8,1K подписчиков

Почему люди могут сочувствовать преступникам и террористам

445 прочитали

Последнее время несколько раз встречал вопросы вроде: "Как так, человек совершил что-то ужасное, а его жалеют за какую-то мелочь, как это вообще возможно?" И мне кажется интересным это объяснить с точки зрения психологии.

Сразу скажу, что я тут никого не одобряю и не осуждаю, и эта статья не привязана к какому-то конкретному человеку, а просто в целом описывает то, как это бывает.

Так вот, когда мы говорим о такой вещи как сочувствие, то мы говорим об одном из проявлений такой вещи как эмпатия - в медицине под этим термином имеется в виду понимание того, что чувствует другой человек. Но если про то, что такое эмпатия, многие знают, то вот тот факт, что она делится на разные виды - это уже менее известно.

Первый вид - это аффективная (или эмоциональная) эмпатия. И если не сильно углубляться, то это способность примерить на себя чувства другого человека, представить себя на его месте, как несложно догадаться из названия, она происходит от наших эмоций. Второй вид - когнитивная эмпатия, которая происходит от наших когнитивных способностей, то есть, от нашего ума и интеллекта - это способность умом понять чувства другого человека. И в норме аффективная эмпатия работает намного сильнее - и поэтому нас просто ужасают жестокие события, произошедшие с другими людьми, независимо от причин, по которым эти события произошли. И уровень этой эмпатии определяется как раз тем, насколько страшной ситуацию мы ощущаем лично для себя - опасность для жизни вызывает более сильную эмпатию, чем, например, опасность травмы.

И самое интересное - это то, что вот эту аффективную эмпатию можно, условно говоря, "выключить". Самый очевидный пример в этом плане - это любовь к кинозлодеям типа Дарта Вейдера, Локи или Джокера (да и компьютерные игры тоже идут сюда же). В этом случае аффективная эмпатия почти не работает - мы ведь прекрасно понимаем, что смотрим фильм, и что происходящее на экране нереально (особенно если видим фантастический и нереалистичный мир), поэтому примерить на себя роль жертв получается далеко не у всех. Но вот когнитивная эмпатия продолжает работать - мы можем понять крутость персонажа, его ощущение силы, власти и прочих таких вещей. То есть, когнитивная эмпатия в этом случае перевешивает - и это совершенно не означает, что в реальности поклонник Ганнибала Лектора или Томми Версетти будет вести точно также (и, пожалуй, кадром именно этого персонажа я данную статью и проиллюстрирую).

Последнее время несколько раз встречал вопросы вроде: "Как так, человек совершил что-то ужасное, а его жалеют за какую-то мелочь, как это вообще возможно?

Думаю, вы понимаете, как это работает. Потому что, когда мы говорим о каких-то реальных событиях, то происходит, в принципе, то же самое - у человека по каким-то причинам может не сработать аффективная эмпатия к жертвам преступления, человек может не суметь представить себя на их месте. Причины эти могут быть самые разные, что-нибудь вроде: "Я живу в другой стране, поэтому лично меня это коснуться не может" (и именно поэтому классический пример про голодающих африканских детей почти никогда не работает, как задумывалось), "У меня правильные политические взгляды, поэтому меня не тронут", "Эти люди неправильно себя вели, я себя так не веду, поэтому со мной ничего не случится", ну и так далее. И в дело может вступать либо когнитивная эмпатия (характерные примеры - это фразы вроде: "Ну, их довели до совершения преступления" или "Да она сама на это напросилась" - человек не представляет себя в роли жертвы, но пытается понять, что чувствовал преступник), либо аффективная эмпатия к другому фактору ("Посмотрите как он замёрз" - человек представляет, что сам может замёрзнуть, и проявляет эмпатию именно про это).

Нормально ли это? Ну, не совсем. Эмпатия - это психологическая норма, у подавляющего большинства людей она развита, и развита достаточно, чтобы сочувствовать и жертвам преступлений, и людям из другой страны, и людям из другого политического лагеря. Но всё равно есть пара процентов людей, у которых эмпатия не так развита, и потому у них бывают вот такие моменты, когда их эмоции не совпадают с мнением большинства.

Надо ли что-то с этим делать? Да, на самом деле, не особо. Вот эта пара процентов людей - они же, всё-таки, живут в обществе и прекрасно понимают, что их мнение не совпадает с мнением большинства, поэтому они осознают, что их мнение не будет принято, и о нём лучше молчать. И лучшее, что мы можем - это высказывать это мнение большинства: что терроризм это ужасно, что жертвы изнасилований не виноваты, что насилие это плохо, что люди из других стран или других политических лагерей - это тоже люди. И это одна из причин, по которым всякие неприятные события нельзя замалчивать, нельзя допускать, чтобы насилие и ненависть казались нормой, ведь это не так, и никогда не было и не будет так.