12 апреля вся страна отмечает замечательную дату - 63 года со дня первого полета человека в космос. Кубань тесно связана с отечественной космонавтикой - несколько уроженцев края стали летчиками-космонавтами, а Виктор Васильевич Горбатко был в первом отряде космонавтов. Надо сказать, что и космонавт номер один - Юрий Гагарин - бывал в Краснодарском крае. Об этом в своем блоге рассказывает журналист Игорь Сизов. Он поделился своими воспоминаниями с «АиФ-Юг».
Как Аврискин подарил архив Сизову
«Редкие снимки Гагарина мне подарил фотограф Виталий Аврискин. В начале 1990-х, уже в очень пожилом возрасте он зашел к нам по-соседски попить чайку. С собой принес черный пакет с фотографиями.
«Помнишь, мы как-то про Юрия Гагарина разговорились, и я заметил, что у тебя глаза загорелись, - произнес Аврискин. - В пакете снимки космонавта, я их сделал во время его отпуска в Сочи. Одна фотография очень известная - Юрий Гагарин на террасе дома отдыха. Фото буквально разлетелось по всему миру. А вот еще знаменитый снимок - Гагарин с гениальным конструктором Сергеем Королевым. Когда я его сделал, у меня молча забрали и фотографии, и негативы. Но после смерти Королева их стали публиковать. А вот остальные фото забраковали - вот здесь Юрий собрался на встречу с сочинцами, мундир с наградами надел, спускался по лестнице, а я его щелкнул. Или вот - здесь он дает интервью Всесоюзному радио. А здесь сажает магнолию в парке «Ривьера», гляди, сколько народу собралось! А вот ему пионерский галстук повязывают. Смотри еще - космонавт на водных лыжах гоняет. Обучал его сочинец Николай Кудрицкий. Гагарин быстро научился и полюбил это дело. Знаешь что, бери эти снимки. Наше поколение уходит, а ты публикуй эти снимки в газетах 12 апреля, в день первого в мире космического полета. Ну а если укажешь фамилию автора фото, будет совсем здорово!»
Задание - сопровождать и снимать!
И вот, я исполняю завет Виталия Аврискина. Он работал фотокорреспондентом в сочинской газете «Красное знамя». Однажды, в мае 1961 года ему улыбнулась удача. В воскресенье утром его оторвали от домашних дел, вызвали в редакцию, оттуда со всей аппаратурой доставили в специальный отдел военкомата. Хмурый капитан без сантиментов объявил:
«На отдых в Сочи прибывает Юрий Гагарин. Он проведет у моря две недели. Вы будете его повсюду сопровождать, и делать фотоснимки. Снимать будете только Гагарина, и никого из сопровождающих его людей. Самые удачные фотографии по каналам ТАСС будут распространены по всему миру. Есть вопросы?»
В этот момент оторопевший Аврискин помотал головой, и попросил стакан воды.
Повод для потери дара речи у фотографа был - Юрий Гагарин совершил свой знаменитый полет на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. Была триумфальная встреча в Москве, недолгое медицинское обследование. И вот, через месяц - первый отпуск после полета. Знаменитый космонавт в Сочи.
Две недели отдыха дали не только Юрию Гагарину, но и всему отряду космонавтов первого призыва. Неизвестные тогда еще никому Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров со своими товарищами приехали и поселились в санатории «Сочи». Юрия Гагарина поселили отдельно, в маленьком особняке на территории дома отдыха имени Цюрупы по соседству. Купаться в мае было еще холодновато, но будущие космонавты на это решались, многие стали учиться гонять на водных лыжах. Кроме того, всем разрешили ездить на рыбалку, гулять по аллеям санаторного парка, играть на спортивных площадках и даже ходить на танцы.
Для Юрия Гагарина была своя программа. Сопровождавший его Виталий Аврискин рассказывал, что почти каждый день космонавту приходилось хоть на пару часов уезжать из отряда. То встреча с сочинцами в Зимнем театре. То посадка памятного дерева на новой улице, которой тут же было решено присвоить имя Юрия Гагарина. Беседа с участниками английской делегации.
Нормальный парень!
Аврискина часто спрашивали - какой он, Гагарин?
«Нормальный парень! Слава обрушилась огромная, в один день он стал знаменитей королей и президентов, - отвечал он. - Но эта известность не испортила его. И с английскими лордами, и с главами государств и городов, и с простыми горничными он был одинаково прост и приветлив. Ценил офицерское братство, всюду старался напоминать, что он военный летчик Советской Армии. Перед сослуживцами нос не задирал. Очень любил баскетбол и волейбол. Был азартен в этих играх - никогда не сдавался, бился до конца».
