Здесь после приземления военные сначала установили временный столбик (просто лом воткнули), потом бетонную плиту и деревянный обелиск.
А уже весной 1965 появился обелиск из нержавеющей стали – после январского визита Гагарина в Саратов на юбилей родного техникума. Дороги туда еще не было, а мост через Волгу заработал только летом. Космонавта перевезли на левый берег по железной дороге, а потом на машине – до Смеловки. О существовании этого населенного пункта уже знали во всем мире.
Обелиск стоит и сегодня. Это копия с монумента покорителей космоса в Москве, только там он высотой в 107 м., у нас – 27.
В 1966 г. саратовский облисполком принимает решение строить к месту приземления дорогу от трассы (3 км), разработать проекта парка (30 га) с дорожками, тротуарами, спортивными и игровыми площадками, скважиной для питьевой воды и павильоном «Космос».
В марте 1968, сразу после гибели Гагарина, создается комиссия по увековечению его памяти. Один из членов комиссии, Герман Титов, в сентябре 1968 г. посещает Саратов и предлагает установить на месте приземления бюст.
Скульптор из Энгельса Клара Матвеева, которой поручают решить эту задачу, сразу же понимает: бюст – не по масштабам задуманного парка, нужно ставить ростовую фигуру. Она и появилась здесь в 1971 г., к 10-летию полета, из белого цемента. За основу образа Матвеева выбрала один из снимков Гагарина в день приземления, на котором он с поднятой рукой выходит из штаба военного аэродрома.
В 1980-90-е годы студенты-дипломники саратовского политеха активно предлагали свои замечательные идеи развития парка, но, увы, они так и остались учебными работами. Я их видел, на мой взгляд, были очень интересные проекты. Возможно, некоторые их идеи реализуются уже сегодня.
Собственно, по-настоящему Парк покорителей космоса начал развиваться только к 60-летию легендарного полета. Этому предшествовала длительная переписка областного правительства с Москвой о необходимости передать памятное место в федеральную собственность (местному бюджету содержать его было не под силу).
Теперь вроде бы есть все. На дальнейшее развитие Парка из федерального бюджета выделены средства (в СМИ суммы разнятся – от 4,2 до 4,6 млрд. рублей). Существуют планы построить причал на Волге, для стоянки круизных пароходов. Естественно, и дорогу от причала к Парку. Появится интерактивный образовательный центр (что-то загадочное в белом камуфляже уже лежит в поле, ждет своего часа – см. фото).
Ну а нам остается ждать открытия и надеяться, что когда-нибудь «все флаги в гости будут к нам».