Найти тему
Урал-Пресс-Информ

Над Златоустовским городским прудом 60 лет назад поднялся в небо самолёт «Малыш»

Фото: Владимир и Сергей Белковский
Фото: Владимир и Сергей Белковский

Самый легкий в мире самолёт взлетел в небо над городом Златоустом (Челябинская область) в День космонавтики.

Эта история достойна стать отдельной страницей в летописи российской авиации. Самый легкий в мире самолет по имени Малыш был родом из Златоуста и свой первый полет в небо он совершил в этот знаковый день – 12 апреля – в День космонавтики. Было это давно – в далёком 1964 году.

«Малыш» был сконструирован и построен златоустовским самоучкой Львом Александровичем Комаровым и его помощниками – мальчишками из авиамодельного кружка, которым он тогда руководил во Дворце пионеров.

Одноместный «Малыш» оказался по тем временам самым лёгким в мире самолётом. Известие о нём облетело страницы многих центральных изданий, а сам самолёт совершил более 800 полётов.

«Взметнулся от пропеллера снежный вихрь, они, двенадцать юных конструкторов, ждали этой последней минуты, – писала в те годы газета «Комсомольская правда». – И раньше далеко улетали их модели, им приходилось даже парить на планерах. Но эта машина, любовно окрещенная «Малышом», не была ни моделью, ни планером. Это был их первый «взрослый самолет». Как-то, когда самолёт уже был готов, во Дворец пионеров приехал знаменитый лётчик Водопьянов. А потом слух о самолёте-малютке долетел до конструкторского бюро Антонова».

-2

В конструкторском бюро Антонова заинтересовались уральской новинкой: один из самых лёгких в мире самолётов, легче мотоцикла, а мотор целых 32 лошадиные силы.

Для взлёта самолету требуется всего 50 метров. Управление простое. Конструкторы написали в Златоуст письмо, пригласили Комарова для консультации.

Ему приходило много писем – спрашивали, как мотоцикл переделать в вертолёт. А из Америки златоустовский мастер получил письмо от астронавта – тот хотел приобрести «Малыша» для личного пользования.

«Малыш» - одноместный моноплан. Он был предназначен для спортивно-тренировочных полетов в пределах радиуса ста километров от аэродрома. Размеры кабины были как у учебного планера. Сиденье летчика взято со списанного самолёта ЯК-18. На самолёте был использован двигатель ЛК-2 собственной конструкции. Размах крыла – 6,9 метра, длина самолета – 4,75 метра.

Весил пустой самолет – 110 кг, взлетный вес его был 200 кг. Максимальная скорость – 110 км/час.

Льва Комарова взяли – без тогда ещё специального образования – в конструкторское бюро Антонова. Он экстерном закончил авиационный институт, что само по себе было случаем уникальным. Потом Комаров работал консультантом по авиационной технике в Польше, где под его руководством проектировались и строились самолеты АН-2, «Искра», АН-28. Он стал почётным гражданином Польши и заслуженным деятелем науки и техники Польши. А когда вернулся в Советский Союз, выйдя на пенсию, жил в Челябинске, где возобновил движение самодельщиков на Южном Урале.

-3

Лев Александрович работал директором клуба «Юный техник» производственного объединения «Полёт». Зимой Комаров неоднократно приглашал меня посмотреть на полёты. Один раз совершил полёт на планере и сам. Правда, в качестве второго члена экипажа вместе с Комаровым.

Полёт длился секунд десять, высота – на уровне макушек деревьев. Полёты проходили на берегу Шершневского водохранилища. Лёд на нём использовался в качестве лётного поля – такая возможность была только зимой и ранней весной.

«Пролетают над Златоустом большие самолёты, пролетают, но никогда не садятся – в уральском городе среди гор нет и ровной площадки для аэродрома. Но каждый год разлетаются по белу свету на больших и маленьких крыльях златоустовские мальчишки. Каждый ли наставник может похвастать, что воспитанники избрали его предмет делом жизни?», – писала тогда «Комсомолка».

Льва Александровича давно нет с нами. Экспозиция о нём создана в Златоусте, где он работал во Дворце пионеров. А ещё в этом городе проводится конкурс среди юных техников из Златоуста и Миасса, носящий имя Льва Комарова.

Как-то его сын – Александр Комаров – показал мне самолёт «Малыш», выгравированный на сувенирном топорике. Тогда же увидел «Малыша» в виде небольшой деревянной модели-копии, сделал её сам Лев Комаров.  На борту той модели было изображение бегущего Буратино.

«Мне было четыре года, когда отец построил «Малыша», – рассказал Александр Львович, – я был малышом и самолет так получил свое имя».

В вышедшей как-то энциклопедии «Челябинск» не встретил статьи про Комарова. А жаль.

Недавно у меня вышло дополненное издание книги «Разные судьбы». Есть в ней и глава «Крылья Комарова», иллюстрируют которую эти фотографии.

Автор: Сергей Белковский