

О каких соборах и тайнах рассказывает выставка.

1. Церковь Вознесения в Коломенском.

В.Н.Подключников Церковь Вознесения в Коломенском 1940 Бумага, тушь, акварель
В.Н.Подключников Церковь Вознесения в Коломенском 1940 Бумага, тушь, акварель

Это первый каменный шатровый храм на Руси, возведенный в 1532 году. Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника, будущего Ивана Грозного, родившегося в 1530 г. Но возвести столь сложное архитектурное сооружение за два года практически невозможно, есть гипотеза что, церковь была заложена на два года раньше рождения Ивана Грозного, т.е. в 1528 году, а храм построен для моления о чадородии великокняжеской четы. Кстати, место для церкви выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным.

2. Собор Покрова на Рву на Красной площади (Храм Василия Блаженного)

Патриарх благословляет царя на Лобном месте перед собором Покрова на Рву в день Покрова Богородицы. Гамбург, 1696.
Патриарх благословляет царя на Лобном месте перед собором Покрова на Рву в день Покрова Богородицы. Гамбург, 1696.

Композиция и декор собора уникальны. Все мы с детства слышали легенду, что Иван Грозный приказал ослепить зодчих храма, чтобы нигде больше не было сооружения красивее, чем в сердце столицы, и все мы знаем, что это вымысел. Широко известны две версии имен строителей: по одной из них, архитектором храма был псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма, согласно второй версии, Барма и Постник — два разных архитектора.

Василий Блаженный и благоверный царевич Димитрий Московский на фоне Московского Кремля и собора Покрова на Рву XVIII в. Дерево, темпера
Василий Блаженный и благоверный царевич Димитрий Московский на фоне Московского Кремля и собора Покрова на Рву XVIII в. Дерево, темпера

Привожу вам цитату с выставки: “До сих пор тайной остается не только имя, но и происхождение автора проекта собора Покрова на Рву, не документированное историческими источниками. Идея о местном происхождении архитектурных форм уникального храма не соответствует архитектурным особенностям памятника. Особенная объемно-пространственная композиция, уникальный декор, специфические строительные приемы собора Покрова на Рву…говорят о том, что его автор воспитывался как профессионал именно в североитальянской культурной среде…”

Очень интересна серия работ архитектора-реставратора и художника Владислава Рябова, в которых предстает история строительства и перестроек собора. Вы увидите Красную площадь глазами жителей Москвы XVII века.

3. Смоленский собор Новодевичьего монастыря.

Андре Дюран, Огюст Бри Новодевичий монастырь Париж, издание Э.Бурдена, середина XIX Бумага, тонолитография
Андре Дюран, Огюст Бри Новодевичий монастырь Париж, издание Э.Бурдена, середина XIX Бумага, тонолитография

Здесь тайна разгадана: дело в том, что собор ошибочно долгое время датировали 1524 годом, но новейшие исследования доказали, что храм относится к грозненскому времени, ныне его датируют 1540-1550 гг. В летописях описано, что у почти достроенного собора частично обрушился свод, после чего храм был перестроен по образу и подобию Успенского собора в Кремле.

4. Борисоглебский собор в Старице (1556-1561 гг.)

П.Д.Барановский Борисоглебский собор в Старице Макет
П.Д.Барановский Борисоглебский собор в Старице Макет

Отдельный зал посвящен единственному пятишатровому каменному храму древнерусской архитектуры Борисоглебскому собору в Старице. Он был построен одним из последних удельных князей Владимиром Андреевичем Старицким, казненным по указу Ивана Грозного. Храм был разобран в 1803 году в связи с ветхостью. Главная загадка собора – включал ли первоначальный замысел пятишатровую композицию или собор предполагали строить трехшатровым, а два западных шатра построены в более поздний период.

Распятие с предстоящими Керамическая икона из Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области. 1561
Распятие с предстоящими Керамическая икона из Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области. 1561
Спас Нерукотворный Керамическая икона из Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области. 1561
Спас Нерукотворный Керамическая икона из Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области. 1561

На выставке представлены реконструкции храма, керамические иконы «Распятие» и «Спас Нерукотворный», созданные в 1561 году для Борисоглебского собора.

5. Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря (1558-1566 гг.)

В.Ф.Кринский Соловецкий монастырь 1970 Картон, масло
В.Ф.Кринский Соловецкий монастырь 1970 Картон, масло

Собор был возведен на вклад Ивана Грозного. Цитата с выставки: “Уникальным является примененный в этом храме “оптический” эффект. Грани барабана, поднимаясь, сходятся, создавая иллюзию осеняющего интерьер “шатра”, что, видимо, повлияло на изображение храма в ряде икон в виде шатровой церкви. Некоторыми исследователями высказывалось предположение, что не купол на барабане, а шатер первоначально венчал центральную часть Спасо-Преображенского собора.”

П.В.Любимский Соловецкий монастырь Реконструкция на XIX в. Макет 1981
П.В.Любимский Соловецкий монастырь Реконструкция на XIX в. Макет 1981

6. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1560-1570-е гг.)

И.Ф.Барщевский Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове Макет 1933-1940
И.Ф.Барщевский Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове Макет 1933-1940

Напомню, что храм находится на территории усадьбы Коломенское. Это единственный, помимо Собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Для историков архитектуры долгое время тайной было, какой из двух храмов построен ранее и являлся ориентиром для второго.

Н.Е.Маковский Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове 1872 Холст, масло
Н.Е.Маковский Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове 1872 Холст, масло

Исследования специалиста по древнерусской архитектуре, академика РАХ А.Л.Баталова доказывают, что дьяковская церковь представляет собой упрощённую реплику Покровского собора и последний — вовсе не усложнение и развитие столпообразной групповой композиции, впервые применённой в Дьякове.

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

Музеи
137 тыс интересуются