Министр Культуры оберегала эту скандальную пару. Практически также как и министр внутренних дел Н.А.Щелоков.
Первая запись в Дневниках Екатерины Алексеевны, касательно Вишневской - Ростроповича, относится к 12 мая 1971 года. Напомню, что свои Дневники Фурцева начала вести только в 1971. Иначе бы записей было больше, включая о Гале и Славе.
12 мая в ЦК КПСС состоялось совещание посвященное персонально тандему. Андропов прислал куратора Культуры "в штатском" Филиппа Бобкова. Вел совещание Секретарь ЦК Петр Демичев. Настроен он был агрессивно и предложил радикально решить вопрос со скандалистами.
Фурцева же убеждала, что Ростропович - гений, а гении требуют особого к себе отношения. На что ей отвечали, что гений в 40 лет стал народным артистом СССР, получил все возможные премии страны, квартиру в двух шагах от Кремля, дачу в Жуковке. Что еще хочет - птичьего молока?
Фурцева парировала - нужно перестать интриговать против него. Мол, он должен на пару с Вишневской выезжать на гастроли за границу когда захочет....( Ха-ха). Возможно так и сделали бы, но как прореагировали бы на свободный график другие мега-звезды Большого театра? Архипова, Образцова, Синявская. А мужская половина. Они чем хуже?
Про себя Екатерина Алексеевна признает, что большая часть жизненных проблем Ростроповича - это Галина Вишневская. В 1964 Мстислав уже пытался наложить на себя руки из-за измен супруги. Фурцева тогда навещала его в больнице, организовала получение дефицитных лекарств из-за границы.
Да, уважаемые читатели. Сердечные увлечения Галины Павловны - это еще нераскрытая глава ее биографии. Нам предстоит когда-нибудь узнать много неожиданного об этой стороне жизни оперной дивы.. Равно как и Мстислава Леопольдовича. Увы, гений тоже бывало увлекался.
2 апреля 1974 года министр культуры делает драматическую запись:
"Ростропович и Вишневская обратились к Брежневу с просьбой о выезде. Об обращении тут же стало известно иностранным журналистам. Случилось то, о чем я предупреждала."
Интриги и нервотрепка накалили обстановку вокруг гениальной пары до предела. Фурцева несколько раз лично убеждала Брежнева отпустить "Буратинку и Вишенку" ( так сами себя они любовно называли) на гастроли. Леонид Ильич не охотно, но принимал меры. Фурцева чувствовала, что Генсека ее обращения начинают тяготить. Скоро терпение его закончится. В той ситуации кричал лишь Петр Нилович Демичев. Для него отъезд на ПМЖ суперзвезд был ударом и по интересам страны и по личной карьере. Для остальных, похоже, это было облегчение.
Решение было принято компромиссное. Ростроповича и Вишневскую отпустили в бессрочное турне по миру. Паспортов их не лишили. Но Галина Павловна и оттуда нарывалась на скандалы, доставая советскую власть.
"Да, я хабалка" - призналась она на поминках Тарковского в январе 1987 года. Вот эта ее черта характера и привела к лишению паспортов граждан СССР. К тому моменту Фурцевой уже не будет, она уйдет от нас навсегда. Останется Николай Анисимович Щёлоков, который помог ей и Славе вывезти антиквариат на Запад. Это дорого ему обойдется после кончины Брежнева.
Дальнейшую их жизнедеятельность за кордоном неплохо описал пианист Андрей Гаврилов в книге "Чайник, Фира и Андрей".
А от читателей, как всегда, жду мнений.... И ставьте лайки!
Статьи по теме: