На данный момент функционирующих плавучих космодромов в мире нет. Однако ещё совсем недавно ракеты довольно успешно запускались с морских платформ. Сейчас частные и государственные космические компании опять инвестируют миллиарды в строительство космопортов на воде, видя за этим большие перспективы. Рассказываем обо всех этих проектах по порядку.
Первым в мире морским космодромом стал итальянский Космический центр Луиджи Брольо, также известный как Сан-Марко. Он был установлен в Индийском океане, неподалеку от побережья Кении.
Работал с 1964 по 1988 год, совершив 27 запусков. Он создавался по американскому заказу и для американских ракет легкого класса "Скаут" и "Апачи", грузоподъемность которых была не более 100 килограмм. Затем эти ракеты окончательно устарели и вышли из эксплуатации, а под новые переоснащать космодром уже никто не стал. Сейчас Сан-Марко законсервирован.
Крах "железного занавеса" позволил комбинировать советские и американские технологии. Это открыло возможность запустить более масштабный проект плавучего космодрома ― "Морской старт", построенного на нефтяных платформах. Он состоял из командного судна и пусковой платформы «Одиссей». Они выходили в Тихий океан в район экватора, недалеко от архипелага Кирибати, где вращение Земли помогает выводить на орбиту больше груза. В итоге ракета «Зенит» среднего класса отправляла в космос спутники связи такой же массы, как тяжелая ракета «Протон» с космодрома Байконур.
Для реализации проекта в 1993 году был учреждён консорциум Sea Launch Company (SLC). В него вошли американский "Боинг" (40% акций, основной спонсор и заказчик), российская РКК "Энергия" (25% акций, большая часть оборудования, двигатели и разгонные блоки), украинские "Южмаш" и КБ "Южное" (15% акций, производитель "Зенита") и норвежская судостроительная компания "Кварнер" (20% акций).
В период с 1999 по 2013 годы с "Морского старта" было проведено 36 запусков. Их полезная нагрузка была на первый взгляд небольшой ― от 4 до 6 тонн. Но дело в том, что все они были направлены на более высокую и сложную геопереходную орбиту. Три пуска окончились неудачей: в 2007 году ракета взорвалась прямо на платформе, на восстановление которой ушло около года.
Для рентабельности "Морского старта" требовалось не менее 4 запусков ежегодно. Однако достичь этого показателя удавалось всего трижды ― в 2005, 2006 и 2008 годах. Крайне сложная процедура запуска (она растягивалась на недели), неизбежные риски в открытом океане риски, регулярные срывы сроков из-за погоды, монополия "Боинга" на заказы ― при всех достоинствах, этот плавучий космодром встретил слишком уж много подводных камней. В результате в 2009-м SLC обанкротилась, а 95% её акций, вместе с 330 миллионами долларов долга, перешли к России.
"Морской старт" стал шестым российским космодромом и и был перемещен из Лос-Анджелеса в Приморье. Сейчас плавучий космодром ожидает своей дальнейшей участи в поселке Славянка, неподалеку от границы с КНДР. По предварительным расчетам, на возобновление проекта потребуется не менее 35 млрд рублей.
В июне 2020 года американская частная космическая компания SpaceX, принадлежащая Илону Маску, сообщила о планах построить космопорт на воде для запуска сверхтяжелых ракет-носителей на Луну и Марс, а также для сверхзвуковых перемещений на Земле. Для этого компания приобрела практически даром ― по 3,5 млн долларов ― две нефтяные платформы, которые и перестраиваются в плавучий космодром. Они названы Деймос и Фобос ― в честь спутников Марса. И будут использоваться как дополнительные площадки для запусков прототипов ракеты Starship.
Одна из целей плавучей инфраструктуры SpaceX, — нагрузить коммерческими запусками ракеты Falcon Heavy, самую свежую разработку компании, созданную для вывода грузов в космос. Стоимость запуска Falcon Heavy может быть снижена с 90–100 миллионов долларов до 70–80 миллионов.
Может показаться, что отказ от наземных пусковых платформ в пользу плавучих сэкономит лишь немного денег, но на практике ситуация может развернуться в обратную сторону. Заказчики, которые еще вчера даже не думали о выводе спутников в космос, могут начать выстраиваться в очередь ради скидки в 200–300 долларов за килограмм полезной нагрузки. Как итог — на каждом пуске Falcon Heavy (первое время возить грузы на орбиту будут ракеты Falcon 9) Илон Маск сэкономит пару десятков миллионов долларов. И его заказчики тоже. Такой подход, вероятно, обвалит рынок пусковых услуг, и SpaceX вполне может удвоить собственный рекорд в 26 запусков за год.
Строит свой плавучий космодром и Германия. Причем, первую ракету немцы планируют запустить уже в ближайшее время. В 350 км от побережья Северного моря размещено специальное судно с установкой для запуска ракет и искусственных спутников. Первый в истории страны плавучий космодром припишут к порту Бремерхафена, а все запуски на околоземную орбиту будут осуществляться при сопровождении инспектирующего судна и под контролем многофункционального центра в Бремене.
Проект мобильной смарт-платформы German - Offshore Spaceport Alliance (GOSA) презентовали пять лет назад. Отсюда будут запускать небольшие ракеты - "микролаунчеры", способные доставлять на орбиту до 1 тонны груза. Это поможет Берлину стать конкурентоспособным на стремительно растущем аэрокосмическом рынке коммерческих запусков. Если все пройдет без сбоев, Германия войдет в число космических держав наряду со странами, у которых есть космодромы.
#хаусбот #домнаводе #жизньнаводе