Найти тему

Все, что вы хотели знать о космосе, но боялись спросить. Сериал «Затерянные в космосе»

Поехали?

Не написать про этот сериал 12 апреля попросту невозможно. «Мог ли я, фанат книг и фильмов о космосе, отказаться от такого полета?..». Американский сериал 2018-2021 годов «Затерянные в космосе» - это практически энциклопедия о том, как в космосе в принципе можно выжить и что человеку для этого надо знать и уметь. Да и в целом о том, какие, собственно, вызовы ставит вселенная перед человечеством и как по-разному люди с этими вызовами справляются.

Эта концепция, конечно, накладывает на сюжет и структуру сериала определенные ограничения. Постоянные преодоления всяческих трудностей, задач и форс-мажоров главными героями делают сериал похожим на квест, на компьютерную игру. В этом смысле «Затерянные в космосе» больше напоминают «Последние из нас», чем рассказывающий в целом о жизни человека в эру тотального освоения космоса сериал «Экспансия».

Семье Робинсонов, в полном соответствии с их фамилией, совсем не до экзистенциональных медитаций и этических инсайтов. Им бы попросту выжить и по мере возможности помочь выжить другим представителям человеческого вида. С этой целью они агрегируют все свои мыслимые и немыслимые знания и умения, причем агрегируют так, что становится ясно – к этому ребята готовились всю свою предыдущую жизнь. Причем, с учетом того, что дети Робинсонов – умные и храбрые, но все-таки еще подростки, понятно, что готовились они к жизни в космосе и на других планетах буквально с пеленок.

Все чудесные спасения в, казалось бы, совершенно безнадежных обстоятельствах происходят не просто так, не по прихоти добросердечных сценаристов. А потому, что Робинсоны многое знают и умеют, и, что еще важнее, владеют искусством создавать на фоне уже узнанного новые знания. Это бесконечно самообучающиеся интеллекты, и в этом нет ничего сверхъестественного – так, собственно, и задуман природой человеческий мозг.

Только благодаря своему разуму человечество в принципе выживает, и ничего другого для него вселенная еще пока не придумала. Чем экстремальнее вызовы, тем больше ресурсов разума человек задействует – и тем больше развивает свой мозг, тем больше становится способен к выживанию.

Для подтверждения этой теории, разумеется, нам показывают и антагонистов – тех, кто никакими особыми знаниями и навыками не обладает, но умело паразитирует на умных и талантливых, обеспечивая себе выживание таким вот нехитрым образом. Наверное, не будет спойлером отметить, что эта стратегия антагонистов ни к чему особенно результативному не приводит, и чтобы выжить, им в конечном итоге так или иначе, но придется повернуться в сторону света. Космос не терпит прохиндеев, жуликов и агрессоров, и мы в очередной раз с чувством глубокого удовлетворения в этом убеждаемся.

Отдельно нельзя не упомянуть об особенной эстетике сериала, которая как будто выглядит «космическим» штампом, но не так проста, как кажется. Например, как и в большинстве приключенческих саг, тут мы практически не видим полных людей – но как-то сразу понимаешь, куда здесь народ девает лишние калории, да есть ли они, лишние-то? Спартанская обстановка на межзвездных лайнерах не выглядит экономией бюджета сериала – «на космическом корабле не до роскоши». Единственной роскошью здесь, конечно, является Тоби Стивенс, который прекрасно об этом знает – все в лучших традициях постметамодерна.

На старшего Робинсона, судя по всему, возложена особая миссия – показать нам, как с освоением космоса и необходимостью выживания по его законам и правилам потихоньку отмирает и уходит навсегда в прошлое старая замшелая человеческая этика семейных дрязг, скаредных дележек благ и родительской любви, понимания дружбы как взаимного использования и все такое прочее. И как, на самом деле, многого требует от человека космос.

Потому что для выживания в нем требуется не только честно выполнять свой долг, быть умным и храбрым. Но и быть честным с самим собой, докапываясь до самой сути и дна своих чувств и эмоций. Те, кому приходилось отдавать предпочтение одному ребенку перед другим из-за чувства вины, Джона Робинсона поймут. А вот представьте теперь, что речь идет не о банальном родительском внимании, а о жизни ребенка?

Космос не просто заставляет человека активировать все свои интеллектуальные способности, он, как в зеркале, отражает и показывает человеку самого себя – со всеми его слабостями, компромиссами, сомнениями и комплексами. Как водится, лучше всего это видно на примере андроидов, которых люди создают, мягко скажем, не с самыми гуманистическими целями. Как в старом добром «Терминаторе», у таких созданий всегда две опции, из которых запрограммировавший их человек может выбрать добро или зло. И как во всех притчах подобного рода, зло это неизбежно обращается против самих людей, а добро – непременно их спасает.