В Сочи Гагарин отдыхал с женой. По воспоминаниям фотографа, Валентина была удивительно скромной, беззаветно любила мужа - это чувствовалось во всем. Однажды призналась, что после полета Юрия Гагарина в космос, ей дали орден. Но носить она его не собиралась, ведь ее заслуги в полете мужа никакой.
Игорь Сизов и сам видел Юрия Гагарина. Это случилось 27 ноября 1964 года во время очередной встречи космонавта с сочинцами. По воспоминаниям Сизова, в ту пору сам он был юным пионером и был безмерно счастлив, что своими глазами может увидеть знаменитого Юрия Гагарина.
«Он запомнился мне обаятельным и веселым», - говорит журналист.
А вот гораздо позже, уже, будучи сотрудником газеты, ему удалось пообщаться с военным врачом Виталием Воловичем, который также отдыхал в одном из сочинских санаториев. Вот что Игорь Сизов рассказывает об этой встрече.
Почему врачи во время полета пили успокоительное
Полковник Виталий Волович служил врачом в первом отряде космонавтов, занимался их послеполетной адаптацией. Сколько лет? Да с самого начала...
«И Юрия Гагарина тоже вы из космоса встречали, - выпалил я.
«Было такое дело», - улыбнулся Виталий Георгиевич.
Дальше мы беседовали только о 12 апреля 1961 года, который вошел во все учебники истории.
«В ночь перед полетом Юрий Гагарин спал отлично, - рассказывал Виталий Волович. - Зато мы, врачи, ни на минуту не сомкнули глаз. Вначале снимали показания приборов, следили за датчиками. А потом, когда уже отпала необходимость делать это, волновались и глотали успокоительные таблетки. Утром, еще до старта, большая группа специалистов, в том числе и я, отправилась к месту предполагаемой посадки космического корабля. «Восток» должен был приземлиться в заволжских степях, оттуда планировалось доставить космонавта в Куйбышев, где к его приезду уже готовили специальную дачу. Мне был дан приказ - обследовать его при первой же возможности».
Юрий Гагарин стартовал в 9 часов 7 минут утра. Полет его продолжался 108 минут. Приземлился - точно в заданном районе. Опустился на парашюте в поле, где работала колхозница Анна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита. Потом много раз доводилось читать, что они бросились к космонавту с распростертыми объятиями. Это не так.
Наоборот, бочком-бочком, стали отступать. Во-первых, они не слышали никакого сообщения по радио. Во-вторых, не прошло и года, как был сбит летчик-шпион Пауэрс, об этом напоминалось повсюду, и потому любой человек, появляющийся с неба, не мог не вызвать подозрительности.
Улетел на вертолете
«Потом к Гагарину подбежали механизаторы, чуть позже примчались на машине солдаты из ближайшей части ПВО, - продолжал доктор.- Они уже знали кто перед ними. Первым делом сообщили, что Гагарину присвоено звание майора, а затем начали Гагарина качать. Но тут рядом приземлился поисковый вертолет и Юрия Алексеевича тотчас забрали на борт. По пути в Куйбышев и появилась возможность хотя бы накоротке обследовать космонавта. Чувствовал он себя хорошо, травм не было, давление было в норме, температура тоже. Было еще несколько специальных тестов, все они показали, что полет прошел успешно».
Когда я об этом объявил, то тут же услышал просьбу сфотографировать космонавта.
«Только вместе со мной», - пошутил Волович. После этого рассказа, доктор вытащил фотографию и показала Сизову.
«Я сразу же предположил, что это первый снимок после полета, - говорит журналист. - Волович ответил, что вполне вероятно. Ведь тогда сделать фото было целым делом. К тому же, тогда никто не предполагал, насколько знаменательным станет тот день. Про то как я выпрашивал этот снимок, как уверял доктора, что он с негатива может распечатать еще сто таких фото, лучше не вспоминать. Но, Виталий мне его подарил! Вот так повезло и мне. Навсегда со мной фото человека, только что побывавшем в космосе».
Как Белка и Стрелка потеряли популярность
Воспоминаниями о 12 апреля 1961 года поделился писатель-фантаст Игорь Ясинский.
«Как сейчас помню - был солнечный апрельский день. Мы - первоклассники, ученики школы № 48, что и сейчас располагается напротив скверика с установленным там позже монументом Екатерине Великой, сидели на уроке. Наша любимая первая учительница Клавдия Петровна Ильенко в какой-то момент вышла из класса и вернулась с небольшим переносным радиоприёмником. Мы затихли… Что происходит?
