На 36-ом Съезде было уделено значительное внимание проделанной работе по организации спасательного дела на юге России. Съезд проходил с 20 ноября по 4 декабря 1911 года в Харькове под председательством Сергея Николаевича Сучкова начальника горного управления Южной России. На нем был подведены итоги создания системы помощи при несчастных случаях на рудниках (спасательной службы) в Донбассе, и на Дону в частности. Направление и процесс развития спасательного дела признан удовлетворительным. В итоге принятых и реализованных решений были организованы и функционировали спасательные станции различных типов: 4 центральные районные станции (Макеевская, Голубовская, Грушевская и Боково-Хрустальская), 4 групповые станции (Мариупольская, Щербиновская, Криворогская и Берестово-Богодуховская) и 38 рудничных станций. С 1911 года началась наработка опыта взаимодействия центральных и групповых станций с горными предприятиями и между станциями различного типа, улучшение условий службы, приобретение и развитие новых компетенций.
После ухода в отставку в августе 1911 года тайного советника Вагнера, обязанности начальника Юго-Восточного горного управления исполнял его помощник с 1904 года, действительный статский советник Владимир Иванович Лазарев. С 30 апреля 1912 года и до потрясений 1917 года указанное управление возглавлял статский советник Леонид Павлович Семянников. В апреле 1913 года ему присвоен чин действительного статского советника, а начальнику горного управления Южной России Сергею Николаевичу Сучкову – тайного советника. Сучков председательствовал на последующих Съездах горнопромышленников юга России.
Произошедшие за последующее трехлетие аварии в различных горных районах показали, что созданная система спасения работает, пусть не без ошибок и проблем. Подробнее о том, как это происходило, расскажем в обзоре проведенных спасательных работ отдельных станций. Путем проб и экспериментов спасатели определились с основными типами респираторов, хотя этот процесс законодательно не нормировался. Основными типами респираторов стали аппараты фирмы Дрегер модель 1904/1909 года с мундштуком и маской, а также фирмы Вестфалия. Основными шланговыми аппаратами были признаны модели типа Кёнига и Вестфалия. Макеевской центральной спасательой станцией стали производиться наработки по самостоятельному производству отдельных элементов и совершенствованию некоторых моделей респираторов.
Успешному решению задачи обучения спасательному делу рабочих и служащих при станциях помешала эпидемия холеры, разразившаяся на юге России. Чтобы стимулировать обучение, Съездом было принято решение о бесплатном обучении и содержании присылаемых на станции рабочих.
Обозначились противоречия в вопросе финансирования центральных и групповых станций, в результате чего количество обучаемых рабочих на центральных станциях возрастало, а на групповых падало, что приводило к ослаблению внимания горнопромышленников к групповым и рудничным станциям, вредило общему делу. Для сглаживания противоречий, Съездом принято решение сначала о снижении цены за кислород, отпускаемый Макеевским заводом, групповым и рудничным станциям с 1.5 руб. до 1 руб. за кубический метр, а затем и вовсе о бесплатной поставке.
В качестве меры для вербовки в спасательные артели, Совет Съезда взял на себя труд ходатайствовать в Горном Департаменте об утверждении для членов всех спасательных артелей однородной отличительной формы и фуражки. Но этот вопрос не был решен до Революции.
Шла организационная и нормативная работа по улучшению спасательного дела в управленческих структурах: в Горном Департаменте, в Совете Съезда, в Горном Ученом Комитете. Трагическое происшествие на шахте «Итальянка» в 1912 году ускорило решение некоторых вопросов по дальнейшему совершенствованию безопасности работ на рудниках и постановке горноспасательного дела. Горным Департаментом был предпринят «мозговой штурм» для решения проблем газовых рудников Донбасса. В регион были одновременно командированы профессура и управленцы для обследования рудников и выработки решений: И.А. Тиме, Я.И. Хованский, А.А. Скочинский, В.И. Бокий, А.М. Терпигорев, В.А. Ауэрбах, М.М. Протодьяконов, Л.П. Семянников и другие.
На XXXVII-ом Съезде горнопромышленников юга России (25.11-04.12 1912 г) были поставлены «новые-старые» задачи горнопромышленникам и горным инженерам Дона на 1913 год, касающиеся спасательной службы в Донбассе:
- принять активное участие в пересмотре Правил для ведения горных работ в видах их безопасности, подготовленном правительством;
- приступить к строительству испытательной штольни и организации опытов;
- открыть вечерние курсы для рабочих при Макееевской, Голубовской и Грушевской спасательных станциях.
Большая и непростая работа по пересмотру Правил ведения горных работ на рудниках в видах их безопасности велась непрерывно в основном в Горном Ученом Комитете. Непростой она была в силу противоречий между ужесточением требований, предъявляемых к рудникам в части спасательного дела, и увеличением затрат на их выполнение горнопромышленниками. Очередной вариант Правил был подписан министром Торговли и Промышленности 31 августа 1911 года и распубликован для исполнения в ноябре и заменил Правила 1907 года. XIX раздел Правил назывался: «О мерах на случай взрыва рудничного газа, угольной пыли или возникновения пожара». Параграф 350 содержал обязательные нормы к спасательным артелям на каменноугольных копях:
- если копь входила в созданную систему спасения, то число членов артели должна быть не менее 4% от количества работающих в смене и на каждых 4 членов артели должен быть респиратор и электролампа (но не менее 3-х комплектов принадлежностей);
- если не входила, то не менее 6 человек; и на каждых 3-х членов, 2 респиратора и 2 лампы.
