Сейчас, конечно, к хлебу в основном мы относимся как к дополнительному продукту, кто-то вообще не ест хлеб, предпочитая крупы, хлебцы, даже батончики и прочие продукты, которые из желания быть худенькой заменяют хлеб.
А раньше хлеб был главным продуктом на столе, а во времена Великой отечественной войны не только главным, но и единственным продуктом, но и то он выпекался часто не из пшеничной, ржаной или какой-либо растительной муки.
Каким же был хлеб в военное время, по каком рецепту его пекли?
В начале войны солдатам было положено по 800 грамм в сутки, однако ситуация с каждым месяцем становилась всё сложнее, что с этими сложностями и уменьшалось количество выдаваемых хлебных граммов.
А если почитать рассказы военного времени, то можно ужаснуться тем, что, например, в Ленинграде, во время блокады в 900 дней и ночей, из еды был только черный хлеб, который в день выдавали по 250 грамм рабочим и по 125 грамм остальным жителям.
И это не более 240 килокалорий, при норме 1500 килокалорий на маленькую женщину невысокого роста, или 3000 килокалорий на высокого мужчину плотного телосложения.
- В составе же хлеба, по словам очевидцев было что угодно: «выбойка из мешков», «сметки муки с оборудования и пола», «пищевая целлюлоза». И это всё составляло до 90% состава хлеба.
Хлеб пекли на хлебозаводах и пекарнях, где по заводскому рецепту пекли и хлеб, однако бывало так, что поставка хлеба затруднялась и тогда хлеб пекли прямо на поле, организовав печи из глины и кирпича.
Печь выставлялась на глинистый грунт, где был либо откос, либо приямок хотя бы в 10 см. Дело это было не однодневное, сначала печь выстраивали в течении 7 дней, после изготовления она сушилась ещё около 10 дней. А потом уже можно было в ней выпекать до 250 кг хлеба, по 50 кг за 1 заход.
- В составе же хлеба была не только ржаная мука, но и свекольный жмых, отруби, солод, а порой и в него добавляли и опилки.
- На оккупированных территориях не было хлеба вообще, здесь ели всё из корней, стволов, листьев растений.
А по такому рецепту кормили пленников в фашистских концлагерях: 40% - отжимка сахарной свеклы, 30% - отруби, 20% - древесные опилки, 10% - целлюлозная мука. Хлеб назывался на немецком «остен-брот», который был утвержден министерством продовольствия Германии и был подписан «только для русских».