Найти в Дзене

Лицевое Житие св.Алексия человека Божия

Лицевое житие св. Алексея человека Божия : Фотолитогр. воспроизведение рукописи из библиотеки царя Алексея Михайловича / [Публ.] В. Успенский, Н. Воробьев. - Санкт-Петербург, 1906. - [2], III, 50 с., 1 л. ил. : ил.; 32. Житие Алексея (Алексия), человека Божия – переводной агиографический памятник, С. XII в. получивший широкое распространение в русской, украинской и белорусской книжности и фольклоре. Житие посвящено христианскому подвижнику Алексею. Сказания о нем известны всем христианским летературам; греческая версия Жития известна в списках Х – XII вв., С нее и осуществлен славянский перевод. События, о которых повествуется в Житие, происходят на рубеже IV – V вв. в правление римских императоров, братьев-соправителей Аркадия (377 – 408) и Гонория. (395 – 423) при папе Иннокентии I. Алексей – единственный, вымоленный сын богатых и благочестивых патрициев Евфимиана и Аглаиды (Агласеи). Прекрасно воспитанному и образованному сыну родители готовили блестящее будущее. Алексей был обруч

Лицевое житие св. Алексея человека Божия : Фотолитогр. воспроизведение рукописи из библиотеки царя Алексея Михайловича / [Публ.] В. Успенский, Н. Воробьев. - Санкт-Петербург, 1906. - [2], III, 50 с., 1 л. ил. : ил.; 32.

Житие Алексея (Алексия), человека Божия – переводной агиографический памятник, С. XII в. получивший широкое распространение в русской, украинской и белорусской книжности и фольклоре.

Житие посвящено христианскому подвижнику Алексею. Сказания о нем известны всем христианским летературам; греческая версия Жития известна в списках Х – XII вв., С нее и осуществлен славянский перевод.

События, о которых повествуется в Житие, происходят на рубеже IV – V вв. в правление римских императоров, братьев-соправителей Аркадия (377 – 408) и Гонория. (395 – 423) при папе Иннокентии I. Алексей – единственный, вымоленный сын богатых и благочестивых патрициев Евфимиана и Аглаиды (Агласеи). Прекрасно воспитанному и образованному сыну родители готовили блестящее будущее. Алексей был обручен с девушкой «царского рода», но, одержимый стремлением к христианскому подвигу, он, оставшись наедине с новобрачной, отдает ей обручальное кольцо со словами: «Возьми и сохрани, и да будет меж нами Бог до той поры, как он изволит». Тайно покинув Рим, Алексей идет в Едессу Месопотамскую поклониться нерукотворному образу Иисуса Христа и начинает свой многолетний подвиг добровольной нищеты: раздав все, что имел, в рубище вместе с нищими кормится он подаянием и молится при дверях церкви Св. Богородицы. Святость его раскрывает пономарь. Через 17 лет, став всеми почитаемым, Алексей пытается бежать от людского поклонения, но волею судеб вновь оказывается в Риме, в доме своих родителей. Не узнанный никем, доживает он последние 17 лет жизни, питаясь вместе с другими нищими от щедрот родителей, с христианским смирением перенося издевательства и оскорбления собственных слуг. Лишь после смерти святого становится известно, что неузнанным в доме 17 лет пребывал исчезнувший и оплакиваемый сын и муж.

Перевод Жития был известен на Руси, видимо, С. XI в.; от XII в. сохранился пергаменный сборник С. отрывками из Жития, а от XIV в. – древнейшие его полные списки. Среди многочисленных списков памятника имеется несколько лицевых, с миниатюрами к тексту Жития. Русская иконография восходит к византийской: лик святого Алексея напоминает облик Иоанна Предтечи.

Особую популярность Житие приобретает в XVII в., в годы царствования Алексея Михайловича, чьим небесным патроном являлся святой. Была написана и в 1671 – 1674 гг. издана «Служба святому Алексею». На Украине создается драма «Алексей Божий человек» (1672 – 1673), ему посвящают свои вирши и «слова» Стефан Яворский, Симеон Полоцкий, Лазарь Баранович.

Позднее, при Петре I, когда его противники сравнивали царевича Алексея с героем Ж., Г. Тепчегорский создает (в 1714 г.) виршевой акафист, посвященный Алексею Петровичу.

К XVII в. В. П. Адрианова-Перетц относит и сложение духовного стиха о св. Алексее, человеке Божьем, впитавшего в себя и черты книжного Житие, и фольклорные традиции (самая ранняя запись духовного стиха датирована концом XVIII в. – 1790 г.). Духовный стих о св. Алексее, человеке Божьем, до начала XX в. пользовался в России, Белоруссии и на Украине особой популярностью у певцов-профессионалов, сказителей-былинщиков, лирников и распространялся слепыми певцами, «каликами перехожими» (В. П. Адрианова-Перетц исследовала 74 русских варианта стиха).

-2

-3

-4

-5

-6

-7

-8

-9

-10

-11

-12