И вдруг торжественно зазвучал голос главного диктора страны Юрия Левитана: «Говорит Москва! Говорит Москва! Говорят все радиостанции Советского Союза! Передаем сообщение ТАСС «О первом в мире полете человека в космическое пространство! 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту! Пилотом космического корабля является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич. Пилот-космонавт чувствует себя хорошо. Полет продолжается!»
Мы, школярята от горшка два вершка, которые еще толком писать-считать не научились, сразу все поняли. Как мы закричали! Все повскакивали со своих мест. Гвалт в классе стоял несусветный. Во всех других классах происходило то же самое. Да и как не ликовать - ведь совсем недавно в космос отправилась Лайка, потом Белка и Стрелка. Эти собачки были очень популярны у малышни. Но человек! Человек!
Качали Юру, но чужого
Вспоминая тот миг, у меня и сейчас сердце трепещет! Вся школа вывалила в коридор, и начало происходить нечто, напоминающее массовое братание. Своего Юры в классе у нас не было, зато с таким именем был брат у одноклассника Вити Шишкина - их семья проживала в «Стодворке» (пересечение ул. Седина и Тельмана, ныне Постовая, там некогда жил знаменитый ас Покрышкин). Мы отловили тёзку космонавта и начали под крики качать. Потом его отбили одноклассники - сами-то качать не додумались.
«Космонавт» улыбался до ушей, хоть и сдерживался, и был красный, как рак. Ни о каком продолжения уроков не могло быть и речи… Мы, мальчишки, даже в футбол не остались гонять.
Позже у девчат вошла в моду прическа «Разлюби меня, Гагарин! Полюби меня, Титов!» Непременным атрибутом был кок в районе чёлки.
А вечером уже в нашем дворе (трехэтажное здание напротив мединститута, где проживала семья знаменитого офтальмолога профессора Очаповского) из окна первого этажа был выставлен телевизор - по тем временам редкая штуковина. Сгрудился весь двор, и народ у экрана утрамбовался в виде «этажерки» - очередных новостей ждали.
Еще один телевизор появился во дворе «Мавританского домика», что справа, в половине квартала от мединститута. Народу тоже собралось масса - это событие на долгие дни затмило всё остальное. Добавлю, что момент, как у Юрия Гагарина на красной дорожке по пути к Н. С. Хрущеву для доклада развязался шнурок, в телевизоре как-то никто не разглядел. Ну, и бог с ним, с тем шнурком.
А потом по стране и по планете полетело-понеслось. Мистерия, эйфория, цунами. Космонавт номер один - наш! Мы, детвора, тоже испытывали гордость за страну, искренне верили в будущее. Кинохроника тех дней всё это прекрасно запечатлела. Я же позже начал увлекаться космонавтикой, что в дальнейшем послужило толчком к моим литературно-фантастическим выкладкам. Но это - позже.
В честь полета поменяли прическу
А тогда первый полет прочно вошел в нашу жизнь. Помню, прическа у девчат вошла в моду под названием «Полюби меня, Гагарин!» -старшеклассницы перед зеркалом прихорашивались и болтали. Вот только сути прически не знаю. Зато, отвлекаясь, скажу, что эту моду позже сменила другая - «Разлюби меня, Гагарин! Полюби меня, Титов!» Тут уж я точно запомнил - непременным атрибутом был кок в районе челки. Но «титовская» прическа однозначно продержалась значительно меньше «гагаринской». Женские сердца, как известно, ветрены…
Не могу не припомнить один случай из жизни Юрия Алексеевича, рассказанный нашей семье по секрету где-то в конце 60-х одним близким к космосу военным из столицы. Как-то Королев дал задание добавить в еду космонавтам, которым в тот день предстояла некая проверка, препарат, после которого немного побаливает голова. Так вот, никто из экзаменуемых не признался в лёгком недомогании. Честно сообщил лишь Гагарин - так главный конструктор проверил подопечных на честность, ибо знал, что на космонавта №1 свалится небывалый шквал славы, а это не только тяжкое бремя, но и ответственное.
Еще можно добавить, что степень безопасности сегодняшних полётов в космос составляет 95-97,5 %. А вот вероятность благополучного исхода гагаринского полёта была примерно пятьдесят на пятьдесят. Так что тут не все так легко, как нам порой кажется. Просто будем помнить вот о чем - первопроходцы, разведчики, пионеры навсегда в нашей памяти останутся первыми, потому что именно они проложили тропу в незнаемое, в неведомое, в будущее. По их следку прошли и еще пройдут многие. Но они будут лишь достойными последователями».
А Гагарин… Наш. Первый. Навсегда!»