Найти тему

Плавучие космодромы: пожиратели миллиардов или светлое будущее?

На данный момент функционирующих плавучих космодромов в мире нет. Однако ещё совсем недавно ракеты довольно успешно запускались с морских платформ. Сейчас частные и государственные космические компании опять инвестируют миллиарды в строительство космопортов на воде, видя за этим большие перспективы. Рассказываем обо всех этих проектах по порядку.

Два проекта плавучих космодромов законсервированы, еще два скоро стартанут
Два проекта плавучих космодромов законсервированы, еще два скоро стартанут

Первым в мире морским космодромом стал итальянский Космический центр Луиджи Брольо, также известный как Сан-Марко. Он был установлен в Индийском океане, неподалеку от побережья Кении.

Работал с 1964 по 1988 год, совершив 27 запусков. Он создавался по американскому заказу и для американских ракет легкого класса "Скаут" и "Апачи", грузоподъемность которых была не более 100 килограмм. Затем эти ракеты окончательно устарели и вышли из эксплуатации, а под новые переоснащать космодром уже никто не стал. Сейчас Сан-Марко законсервирован.

Скорее всего, восстанавливать легендарный "Сан-Марко" итальянцы уже не будут. Слишком дорого
Скорее всего, восстанавливать легендарный "Сан-Марко" итальянцы уже не будут. Слишком дорого

Крах "железного занавеса" позволил комбинировать советские и американские технологии. Это открыло возможность запустить более масштабный проект плавучего космодрома ― "Морской старт", построенного на нефтяных платформах. Он состоял из командного судна и пусковой платформы «Одиссей». Они выходили в Тихий океан в район экватора, недалеко от архипелага Кирибати, где вращение Земли помогает выводить на орбиту больше груза. В итоге ракета «Зенит» среднего класса отправляла в космос спутники связи такой же массы, как тяжелая ракета «Протон» с космодрома Байконур.

Для реализации проекта в 1993 году был учреждён консорциум Sea Launch Company (SLC). В него вошли американский "Боинг" (40% акций, основной спонсор и заказчик), российская РКК "Энергия" (25% акций, большая часть оборудования, двигатели и разгонные блоки), украинские "Южмаш" и КБ "Южное" (15% акций, производитель "Зенита") и норвежская судостроительная компания "Кварнер" (20% акций).

В период с 1999 по 2013 годы с "Морского старта" было проведено 36 запусков. Их полезная нагрузка была на первый взгляд небольшой ― от 4 до 6 тонн. Но дело в том, что все они были направлены на более высокую и сложную геопереходную орбиту. Три пуска окончились неудачей: в 2007 году ракета взорвалась прямо на платформе, на восстановление которой ушло около года.

Еще недавно "Морской старт" был самым ярким космическим проектом в мире
Еще недавно "Морской старт" был самым ярким космическим проектом в мире

Для рентабельности "Морского старта" требовалось не менее 4 запусков ежегодно. Однако достичь этого показателя удавалось всего трижды ― в 2005, 2006 и 2008 годах. Крайне сложная процедура запуска (она растягивалась на недели), неизбежные риски в открытом океане риски, регулярные срывы сроков из-за погоды, монополия "Боинга" на заказы ― при всех достоинствах, этот плавучий космодром встретил слишком уж много подводных камней. В результате в 2009-м SLC обанкротилась, а 95% её акций, вместе с 330 миллионами долларов долга, перешли к России.

"Морской старт" стал шестым российским космодромом и и был перемещен из Лос-Анджелеса в Приморье. Сейчас плавучий космодром ожидает своей дальнейшей участи в поселке Славянка, неподалеку от границы с КНДР. По предварительным расчетам, на возобновление проекта потребуется не менее 35 млрд рублей.

"Морской старт" ожидает своей дальнейшей участи в поселке Славянка, неподалеку от границы с КНДР
"Морской старт" ожидает своей дальнейшей участи в поселке Славянка, неподалеку от границы с КНДР

В июне 2020 года американская частная космическая компания SpaceX, принадлежащая Илону Маску, сообщила о планах построить космопорт на воде для запуска сверхтяжелых ракет-носителей на Луну и Марс, а также для сверхзвуковых перемещений на Земле. Для этого компания приобрела практически даром ― по 3,5 млн долларов ― две нефтяные платформы, которые и перестраиваются в плавучий космодром. Они названы Деймос и Фобос ― в честь спутников Марса. И будут использоваться как дополнительные площадки для запусков прототипов ракеты Starship.

Одна из целей плавучей инфраструктуры SpaceX, — нагрузить коммерческими запусками ракеты Falcon Heavy, самую свежую разработку компании, созданную для вывода грузов в космос. Стоимость запуска Falcon Heavy может быть снижена с 90–100 миллионов долларов до 70–80 миллионов.

Может показаться, что отказ от наземных пусковых платформ в пользу плавучих сэкономит лишь немного денег, но на практике ситуация может развернуться в обратную сторону. Заказчики, которые еще вчера даже не думали о выводе спутников в космос, могут начать выстраиваться в очередь ради скидки в 200–300 долларов за килограмм полезной нагрузки. Как итог — на каждом пуске Falcon Heavy (первое время возить грузы на орбиту будут ракеты Falcon 9) Илон Маск сэкономит пару десятков миллионов долларов. И его заказчики тоже. Такой подход, вероятно, обвалит рынок пусковых услуг, и SpaceX вполне может удвоить собственный рекорд в 26 запусков за год.

Свыше 50 запусков в год планирует совершать со своего плавучего космодрома Илон Маск
Свыше 50 запусков в год планирует совершать со своего плавучего космодрома Илон Маск

Строит свой плавучий космодром и Германия. Причем, первую ракету немцы планируют запустить уже в ближайшее время. В 350 км от побережья Северного моря размещено специальное судно с установкой для запуска ракет и искусственных спутников. Первый в истории страны плавучий космодром припишут к порту Бремерхафена, а все запуски на околоземную орбиту будут осуществляться при сопровождении инспектирующего судна и под контролем многофункционального центра в Бремене.

Проект мобильной смарт-платформы German - Offshore Spaceport Alliance (GOSA) презентовали пять лет назад. Отсюда будут запускать небольшие ракеты - "микролаунчеры", способные доставлять на орбиту до 1 тонны груза. Это поможет Берлину стать конкурентоспособным на стремительно растущем аэрокосмическом рынке коммерческих запусков. Если все пройдет без сбоев, Германия войдет в число космических держав наряду со странами, у которых есть космодромы.

В 2025 году Германия планирует начать запуски со своего первого плавучего космодрома
В 2025 году Германия планирует начать запуски со своего первого плавучего космодрома

#хаусбот #домнаводе #жизньнаводе