В случае аварии предписывалось действовать по Инструкции по организации спасательных работ в случае взрыва гремучего газа и угольной пыли или возникновения пожара. «Дедушка» современного Устава ВГСЧ в то время состоял из 36 параграфов.
В таком виде Правила просуществовали недолго. Открытая дискуссия, как в ученой среде, так и среди горнопромышленников и горных инженеров привела к их частичному пересмотру, 5-месячная работа по пересмотру Правил была завершена 18 мая 1913 года. Были переработаны, в том числе и требования, касающиеся вентиляции и спасательного дела. И в следующем 1914 году, 24 марта Министр Торговли и Промышленности подписал распоряжение о введении новых изменений в Правила.
С учетом опыта работы созданной системы спасательного дела в Донбассе, был значительно переработан §350. Впервые введены нормы, касающиеся не только рудничных артелей, но и групповых спасательных станций. Нормы для рудничных артелей различались в зависимости от участия в спасательной системе.
Если копь входила в общую систему спасения, то расстояние от копи до групповой станции не должна была превышать 5 верст. Состав рудничной артели, и оборудования копи зависел от расстояния до групповой станции.
Копь, не вошедшая в систему, должна была иметь собственную спасательную станцию. Нормы на число членов артели и количество респираторов зависели от максимального количества людей в смене.
Впервые введены в Правила требования к групповым спасательным станциям, как по составу, так и по оборудованию, в зависимости от максимального суммарного количества людей в смене обслуживаемых копей. Устанавливались: дежурство на групповой станции в количестве двух человек, необходимость связи между копями и станцией, сигнализации для членов артели, требования к оборудованию и персоналу.
Но все эти изменения вводились не сразу. Для копей содержащих гремучий газ давалось 2 года со дня опубликования, для начала их обязательного исполнения. Для не газовых копей – 3 года. Но последующие события не позволили, в полной мере оценить пользу этих нововведений.
Второе постановление было выполнено в 1913 году, закончена постройка испытательной станции по изучению гремучего газа и каменноугольной угольной пыли. Она была открыта в области войска Донского при Макеевской центральной спасательной станции. Об истории ее создания расскажем подробнее в отдельной статье.
Частично было выполнено и последнее постановление, об открытии вечерних курсов для рабочих при рудничных школах. Первые такие курсы были открыты осенью 1913 года при рудничной школе РДО и при школе десятников Вагнера. Заведующим курсами был назначен Д.Г. Левицкий. Успех был очевиден, более 700 человек подали заявки на обучение, так что пришлось ограничивать прием. Опыт решено было распространить на Голубовскую и Грушевскую станции, но из-за проволочек с утверждением Устава школ, это было сделано только в следующем году. Предписано было командировать заведующих указанными спасательными станциями в Макеевку для изучения опыта. Курсы были открыты в следующем году при рудничной школе РОПиТ и Голубовского рудника.
Вопрос о среднем и низшим горнозаводским образованием, стал актуальным в связи с нехваткой штейгеров. В 1912 году число штейгерских должностей в Донбассе составляло около 1000 человек, из них только половина имело среднее техническое образование. Действующие Лисичанская Штейгерская Школа и частное горное училище Полякова выпускало по 20 специалистов в год, и не покрывало убыль по разным причинам штейгеров. Вопрос с преобразованием ЛШШ в училище и его соответствующим расширением, а также с передачей училища Полякова в казенное управление решался медленно. К тому же с 1 июля 1912 года Екатеринославское высшее горное училище преобразовано в Екатеринославский горный институт и готовилось выпускать горных инженеров. Вопрос со средними специалистами решался назначением наиболее опытных рабочих на штейгерские должности, поэтому и было так важно давать рабочим начальные познания, необходимые для сознательного отношения к работе.
Спасательное дело в Совете Съезда горнопромышленников юга России было находилось в ведении технического отдела. Его возглавляли горные инженера, которые в той или иной степени занимались несчастными случаями на рудниках. В 1910 году – в первой половине 1911 года отдел возглавлял Петр Васильевич Кулибин. Со второй половины 1911 года Борис Николаевич Соколов, который неоднократно участвовал в спасательных работах на донских рудниках. После него (в 1913 году) технический отдел возглавил Шишкин Никандр Иванович, горный инженер «директорского» выпуска (Скочинский , Федорович, Антонович и др.).
В 1913 году, впервые со времени учреждения центральных спасательных станций, они были обревизованы на местах комиссиями технического отдела Совета Съезда. Было проверено состояние движимого и недвижимого имущества станций, проведены контрольные выезды и подготовленность команд к ликвидации нечастных случаев. В целом имущество находилось в хорошем состоянии, команды показали высокую готовность к выезду на аварии. Внесены отдельные замечания и вопросы доукомплектования оборудованием.
Продолжались и международные контакты по спасательному делу. Осенью 1913 года в Вене проходил 2-ой Международный конгресс, посвященный спасательному делу и предохранительным мероприятиям против несчастных случаев. Россию на нём представляли профессор А.А. Скочинский и заведующий Макеевской центральной спасительной станцией Д.Г. Левицкий. Более подробно об этом в отдельной статье.
Далее более подробно остановимся на изменениях, произошедших в работе отдельных донских спасательных станций и опыте спасательных работ на рудниках за указанное трехлетие.