Найти тему

Станислав Лем. Солярис. Эдем. Непобедимый.

Оглавление
А. Андреев, "Непобедимый".
А. Андреев, "Непобедимый".

С самого рождения Человек грезил космосом. Человек изначально не был рожден Земным, но Космическим существом. Иначе почему нас так тянет туда - к звёздам? И вот Человек преодолел силу земного притяжения и воспарил над землёй, устремившись ввысь, за облака. Человек огляделся и понял, что нет никакого Бога-творца на небесах в образе старца с седой бородой и перстом указующим, а его окружает лишь мерцание звёзд, ледяная пустота пространства и его мир - лишь крохотная крупинка, потерянная в этой вселенной. И вот мы словами Станислава Лема находим новое прочтение бога, который находится еще дальше - где-то там, за горизонтом событий. Новый бог Человека это тот, "который зажигает и гасит звёзды". Новое отражение веры полностью сопряжено с наукой, противостояние длящееся веками остановлено, - это поиск Его, Себя и Смысла во вселенной.

Солярис.

Солярис - культовое произведение Лема. Язык не повернется назвать это произведение "фантастикой", настолько это серьезная философская проза, местом действия которого автор выбрал отдаленный уголок космоса. Если взглянуть под другим углом - все, что происходит на Земле, тоже происходит в Космосе, значит тоже можно как-то отнести к фантастике? Роман небольшой и практически целиком состоит из цитат о Человеке, Боге, Космосе. Отлично передано настроение изоляции, одиночества и безнадежности, которым как мне показалось вдохновлялись создатели фильма "Чужой". Произведение говорит на языке парадокса и многие трактуют написанное по-разному, хотя у автора это сказано чётко и ёмко и чтобы объяснить созданное писателем понадобилось бы гораздо больше страниц, чем занимает сам роман. Мне понравилась аналогия путешествия в космические дали с путешествием внутрь сознания человека - чем дальше в космос, тем глубже в себя. Еще одна забавная мысль про Бога. Человек ищет материальное подтверждение существования Бога, потому что не может его объяснить. И вот допустим он Его нашел, не доказательство, а встретил Его лично где-то там. Ну и что дальше? Что это меняет? Пересказывать сюжет нет смысла, на мой взгляд это вообще мало кому удается, описывать и разбирать все идеи и цитаты тоже нет необходимости - просто откройте первую главу и начните читать - вы найдете там именно те мысли, которые ближе именно вам.

Если вдруг захочется посмотреть кино про далёкую планету Солярис - лучше всего смотреть его через призму Андрея Тарковского. Хотя, по моем скромному мнению, ни один фильм не сможет отразить всей полноты книги. И строго не рекомендуем Солярис Стивена Содерберга, хотя музыка Клиффа Мартинеза - единственное, что в этом фильме прекрасно. Это тот случай, когда музыка больше похожа на книгу, чем фильм. Оператор хотел показать изоляцию через крупный план (на примере того как это реализовано в "Крепком орешке 1" и "Чужом", когда тебе каждый кадр говорит как там тесно и замкнуто и никто не придет на помощь) и когда речь идет о космосе - не очень понятен масштаб этой замкнутости, а когда речь идет о людях, но портреты сменяются кадрами "задница Джорджа Клуни", "сосок Джорджа Клуни", "подмышка Джорджа Клуни", "ухо Джорджа Клуни" - ощущения прям не очень, хотя против Жоры мы ничего не имеем, но не понятно причем тут космос. Экипаж космической станции составляют полные кретины, как это обычно и бывает в голливуде про космос, хотя в книге это ученые и может они и несколько подавлены психо-кинетическими проекциями, но это не делает их дебилами - они продолжают размышлять, что делать в сложившейся ситуации и вырабатывают научный метод противостояния - всё логично. По фильму, цель экспедиции на далекую планету - выявление ее экономической целесообразности. Испанский стыд. У Лема люди умные и поэтому достигли пика технологий в сфере энергетики (сила атома, анти-материя и т.д.) - они просто путешествуют по космосу и исследуют его, они - ученые, а не физики-клерки на службе корпораций. Ну и главное фиаско фильма - замена идеи, хотя может Содерберг так понял написанное, или у него был другой перевод с польского - "вселенная дает нам второй шанс". Где он это наковырял!? Какой шанс? Заменить реальность иллюзией? Психолог пикирует в океан, потому что уверовал в то, что попадет в рай или в то что жизнь это иллюзия? Нет слов, какая классная идея.

Эдем.

Еще одна космическая экспедиция. На этот раз в плане психологии членов экипажа все хорошо, но произведение по сравнению с Солярисом жутче в несколько раз. Здесь мы опять сталкиваемся с проблемой масштабирования - ничто во вселенной не подгоняется под человеческий масштаб. И если человек захочет привести все в мире под свои правила - это будет просто называться геноцидом всего иного. Невероятные описания инопланетных архитектуры и технологии - оно просто анти-человеческое. Чувствуется, что из этого произведения визуально питался еще один создатель Чужого - Ханс Руди Гигер. То, что описано в книге, очень похоже на технологии Инженеров и ксеноморфов, да и в живописи Гигера отражено очень "ярко", если такое слово к его живописи применимо.

Непобедимый.

И вновь перед нами Человек достигший технологического пика и исследующий просторы вселенной. На этот раз мы более подробно столкнемся с самой технологией, которая может развиваться совершенно неочевидными путями, чтобы наблюдать столкновение Человек VS Технология. Часть идей визуализирована в фильме "День, когда земля остановилась", часть получила отражение в "Матрице" - человек, желающий победить машин, высказывает мысль о том, что "можно атомным оружием испарить мировой океан превратив его в пар, и создать альбедо планеты с коэффициентом единица, чтобы ни один солнечный луч не достиг злобных роботов". В книге план не реализовали, а в Матрице вы помните к чему это привело.